Конспект подгруппового логопедического занятия по теме:
«Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков».
Лексическая тема: «Лес».
Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;
-коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Кто, где живет?», задания №4;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,
- коррегировать и развивать письменную речь на основе письменных упражнений;
2. Образовательные:
- учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,
- учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме.
3. Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе, занятию,
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование и материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики.
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, ребята. Сегодня мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать. Все звуки очень внятно, Чтоб было всем понятно! Давайте с вами сделаем зарядку для язычка.
1.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
1. УЛЫБКА
Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя
челюсть не должна выдвигаться вперёд.
2. ТРУБОЧКА
Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд
трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8
раз. Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал
губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.
3. УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА
Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 - 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» - «Трубочка» - «Улыбочка» - «Трубочка» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания.См. выше.
4. ЛОПАТОЧКА
Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный
язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким,
его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться
или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только
прикрывать нижнюю губу.
5. ИГОЛОЧКА
Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать
его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не
должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.
– Молодцы ребята!
А теперь мы с вами отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для вас задания. За каждое выполненное задание он будет давать вам грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у вас их набралось!
ЗАДАНИЕ № 1
1. Отгадайте загадки и напишите отгадку.
Солнца яркого боится. Ночью — хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о…? Сове.
|
|
- Какой первый звук в слове сова? - Звук [с]
- Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой.
- Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова».
Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы — Уши больше головы? Заяц.
|
|
- Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з].
- Какой это звук? - Согласный, звонкий.
- Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З».
Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите мне это — … Волк.
|
|
- Какой первый звук в слове «волк»? - Звук [в].
- Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». - А какой последний звук в слове «волк»? - Звук [к]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «К». - Напиши слово «волк».
Не любит семечки из шишек, А ловит бедных серых мышек. Среди зверей она – краса! Плутовка рыжая… Лиса.
|
|
Сколько звуков в слове «лиса»? - Четыре. - Назови третий звук в слове «лиса»? - Звук [с]. - Напиши слово «лиса».
ЗАДАНИЕ № 2.
- Вставьте пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).
Ду… (п/б), белый гри… (п/б), много бере…(з/с) , много яго…(д/т),
На какие группы можно разделить эти картинки? Почему? - На три группы: ягоды, деревья, грибы.
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.
ЗАДАНИЕ №3
«Кто где живет». - В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея. - В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук. - Запиши названия животных.
ЗАДАНИЕ№ 4.
- В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!
Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза. –
Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?) - Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.
- Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г].
- А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.
- Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.
- Молодцы, вы справилась с заданием.
- ЗАДАНИЕ 5.
Отхлопайте слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Посчитайте, по сколько грибов у вас стало? - Пять.
- Вот такую оценку ты получаешь сегодня на занятии!
Рефлексия.
- Нарисуйте тот смайлик, который соответствует вашему настроению. - Вам понравилось наше занятие?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.