Конспект подгруппового логопедического занятия по теме:
«Дифференциация звуков [В] и [Ф]»
Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [В] и [Ф]»
Грамматическая тема: «Звонкие и глухие согласные»
Лексическая тема: «Цветы»
Цель: дифференциация звуков [В] и [Ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
- дифференцировать звуки [В] и [Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- развивать орфографическую зоркость;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
- развивать конструктивный праксис;
- обогащать и актуализировать словарь по теме «Цветы»;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: картинки по теме «Цветы», картинки букв, счетные палочки, карточки для индивидуальной работы, меловая доска, мяч, магниты.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Здравствуйте, дети!
- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.
II. Основная часть.
Введение в тему
Отгадайте загадки и вы узнаете, с какими звуками мы будем работать сегодня на занятии. 1) Как зовут меня, скажи, Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый … (василек). Правильно. С какого звука начинается слово «василек»? [В] |
2) Красиво
на окошке,
В лучах стоит она.
Лиловенькие ушки,
Тихонько подняла.
И тут поможет нам смекалка,
Все зовут цветок ... (фиалка)
Правильно. С какого звука начинается слово «фиалка»? [Ф]
- Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить? ([В] и [Ф])
Характеристика звуков.
Сравнить звуки по акустическим признакам.
- Чем похожи эти звуки?
- Чем отличаются? ([Ф]- согласный, твердый-мягкий, глухой, потому что нет голоса, когда произносим. [В]- согласный, твердый-мягкий, звонкий, потому что произносится с голосом)
-Какими буквами обозначают эти звуки на письме? ( Буквами «В» и «Ф».)
Минутка чистописания.
– Кто из вас догадался, какие буквы будем сегодня писать на минутке чистописания? (В, в, Ф, ф.)
Запись в тетрадь.
Ребус
Отгадайте ребус и узнайте, о чем еще будем говорить на занятии.
ц,,ы
( Цветы)
-Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)
- Где растут цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях, в поле, в лесу.)
-Назовите, какие садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т. д.)
-Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)
-Как будет называться женщина садовник? (Садовница)
-А есть еще полевые, луговые цветы.
-Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василек и т. д.)
-Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)
- А у нас в классе растут садовые или полевые цветы? (В классе растут комнатные цветы.)
-Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)
Подбор однокоренных слов к слову цветы
- Вспомните, родственные слова к слову цветы. (Цветочек, цветик, цветной, цветочный (магазин), цветастый)
Дифференциация звуков [В] - [Ф] в слогах.
Игра c мячом «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись»
Ва – фа ву- фу- ву- фу ва- во- ву- вы
Фа- ва ва- фа- ва- фа фа- фо- фу- фы
Вао- ва- фа вы- фы- вы- фы ву- во- ва- вы
Фа- ва – ва во- фо- во- фо фу- фо- фа- фы
Игра «Наоборот»
- Я буду называть слог со звуком [В], а вы произносите - [Ф].
Ва
Во
Вы
Ви
Ву
Ва-во, вы-ву, во-ви и т.д. ( Фа, фо, фы, фи, фу, фа-фо, фы-фу, фо-фи).
Слоговая арифметика
Образуйте новое слово, используя предложенные формулы. Из слов берем нужный по формуле слог.
1+1
Финал + кусты (фикус)
Робот + зарядка (роза)
1+2+3
Вираж + Рио + камбала (виола)
Варенье + лосиха + кошелек (василек)
-Запишите слова в столбик в тетрадь. Образуете новые слова, назвав их ласково. Подчеркнуть буквы «В» -, «Ф» = чертами. (Запись в тетрадь и проверка)
Игра «4 лишний».
Я буду называть четыре слова, вы должны выбрать лишнее и объяснить почему.
1.Василек, ландыш, дерево, ромашка.
2.Одуванчик, колокольчик, земляника, календула.
3.Ромашка, колокольчик, роза, мухомор.
4.Тюльпан, рябина, василёк, гвоздика.
III . Физкультминутка. «Мы – цветы».
Раз, два, три, выросли цветы
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
Влево качнулись, низко прогнулись.
Вправо качнулись, низко пригнулись.
Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!
Составление словосочетаний
Подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Соедините их линиями.
Красивый вереск
Свежая фуксия
Высокий фикус
Фиолетовый василек
Влажный флокс
Фантастический вьюн
Выделить «В» - , «Ф» = чертами.
Работа у доски.
Закончите предложения, используя слова для справок.
Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.
Вера полила ... .
Ваня вырастил ... .
Федя увидел на дороге … .
Валя купила домой … .
Фаина собирала на лугу ... .
Вика пересадила в новый горшок … .
Слова для справок: вереск, фуксия, фикус, василек, флокс, вьюн.
Выделение слов со звуками [В]- [Ф] из текста.
Есть поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и специально для нашего занятия сочинил два стихотворения. В одном стихотворении много слов со звуком [В], а в другом - много слов со звуком [Ф]. Только вот незадача, Цветик не успел сосчитать, каких слов получилось больше в стихотворениях со звуком [В] или со звуком [Ф]. Давайте поможем ему. (Детям предлагается выкладывать на стол по одной счётной палочке, как только они услышат слово с заданным звуком.)
Считаем слова со звуком [В].
Ваня и Василий
Варежки купили,
Сева купил валенки,
Слава коврик маленький.
- Сколько слов со звуком [В] вы услышали? (7)
- Какие слова со звуком [В] вы услышали?
- Что купил Сева?
- Что купил Слава?
Считаем слова со звуком [Ф].
Надела Фая сарафан,
А Фома надел кафтан,
Митрофан надел фуражку,
А футболку надел Сашка.
- Сколько слов со звуком [Ф] вы услышали?(7)
- Какие слова со звуком [Ф] вы услышали?
- Что надела Фая?
- Что надел Сашка?
Конструктивный праксис
- Выложите из 7 счетных палочек цветок.
- Вспомните основные части цветка. (Стебель, лист, цветок, бутон, корень)
IV. Итог занятия. Рефлексия.
-Что нового узнали на занятии?
- Какие звуки сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Что больше понравилось? (Ответы детей)
- Спасибо за занятие, все молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.