Конспект урока русского языка в 6 классе
по теме «Повторение изученного о глаголе»
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме “Глагол”, проверить знания учащихся о глаголе как части речи, закрепить умение находить изученную часть речи, умение обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола, использовать глагол в речи.
Задачи урока:
– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте;
– развивать память (зрительную, слуховую), внимание учащихся;
– совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
– воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока)
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Слово учителя: тема урока, совместно с учениками – цели и задачи урока. В тетрадях – число, тема урока.
Сначала мы выясним - что знаем и помним о глаголе?
Задание «Закончи высказывания»
- Глагол – это часть речи, которая обозначает_______________. ( Приведите примеры).
- Глаголы отвечают на вопросы ___________________.
- Глаголы бывают ________и ________вида.
- Глаголы относятся к _____ и ______ спряжению.
- Глаголы бывают переходные и ______________.
-У глагола можно определить наклонение: __________, _____________, _____________.
- В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам: _____,______,_______.
- В предложении глагол является главным членом предложения - _____________.
· Упражнения на развитие речи, выяснения роли глагола в языке.
Глагол – необыкновенная часть речи. Глагол – самая живая часть речи, ведь назначение глагола – выражать само действие. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. Глаголы могут быть со значением речи, чувств, могут обозначать мимику, жесты и движения.
· Что обозначают следующие глаголы?
Крикнуть, улыбнуться, обрадоваться, построить, помахать.
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.
Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе. А.Н. Толстой
Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения.
Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.
Слова для справок: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.
Повторение морфологических признаков глагола.
· Вид глагола. Как определить? (вопрос)
Задание - исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
· Наклонения глагола.
Сказка. В некотором царстве, в некотором государстве жил- был умный и справедливый царь ГЛАГОЛ. Было у царя три сына - Условное наклонение, Повелительное наклонение и Изъявительное наклонение. Старшие сыновья были немного ленивы. Повелительное наклонение всегда о чем-то просил, что-то требовал, любил покомандовать: купите, принесите, поставь .Условное наклонение был мечтателем, фантазером. Но исполнению его желаний всегда мешала частичка БЫ: полетел бы, сделал бы. А вот Изъявительное наклонение был энергичным, веселым, любил путешествовать во времени. Его любимая тройка лошадей быстро переносила королевича в любое время: настоящее, прошедшее, будущее.
Задание – определить наклонение глагола, объяснить написание не с глаголами. Списать. У глаголов изъявительного наклонения определить время, число, род, лицо. Определить синтаксическую роль глагола в предложении.
· Повторение правописания –тся-ться в глаголах
Мне нравит(?)ся тебе нравит(?)ся.
Правило, образец рассуждения.
Дополнительное задание. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Кто уме…т веселит(?)ся, тот и горя (не)боит(?)ся.
(Не)годит(?)ся худым хвалит(?)ся.
Плох тот солдат, который (не)наде…т(?)ся стать генералом.
(Не)помуч…ш…ся — (не)науч…ш…ся.
День на день (не)приход…т(?)ся.
(Не ) делай другим того, чего себе (не)жела…ш… .
Подведение итогов урока, выставление оценок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.