Развивающее психологическое занятие для старшеклассников
«Обретение смысла жизни»
Цель занятия - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи:
· раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».
· развитие потребности обрести смысл жизни;
· воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Ход урока
Организационный момент, определение темы классного часа
«Конечно, всякий больной желает в первую очередь стать здоровым, а любой бедняк – когда-нибудь разжиться деньгами. Однако столь же верно и то, что оба стремятся к этому лишь затем, чтобы иметь возможность вести такую жизнь, какую они считают осмысленной, осуществить смысл своей жизни!" – цитируем книгу В. Франкла "Человек в поисках смысла".
Беседа
Большинство людей на определенном этапе своего развития задаются "проклятыми" вопросами "Зачем я живу?", "Каково мое место в мире?". Но ключ к тайне смысла нельзя найти раз и навсегда, скорее, личный смысл – это теорема, требующая постоянного доказательства. На протяжении жизни человек многократно возвращается к проблеме смысла, особенно в экстремальных ситуациях угрозы своему существованию или существованию его близких. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?
Что есть человеческая жизнь?
Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь. Знакомство со словарем
Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений, происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ.»
(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)
- Какое определение вам ближе и почему?
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
Задание
Для меня жизнь - поезд, который никогда не возвращается обратно.
В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой. Прочитайте его и выберите самую важную на ваш взгляд строчку, обоснуйте свой выбор.
Жизнь – это вызов,
прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Вывод: Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
Мы живем каждый день, встречая утро, день, ночь. И каждый день у нас проходит по-разному, каждую ситуацию мы должны воспринимать так, как этого требует ситуация, спокойно и обдуманно. Необдуманные решения тянут за собой отрицательные последствия
-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?
- Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся.)
- Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)
- Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)
Вывод: Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
Творческое задание
-Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя.
-Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, и определить, на какой же ступеньке вы сейчас находитесь. И про себя подумайте, чего же еще вам надо сделать для того, чтобы вы дошли до последней верхней ступеньки.
Затем учащиеся зачитывают свою лестницу (по желанию)
Подумайте, что вы можете сделать полезного будучи школьниками? (Ответы детей.)
Работа с эпиграфом
- Что же самое главное для человека?
- Согласны ли вы с этим?
- Почему тема нашего урока посвящена обретению смысла жизни?
Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни. Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит.
Вывод: (Н. Островский «Как закалялась сталь»)
«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.
Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее. Берегите и цените свою жизнь».
Итог занятия
Учитель: наш урок мне хочется закончить притчей:
Притча об отношении к жизни.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.
Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.А сегодняшний урок, может стал для кого-то из ас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.