Устный журнал
«Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?»
(для родителей детей 6-7 лет)
Цель: выработать вместе с родителями способы психологической подготовки ребёнка к школе.
Задачи:
1) создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
2) повышать компетентность родителей в вопросах психологической готовности детей к школе;
3) способствовать самостоятельному анализу родителями проблемы готовности ребёнка к школе;
4) способствовать поиску родителями эффективных способов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе.
Категория участников: педагог, психолог, родители.
Этапы
1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде мини-лекции, дискуссий, упражнений.
3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Предварительная работа:
1) проведение диагностики готовности детей к школе;
2) задание для родителей: принести на собрание фотографию ребёнка.
Материалы и оборудование:
1) стулья по количеству участников;
2) доска и мел;
3) видеопроектор и экран;
4) два школьных ранца и карточки для игры «Собери портфель» (Приложение 1).
Ход собрания
1. Вступительное слово педагога.
Дорогие родители, мы с вами встретились сегодня для того, чтобы вместе полистать «устный журнал» на тему «Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?» и вместе разобраться в этом вопросе.
Для начала давайте поприветствуем друг друга.
2. Игра «Привет!» (раскрепощение участников, создание доброжелательной атмосферы).
Участникам предлагается по очереди поприветствовать всех присутствующих разными способами. При этом не обязательно использовать слова, можно поздороваться и с помощью жестов. Главное условие – приветствия не должны повторяться. Например, «Здравствуйте! Всем привет! Добрый день! Приветствую вас! Рад вас видеть! Hello!». Кто-то может и просто помахать рукой, поклониться и т.д.
3. Первая страница нашего журнала «Диагностическая».
Цель этапа родительского собрания - сообщить родителям результаты диагностики детей, определить психологическую готовность родителей к поступлению ребёнка в первый класс.
Педагог или психолог сообщает общие результаты диагностики по выявлению уровня готовности детей к школе (по каким параметрам большинство детей получили высокие результаты, на что родителям стоит обратить внимание), а затем раздаёт каждому родителю результаты диагностики его ребёнка. По каждому ребёнку для родителей пишутся конкретные рекомендации. Уточнения и разъяснения по этому поводу даются на индивидуальных консультациях.
«Дорогие родители, вы узнали, насколько ваши дети готовы к школе, а теперь давайте узнаем, насколько вы сами психологически готовы к тому, что очень скоро Ваш ребёнок станет первоклассником».
Упражнение «Свободные ассоциации» (мини-диагностика психологической готовности родителей к поступлению ребёнка в школу).
«Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу „Скоро в школу“»?
Педагог побуждает открыто выражать свои эмоции по этому вопросу.
Ответы родителей могут быть различными, т.к. они испытывают разнообразные, иногда противоречивые чувства – от тревоги и озабоченности до чувства гордости и радости за своего ребёнка.
Психологическая готовность родителей к поступлению ребенка в школу – это готовность родителей к восприятию новой социальной роли ребенка, поступившего в школу (он становится учеником); осознание себя как родителя первоклассника и осознание новой структуры внутрисемейных отношений. Осознание родителями своей деятельности и роли на период поступления ребенка в школу способствует успешной социальной адаптации ребенка в школе. [1]
Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. И здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки. [2]
4. Вторая страница «Просветительская».
Мини-лекция «Что такое психологическая готовность ребёнка к школе» (повысить психолого-педагогическую компетентность родителей)
Готовность к школе включает в себя физиологическую, педагогическую, психологическую составляющую.
Физиологическая готовность. Состояние здоровья ребёнка должно позволять успешно проходить образовательную программу. Иногда дети испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья, поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки.
Педагогическая готовность. У ребёнка должна быть развита речь, мелкая моторика (чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме), он должен владеть навыками счёта, знаниями об окружающем мире. Самое главное, чтобы ребёнок имел достаточно высокий для его возраста (и для обучения в школе) уровень развития познавательных процессов – внимания, мышления, воображения и т.д.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться», - считает Л.А. Венгер.
Понятие « Психологическая готовность к школе» - включает в себя такие компоненты:
- мотивационный;
- личностный («внутренняя позиция школьника»);
- интеллектуальный;
- волевой.
Мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.
Стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе. Важно рассказывать детям о том, что именно значит «быть школьником», почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Всё это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».
А теперь давайте разберемся, что же такое интеллектуальная готовность - это наличие у ребенка высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определённые правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. [3]
5. Третья страница «Консультативная».
Просмотр видеолекции «Родителям будущих первоклассников» (информирование родителей о методах психологической подготовки ребёнка к школе).
Перед просмотром видеолекции педагог раздаёт родителям листы бумаги и ручки и предлагает записывать основные советы психолога по подготовке ребёнка к школе. (Не нужно стараться записать всё подробно, пусть это будут отдельные фразы, тезисы.) Необходимо проинформировать родителей, что данную видеолекцию они смогут скачать и посмотреть самостоятельно на портале «Омск РиД» (раздел «Обучающее видео»): http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/obuchayushchee-video.
После просмотра видеолекции, педагог рисует на доске дорогу к школе и записывает на ней рекомендации психолога, которые назовут родители. Каждая рекомендация обсуждается, для того чтобы определить, правильно ли её понимают родители. Важно уточнить, как именно родители могут выполнять данную рекомендацию. Родители задают свои вопросы, ответы на которые ищутся совместно с педагогами.
6. Четвёртая страница «Игровая».
Игра «Собери портфель» (активизировать мыслительную деятельность родителей, способствовать составлению родителями рекомендаций по подготовке к школе).
Участникам собрания необходимо разделиться на 2 команды – команду «родителей» и команду «детей». (Нужно настроить участников на то, чтобы они вошли в свои роли.) Каждой команде выдаётся ранец и карточки с различными советами – полезными и вредными (Приложение 1). Участникам необходимо собрать в портфель только полезные советы.
После того как портфели собраны, первой выступает команда «родителей», они озвучивают, какие советы положили в свой портфель. Затем выступает команда «детей», они озвучивают и аргументируют свой выбор. Данная часть игры позволяет родителям лучше понять своих детей и не забывать, что с поступлением в первый класс детство не заканчивается, детям так же необходима игра.
7. Пятая страница «Заключительная» (обратить внимание родителей на сильные стороны ребёнка, подвести итоги по основным вопросам собрания).
Родители, держа в руках фотографию ребёнка, называют его положительные качества, хвалят его. А затем говорят о том, как они будут помогать ребёнку психологически подготовиться к обучению в школе.
Упражнение «До свидания» (окончание собрания в положительном эмоциональном состоянии).
Участники по очереди говорят всем присутствующим что-либо на прощание, например, делятся своими эмоциями по поводу всего произошедшего, произносят какие-либо пожелания, благодарят друг друга за общение и т.д.
По окончании родительского собрания родителям выдаются памятки «Психологическая подготовка ребёнка к школе» (Приложение 2).
Источники:
1. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4145
2. URL:http://allshans.ru/psixologicheskie-sovety/rekomendacii-roditelyam/psixologicheskaya-gotovnost-roditelej-k-shkole/
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: «Знание» 1994.
4. URL: http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/obuchayushchee-video
Приложение 1
Карточки-советы
«Что нужно ребёнку, чтобы хорошо учиться в школе?»
Внимание родителей |
Поддержка родителей |
Умение кривляться |
Побольше игрушек |
Правильное питание |
Общение с друзьями |
Помощь родителей |
Прогулки на свежем воздухе |
Красивые тетрадки |
Режим дня |
Мультики |
Много сладостей |
Беготня по квартире с кошкой / братом / папой |
Уверенность в себе |
Приложение 2
Памятка для родителей
«Психологическая подготовка ребёнка к школе»
1. Формирование представлений о школе. О том, что такое школа, ребёнок знает пока только из рассказов старших ребят или родителей, из фильмов и мультфильмов. Эти представления могут быть далеки от реальности. Задача родителей – создать реалистичное представление о школе у ребёнка, но при этом оно обязательно должно быть позитивным. Отношение родителей к обучению в школе влияет на мотивацию ребёнка. Если родители положительно отзываются в присутствии ребёнка о школе и учителях, то и ребёнок будет относиться к ним так же. Не высказывайте в присутствии ребёнка никаких своих опасений по поводу школы, делитесь только позитивными ожиданиями. Настраивайте ребёнка на успех. Рассказывайте интересные, смешные, удивительные (но только не грустные или страшные) истории из своей школьной жизни. Покажите свои школьные фотографии. Познакомьтесь со школой и будущим учителем заранее.
2. Формирование учебной мотивации. Необходимо поддерживать познавательный интерес ребёнка. Дети по природе своей очень любознательны, и если родители не «отмахиваются» от них, а отвечают на все интересующие вопросы, то познавательный интерес сохраняется и развивается. Узнавая всё больше о природе, о технике, о человеке, ребёнок лучше понимает, как устроен мир и больше им интересуется. И тогда желание пойти в школу становится естественным следствием возрастающего познавательного интереса – ребёнок хочет в школу, чтобы узнать обо всём на свете ещё больше.
3. Никогда не заставляйте ребёнка заниматься, предупреждая о неминуемых трудностях в учёбе: «Не выучишь буквы, как в школе будешь учиться?!», «Надо учиться считать, а то потом в школе трудно будет!» и т.д. Такие фразы вызывают у ребёнка тревогу за будущее, а вовсе не желание учиться. Вообще не заставляйте ребёнка заниматься. Если он не хочет этого в дошкольном возрасте, значит, его природную любознательность уже заглушили и её нужно «оживить». Нужно найти индивидуальный подход к ребёнку. Через игру, через то, что ему нравится, постепенно возвращайте ребёнку интерес к новым знаниям. Если ребёнок любит играть машинками, считайте их (например, для того, чтобы устроить гонки, нужно знать количество участников). Любит танцевать? Изучайте геометрические фигуры, танцуя по кругу, квадрату и т.д. От вас потребуется проявить все свои творческие способности.
4. Дисциплина. Регулярные занятия в определённое время дня приучают ребёнка к организованности. Если ребёнок привык, что после обеда (ужина, прогулки и т.д.) вы занимаетесь (или идёте на подготовительные курсы), то вам не придётся тратить каждый раз время на уговоры, настраивать ребёнка на занятия. Нужно приучать ребёнка к усидчивости, к тому, чтобы доводить начатое дело до конца. Предлагайте ребёнку такие задания, с которыми он может справиться достаточно быстро и не успеет устать (у каждого ребёнка здесь своя норма, и если ваш ребёнок может сидеть за раскраской только две минуты, то нужно постепенно увеличивать время его работы). Умственную деятельность необходимо чередовать с физической, чтобы избежать переутомления. Не перегружайте ребёнка занятиями. Если ребёнок во время занятия начинает «ёрзать» на стуле, раскачиваться, это значит, что он устал и ему нужно немного подвигаться (побегать, поиграть, отдохнуть). Сами занятия не должны быть похожи на школьные уроки, с ребёнком нужно просто играть в развивающие игры. Если у вас достаточно богатое воображение и не занимать терпения, то вы справитесь с этой задачей. В противном случае лучше доверить подготовку ребёнка к школе педагогу.
5. Позаботьтесь об эмоциональном благополучии ребёнка. Тревожность, агрессивность, конфликтность, неуверенность ребёнка может отрицательно отражаться на взаимоотношениях со сверстниками. Ребёнок должен комфортно чувствовать себя в классе, чтобы не тратить свои силы и энергию на преодоление этих трудностей, а направить их на учёбу. Конфликты с одноклассниками могут повлиять на школьную успеваемость. В позитивном эмоциональном состоянии ребёнок легче справляется с возникающими трудностями. Если у вашего ребёнка есть какие-либо эмоциональные проблемы, то обязательно обратитесь за помощью к педагогу-психологу.
От подготовленности ребёнка к школе зависит его успех в обучении. Учитывайте все аспекты готовности ребёнка к началу школьного обучения - физическое и психологическое здоровье дошкольника, уровень его знаний, уровень его общего развития. Пользуйтесь помощью специалистов для того, чтобы грамотно подойти к этому вопросу и вовремя оказать ребёнку необходимую поддержку.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.