«Результаты 3 четверти. Эстетическое воспитание ребёнка в семье. Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка.»
Повестка.
1. Итоги 3 четверти.
2. Эстетическое воспитание ребёнка в семье.
3. Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка.»
4. Общие вопросы.
2. Сегодняшнее родительское собрание мы посвящаем эстетическому воспитанию ребенка. Эстетическая культура является одной из составляющих общей культуры личности.
Но в последнее время родители не видят необходимости в этом, ставя во главу угла интеллектуальное развитие ребенка. Современная ситуация в сфере образования сыграла в этом значительную роль. С одной стороны, появилась возможность с раннего детства, определив способности и склонности ребенка, отдать его учиться именно в ту школу, где он будет иметь возможность развиваться. Разнообразие же учебных планов и программ позволяет родителям сделать выбор - куда отдать учиться ребенка. Есть школы-гимназии, математические лицеи, школы с художественно-эстетическим и спортивным уклоном и т. д. С другой стороны, внедрение в образование рыночных отношений, сокращение бюджетных мест в вузах, появление платных образовательных услуг привело к тому, что родители уже с первого класса нацелены на то, чтобы дать ребенку максимум знаний.
«Будешь много знать, поступишь в хороший институт. Получишь престижную профессию, будешь много зарабатывать», - с первого класса внушается школьнику. Это, конечно, так. Но что получается на практике? Стремясь «заложить» в ребенка как можно больший багаж знаний, родители записывают его к многочисленным репетиторам, на дополнительные платные занятия по математике, английскому языку, информатике и т. д. Все меньше родителей стремятся дать ребенку дополнительное образование: музыкальное, хореографическое. «Мы не хотим, чтобы наш ребенок стал нищим художником», - рассуждают они.
В семье должно стать традицией посещение выставок, музеев, концертов, спектаклей. Часто у взрослых на это не хватает времени, и они отдают эту функцию школе. Но совместные просмотры и обсуждение спектаклей, концертов всей семьей дадут гораздо больший воспитательный эффект, т. к. родители в младшем школьном возрасте являются для детей самым главным авторитетом.
Чтобы узнать, какая роль в семье отводится эстетическому воспитанию в нашем классе, я провелиа среди учащихся анкетирование и составила сводную таблицу. Из полученных данных стало видно, что 3 % семей посещают выставки, 6 % семей ходят на концерты, 15% семей выезжают на природу, 6% семей вместе ходят на спектакли. Мечтают сходить всей семьей на спектакли 90 %, в музей 90 %, на выставку 90 %. Как видите, нам есть о чем задуматься, что для себя решить.
3. Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно.
Многие психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.
Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьника.
Без развитого воображения нет мыслительной деятельности.
Воображение как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, память, некоторые операции мышления.
Ни для кого не секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.
Одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления. Это невозможно сделать, если, развивать воображение без участия эмоциональной сферы.
Обучение ребенка сравнению, формирование у него культуры понимания и использования в речи средств выразительности, метафор и гипербол способствует развитию творческого мышления.
Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный интерес, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях и социальных контактах, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.
В школе ребенок получает эту возможность, но она является дозированной. Она только будит интерес ребенка, в семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.
Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается и тогда на помощь приходит фантазия.
С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть ему недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе к учебной.
Упражнения для развития воображения учащихся дома.
Упражнение 1.
Предложите своему ребенку на несколько секунд превратиться в :
- Тигра, крадущегося по джунглям;
- Робота;
- Парящую над скалами птицу;
- Инопланетянина;
- Вождя индейского племени;
- Пограничника.
Упражнение 2.
Предложите своему ребенку объяснить вам на что похожи:
- облака;
- солнце;
- яблоко;
- кривая линия;
- окно;
- треугольник.
Упражнение 3.
Предложите своему ребенку найти сходство и различие между предметами:
- мальчик и мужчина;
- цветок и ягода;
- платье и костюм;
- закат и рассвет;
- страна и город;
- квадрат и круг.
Упражнение 4.
Назовите ребенку сказочных персонажей из разных историй и попросите составить рассказ, в котором бы они были главными действующими лицами. Например, Баба Яга и Колобок.
Упражнение 5.
Предложите ребенку составить рассказ из предложенных вами слов. Каждое слово должно быть употреблено не более одного раза. Слова должны употребляться в том порядке, в котором вы их детям предложили. Например, солнце, дорога, шляпа, волк, остров, корабль, черепаха, радость, лес, слезы.
Упражнение 6.
Предложите ребенку рассказать сказку, которую он хорошо знает, на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок» - велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.
Упражнение 7.
Предложите ребенку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать и дать ему название.
Упражнение 8.
Отрабатывайте с ребенком дома понятия «выше, ниже, слева, справа, впереди, позади». Для этого поиграйте в игру, которая называется «Путаница». Вы называете предложение: «Шкаф стоит слева от окна. Ты согласен?». Ребенок должен либо согласиться, либо возразить вам.
Упражнение 9.
Предложите ребенку крылатое выражение и попросите его составить с этим выражением рассказ. Например, «У семи нянек дитя без носу».
Упражнение 10.
Начните с ребенком читать какой-нибудь рассказ и превратите его чтение, спустя несколько минут. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребенку сравнивать свой рассказ с прочитанным.
Упражнение 11.
Предложите ребенку придумать предложения со словами, у которых несуразные смысловые связи. Например, жук-стул, рыба-пожар, кит-сигарета, мухомор-диван.
Решение собрания
1. Усилить контроль по выполнению домашней работы и готовности к урокам.
2. Уделять более серьезное внимание эстетическому воспитанию в семье: чаще выходить вместе на выставки, в музеи, на концерты и т. п.
3. Вместе путешествовать, ходить в походы.
4. Найти резервы в учебном режиме ребенка для посещения кружков, школы искусств и т. п.
5. Выполнять упражнения для развития воображения учащихся дома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.