Родительское собрание на тему: "Школьная травля или буллинг. Кибербуллинг.
Как помочь детям"
В данной разработке рассказывается о том что такое буллинг, кибербуллинг, как с этим бороться, как помочь своему ребёнку, попавшему в ситуацию травли как в качестве жертвы, так и в качестве обидчика, и в качестве свидетеля
Уважаемые родители, сегодня мне хотелось бы вам рассказать об одной очень серьёзной опасности для ваших детей- буллинге (школьной травле).
Буллинг – это повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить.
Буллинг всегда преследует цель затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить.
Подвергать учащихся травле может как одно лицо, так и группа лиц.
С помощью информационно-коммуникационных технологий распространяются унизительные фотографии, оскорбительные сообщения и угрозы. Такое явление известно под названием кибербуллинг.
Физическое насилие в школе, в числе прочего, проявляется в драках, которые больше распространены среди подростков младшего и среднего возраста (11-15 лет). Подростки чаще вовлекаются в менее заметные, но более изощренные формы насилия, такие как словесные издевательства.
Нефизическое насилие проявляется:
Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге.
Причины и мотивы буллинга.
Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Причин довольно много. Разделим их на группы:
· психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
· социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
· семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
К мотивам буллинга можно отнести:
· зависть;
· месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
· самоутверждение в коллективе;
· стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
· желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Как определить, что ребёнок стал жертвой травли?
Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
· ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
· возвращается из школы подавленный;
· часто плачет без очевидной причины;
· ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
· нарушение сна и аппетита;
· синяки и ссадины на лице или теле.
Кто участвует в травле?
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
· с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
· неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
· с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
· с низким интеллектом и проблемами в учебе;
· «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.
Всех жертв объединяет невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:
· с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
· стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
· агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
· чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.
1. Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой.
2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
Влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием:
1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
2. Возникают депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
3. Самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.
Работа в группах.
Уважаемые участники: «давайте с вами разделимся на 2 группы». Участники рассчитаются на лимон- апельсин.
Сейчас мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы:
Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?»
Группа «апельсинов» постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок буллер?»
После обсуждения, представитель от каждой группы высказывается по данному вопросу.
Психолог подводит обсуждение родителей к конкретным рекомендациям, проговаривает их.
Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
· Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).
· Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
· Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
· Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
· Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу.
· При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
· Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
· Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
· Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне Выражайте сочувствие без оценок и комментариев.
· Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
· Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.
Если ваш ребенок — обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и она не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:
· Попробуйте создать ситуацию, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
Как этого добиться?
· Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
· Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
· Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.
· Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.
· Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок.
· Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
· Развивайте эмпатию.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Неосведомленность подростков о системе наказания лиц, не достигших возраста 18 лет, является одним из главных факторов, способствующих совершению преступления несовершеннолетними, но тем не менее не избавляет их от этой ответственности.
Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет.
И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?
Наладить контакты с учителями и одноклассниками;
Приглашать одноклассников в гости, особенно тех, кому он симпатизирует;
Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте и т.д. );
Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка.
Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.
Как вести себя родителям?
Советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.
Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Дорогие родители!
Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.
Мы знаем, что профессия родитель — самая трудная на Земле и требует постоянного внимания, терпения, мудрости и непрерывной работы, прежде всего, над собой и атмосферой в семье. Для ребенка жизненно важно видеть в вашем лице друга и помощника. И даже если ребенок не прав, вы не должны оставлять его одного со своей проблемой — будьте всегда на стороне своего ребенка. Если причина конфликта кроется в его поведении, то не нужно поддерживать поведение ребенка: «Умница, молодец, так им и надо». Следует сказать: «Да, я на твоей стороне, но ты попал в беду, и давай мы поймем вместе, как из этой беды выйти».
Важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать…
Рекомендации
научите вашего ребёнка поступать следующим образом во избежание попадания в группу риска по школьному буллингу:
Общие методические рекомендации для родителей
Если профилактические меры не помогли, и ваш ребёнок оказался жертвой
буллинга, Вам как родителям необходимо:
Советы родителям обижаемого ребёнка
Кибербуллинг. Как помочь ребёнку?
Исследования показывают, что пик вовлечения в киберагрессию приходится на пятые-шестые классы.
Обидчиков в кибербуллинге можно привлечь к административной ответственности:
Чтобы добиться компенсации морального вреда:
Чтобы привлечь обидчиков к уголовной ответственности:
Обратиться в полицию с заявлением о преступлении.
Ст.119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью)
Ст.12.1 УК РФ (клевета).
Ст.163 УК РФ (вымогательство).
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме. Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний). Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход. Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором. Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.