Конспект родительского собрания в формате круглого стола:
«Я сам!» (во второй младшей группе)
План:
¾ Введение
¾ Теоретическая база: что такое кризис? Особенности кризиса трех лет? Самостоятельность детей младшего возраста.
¾ Практическая часть: решение проблемных ситуаций, проигрывание реагирования, разделение опыта.
¾ Заключение: обобщение, составление рекомендаций, обратная связь.
Ход собрания:
Возрастные особенности. Кризис трех лет:
Начнем с того, что мы подразумеваем под словом «кризис»?
Кризис – есть переломный момент; столкновение с препятствиями в реализации жизненных потребностей и невозможность справится с данным столкновением, используя только привычные средства. Другими словами, кризис – противоречие, необходимое для развития и перехода на новую ступень.
Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Этот период характеризуется разрушением, пересмотром старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам!». Психологи рассматривают его как феномен, ведущий к самостоятельности, познавательной активности малыша. Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:
- уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;
- новые способы познания окружающего мира;
- позитивные модели поведения.
Наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества), возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы, бунты). Это обуславливается перестройкой организма и мировосприятия ребенка на новую систему как социальных отношений, так и выражения самости.
Кризис также характеризуется двумя линиями: либо независимости - негативизм, упрямство, агрессивность; либо кризис зависимости - плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.
Я готова ответить на Ваши вопросы о теоретических основах.
Что требует пояснения?
Для закрепления предлагаю Вам поиграть. Игра «Наш малыш»
Цель: создание условий для сотрудничества, краткая диагностика детско-родительских отношений.
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш малыш любит с нами играть.
Беседа о самостоятельности.
Стихотворение «Я сама» (И. Муравейка)
- Давай будем одеваться …
- Я сама! Я сама!
- Пойдём, будем умываться …
- Я сама! Я сама!
- Ну идём хоть причешу я …
- Я сама! Я сама!
- Ну давай хоть накормлю я …
- Я сама! Я сама!
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто наши детки стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Как вы считаете, может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Однако, часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
Дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?». Осложнения в отношениях ребенка и взрослого (в силу непонимания взрослым особенностей ребенка, в силу реагирования) приводит к: негативизму, упрямству, строптивости, своеволию. Подведение итогов. Родители делятся опытом.
Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?
Родители делятся опытом
Итак, дети стремятся к самостоятельности, т.к. возростные новообразования требуют этого. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»
Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детками:
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Что же требуется от взрослого при воспитании самостоятельности?
Нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Каким образом Вы обучаете своих деток самостоятельности?
Действительно, здесь эффективен и личный пример, и игровые формы, и получаемый опыт ребенком.
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Давайте попробуем проанализировать различные ситуации:
Ситуация:
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос:
Какие действия нужно предпринять взрослым?
Ситуация:
На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос:
Как должна поступить мама в этой ситуации?
Давайте попробуем составить ряд рекомендаций, которые помогут Вам воспитывать самостоятельность деток.
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».
В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
Сверхопека и сверхконтроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!
Заключение. Обратная связь: охарактеризуйте наше собрание - понравилось/ не понравилось, полезно/бесполезно. Что для себя вынесли? О чем хотели бы еще поговорить? Нужны ли такие встречи?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.