Семинар для классных руководителей и
мастеров производственного обучения
«Психологические особенности детей – сирот»
«Прежде чем
осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь,
попробуй его слёзы, почувствуй его боль, споткнись о каждый камень, о который
он споткнулся... И только после этого говори, что ты знаешь - как правильно
жить!»
Потребности в любви, в эмоциональной привязанности, ласке, радости, простом человеческом счастье – врожденные потребности каждого человека. И для каждого человека прежде всего именно мать и отец являются базовым объектом эмоциональной привязанности, эмоционального тепла.
Будущее человека, его жизненный сценарий, на которых базируется его личностное и интеллектуальное развитие, предопределены именно тем, насколько удовлетворены эти потребности. Как же удовлетворяются (могут быть удовлетворены) в течение жизни данные потребности у ребенка сироты?
В чем причины их личностного своеобразия и взаимодействия с миром и другими людьми?
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только одна: стараться не думать о том, что с ними случилось.
Ф. № 5. Почему же дети-сироты считаются особыми детьми, почему к их воспитанию должен быть особый подход? Попробуем разобраться. Итак: В раннем детском возрасте. Смотрим на таблицу.
В семье. Мать и отец, присутствуют в процессе общения практически каждый день, а также близкие родственники – возникает эмоциональная привязанность ребенка, его любят, уделяют внимание его развитию и т.д. Внимание ребенка направлено на саморазвитие, т.к есть уверенность в безопасности.
В учреждении закрытого типа. Воспитатели, нянечки работают посменно, по этой причине психика ребенка в младенческом и младшем дошкольном возрасте испытывает большие эмоциональные перегрузки, происходит своеобразный ступор в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии. Внимание ребенка направлено на поиск объекта привязанности, отсутствует уверенность в безопасности.
Ф. №6. Психологические травмы. В семье в случае непродолжительной разлуки с родителями (мама работает, уезжает на несколько дней, уходит в магазин, и т.д.)
Родственники успокаивают: «Мама (отец) к тебе приедет, будет с тобой, все будет хорошо. Развитие «страдает», но ненадолго. Требования в любви, ласке, уверенности в безопасности удовлетворяются - спокойное развитие согласно возрасту.
В учреждении закрытого типа. Травма разлуки – родители отказались, лишены родительских прав, умерли и т.д. Ребенок такую разлуку воспринимает как предательство. Ребенка мучает вопрос: «Почему? Если меня бросили, значит, я плохой». Почва для развития низкой самооценки. Естественного процесса личностного, интеллектуального и эмоционального развития быть не может. Не любовь, не привязанность являются главными в детских учреждениях – УХОД!
Ф. №7. Ребенок, который волею судьбы остался без попечения родителей, так и воспитывающийся в неблагополучной семье испытывает сложные, смешанные чувства.
Что такое смешанные чувства? Чтобы это понять, обратимся к короткометражному фильму режиссера Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь».
Думаю, что комментарии к судьбе этой девочки излишни, но, по Вашему желанию, я могу ответить на Ваши вопросы.
Ф. №8. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое. Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями – невозможно. .И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Разлука с семьей, даже неблагополучной,- утрата для ребенка, которая сопровождается процессом переживания горя.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита.
Ф №9.
Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу.
а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи, и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.
б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на "предавших" их родителей. На "разлучников" - милицию и детский дом, которые "вмешались не в свое дело". Наконец, на приемных воспитателей - как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.
Ф.№10. в) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. . "Почему это случилось со мной?", "Я - плохой ребенок, со мной что-то не так", "Я не слушался родителей, плохо помогал им - и меня забрали. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя.
С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.
Ф. №11. г) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями.
Или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, также - за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей., если его собственные родители умерли.
Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, - в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.
Ф. №12 Для воспитанников детских домов характерно отставание в следующих областях психического развития:
• 1. В сфере общения со взрослыми
Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка - сироты, является дефицит отношений совместности с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей. В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную.
Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что, в свою очередь, блокирует развитие автономности, инициативности.
Ф.№13. 2. В сфере общения со сверстниками
В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «мы»). Это затрудняет освоение детьми - сиротами социально- ролевых позиций друга, партнера, конкурента.
Ф. №14.
В эмоционально - волевой сфере . Эмоционально-волевая сфера ребенка - сироты характеризуется:
• пониженным фоном настроения;
• бедной гаммой эмоций;
• однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;
• склонностью к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик, приподнятое настроение – в угрюмость и агрессию);
Ф.№15.
· однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;
· эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;
· неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;
· повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
· основной направленностью положительных эмоций на получение все новых и новых
· удовольствий;
чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью; непониманием эмоционального состояния другого человека.
Ф.№16 4. В самосознании
Развитие всех аспектов самосознания ( познавательного- образ-Я, эмоционального- самооценка, поведенческого- рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей - сирот характерно ситуативное, « сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Ф.№17. Трудности социализации детей - сирот связаны с редукцией, обеднением основных источников социализации:
А) у детей – сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный, асоциальный характер.
Б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально - ролевых отношений, в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе.
Ф.№18 В) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
Г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Ф.№19.Что же касается возраста наших обучающихся, то психика в период от 14 до 17 лет характеризуется следующим:
Мотивационно-потребностная сфера социальных сирот с переходом от младшего к старшему подростковому возрасту характеризуется возрастанием мотивации, отвечающей принципу удовольствия, в ущерб мотивации, подчиненной принципам реальности и ценности. Такой возрастной мотивационный сдвиг неизбежно ведет к затруднениям личностного развития, задержке и искажению процессов социализации и индивидуализации подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации.
Существенной особенностью воспитанников интернатов является избыточное половое возбуждение (гиперсексуальность). Причина этого кроется в невозможности для детей, социально выбитых из колеи, использовать свою энергию позитивно
Ф. №20 Подводя некоторые итоги, обозначим, что: особенности социального развития сирот обусловлены рядом факторов:
Ø особенностями психического развития;
Ø условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;
Ø обеднением и изменением характера влияния источников социализации.
Ф.№21. Работа в творческих группах.
1. Упражнение «Модальность»
– Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в школе и дома?
«Ты должен хорошо учиться!»,
«Ты должен думать о будущем!»,
«Ты должен слушаться взрослых!».
А теперь проанализируйте, что говорят педагоги о себе, обращаясь к подростку.
«Я могу тебя наказать…»,
«У меня есть полное право…»,
«Я знаю, что делать…».
Что же получается в результате? Те
слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования,
а то, что касается самих взрослых, – модальность возможного.
Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной
конфликтов.
Ф.№22-29. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействии!
Ф. №30. Итак. Обучающиеся – сироты требуют нашего особого внимания!
1. Доброжелательного, честного и заинтересованного отношения к себе;
2. Необходимо: по возможности снимать комплекс неполноценности и одиночества;
3. Обязательно: содействовать созданию обстановки внимания и комфортности в группе.
Ф.№31. Рекомендации семинара
1. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться
формировать в техникуме положительную мотивацию обучения, создавать
психологическую обстановку коллективного, обучения, познавательного поиска.
2. Развивать совместную (педагога и обучающегося) внеурочную деятельность
(клубы по интересам, экскурсии и т.п.)
3. Преподавателям и мастерам П.О. обращать особое внимание на
психологические контакты с обучающимися - сиротами. С этой целью проводить
совместные консультации, тренинги, круглые столы по социальным и
психологическим темам.
4. Формировать и поддерживать позитивные межличностные отношения в
группах обучающихся. Чутко и своевременно реагировать на случаи травли,
жестокого отношения обучающихся друг к другу.
5. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.