Конспект «Создаём наглядную модель сказки «Колобок»

  • docx
  • 09.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие колобок.docx

Муниципальное   автономное  дошкольное   образовательное  учреждение

«Детский  сад  № 36  общеразвивающего вида»

 

                                                                                                   

 

 

 

Конспект

Образовательной  деятельности  в  средней  группе

«Создаём  наглядную  модель  сказки  «  Колобок»

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  Поздеева Л. В.

 

Цель:  Развитие  умения  выделять  основные  действующие  лица  и  последовательность  основных  эпизодов  художественного  текста.  Обозначение  героев  сказки  с  помощью  наглядной  модели.

Задачи:

1.Знакомство  с  новой  моделью  сказки;

2.Вызвать  интерес  к  новому  виду  моделирования;

3.Учить  обозначать  героев  сказки  с  помощью  наглядной  модели,  учитывая  их  размеры;

4.Развивать  способность  выражать  отношения  к  героям  сказки  через  символические  средства;

5.Расширять  словарный  запас  детей.

6.Воспитывать  интерес  к  народному  фольклору.

Предварительная  работа:

Чтение  сказки  «Колобок», пересказ, драматизация, рассматривание  иллюстраций  к  этой  сказке, загадывание  загадок.

Материал:

Книга,  символические  средства (квадраты  разного  размера),  картинки  с  изображением   персонажей  сказки  (колобка,  зайца, волка,  медведя,  лисы).

Ход  занятия:

Здравствуйте,  дети!  Сегодня  у  нас  много  гостей,  поздоровайтесь  с  ними.  Сегодня  у  нас  будет  необычное  занятие:  мы  будем  составлять  схемы  к  сказке. 

На  прошлом  занятии  я  вам  читала  сказку   «Колобок».  А  хотите  сами  прочитать   сказку?  Для  этого  мы  каждого  героя   обозначим  квадратиком:  подберём  каждому  герою  свой  квадратик.  Кого  встретил  колобок   первым,  когда  убежал   от  бабушки  и  дедушки?

Правильно,  зайца,  и  я  обозначу  зайца  вот  таким  квадратом.  А кто  догадался,  почему  я  обозначила  самым  маленьким  квадратом?  (Устанавливаем  соответствие  между  размером   квадрата – модели  и   качеством  героя,  в  данном  случае  размером).

Следующие  квадраты  выбирают  дети,  обосновывая  свой   выбор.

После  этого  спрашиваю  у  детей:  «А  вы  согласны   с  таким  решением?»

-Итак,  у  нас  на  доске  не  просто  квадраты,  они  персонажи  сказки.  Давайте  попробуем   выстроить   наших  героев  по  росту  (выстраиваем).

Физминутка: 

  Раз - присядка,   два -  прыжок –

Это  заячья  зарядка.

А  лисята  как  проснутся,  любят  долго   потянуться,

Обязательно  зевнуть,  ну,  и  хвостиком   вильнуть.

А  волчата – спинку  выгнуть  и  легонечко  подпрыгнуть.

Ну,  а  мишка   косолапый,  широко  расставив  лапы:

То  одну,  то  обе  вместе,  долго  топчется  на  месте.

А  кому  зарядки  мало -  начинаем  всё  сначала.

Далее  рассматриваем  модель.

-А  как  же  так  получилось,  ведь  лиса  не  самая  большая,  а  колобка  съела?  (дети  должны  обнаружить  у  лисы   новое  качество- хитрость).

-Смотрите,  что  получается,  оказывается,  не  потому  лиса  колобка  съела,   что  самая  большая,  а  потому,  что  она самая   хитрая!   Давайте   вспомним,  в  чём  её  хитрость?  (Если  не  догадаются,   то  задать  вопрос: «Колобок  понимал  зачем  его  лиса  просит  сесть  на  язычок?)

-А  остальные  звери   действовали  хитро?   Что  они  говорили  при  встрече  с  колобком?

Значит,  они  не  догадались   приманить  колобка  к  себе  поближе,  обмануть  его,  а  лиса  догадалась.  Какая  она?  А  остальных   зверей  мы  как  назовём?  (бесхитростные,  простодушные).

-Кто  может  объяснить,  что  значит  бесхитростные?   Правильно,   кто  хитрить  не  умеет.

А  сейчас   давайте  квадратами  другого  цвета  обозначим  героев,  но   уже  не  по  их  размеру,  а  по  их  хитрости.  А  чтобы  не  запутаться,  по  хитрости  мы  будем  обозначать   зверей  не  белыми,  а  чёрными  квадратами.

-Заяц  был  бесхитростным,   обозначим  его  вот  таким  квадратом  (помещаем  маленький  чёрный  квадрат  под  картинкой  с  изображением 

зайца).   

- Вот  мы  и  обозначили  зайца.  А  вот  какой  квадрат  нужно  взять  для  волка? (если  ответят   побольше,  то  попросить   доказать  почему). 

-Чем  волк   оказался  хитрее  зайца?  И  т. д.

-Как  же  так  получилось,  что  у  нас  два  ряда  героев?

1)……………………….-по   росту;

2)……………………….- по   хитрости.

Предложить   детям   прочитать  схемы:   заяц,  волк,  медведь – бесхитростные,   а  лиса -  хитрая.

-А  вот  если  бы  мы  переместили  сюда  и  колобка,  то  каким  бы    квадратом  е го  можно  было  его  обозначить?

-Звери  смогли  перехитрить   колобка?   Как  он от  них  ушел?

Подвести  детей  к  тому,  что  он  действовал  разумно:  пел  песенки,  отвлекал   внимание  от  всех,  кроме  лисы,   укатился.

-Так  каким  же  квадратом  обозначим  колобка?  (Средним,  потому  что  он  обманул  некоторых  зверей,  но  его  самого  перехитрила  лиса,  т. е.  колобок   хитрее  зайца,  волка,  медведя,  а  лиса  хитрее  его).

На  следующем  занятии  мы,  используя  схемы,  покажем  эту  сказку  детям

другой  группы.     А  вечером  вы  можете  загадать  такую  загадку – схему  родителям.

Спасибо  за  занятие.