Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 общеразвивающего вида»
Конспект
Образовательной деятельности в средней группе
«Создаём наглядную модель сказки « Колобок»
Подготовила: Поздеева Л. В.
Цель: Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста. Обозначение героев сказки с помощью наглядной модели.
Задачи:
1.Знакомство с новой моделью сказки;
2.Вызвать интерес к новому виду моделирования;
3.Учить обозначать героев сказки с помощью наглядной модели, учитывая их размеры;
4.Развивать способность выражать отношения к героям сказки через символические средства;
5.Расширять словарный запас детей.
6.Воспитывать интерес к народному фольклору.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Колобок», пересказ, драматизация, рассматривание иллюстраций к этой сказке, загадывание загадок.
Материал:
Книга, символические средства (квадраты разного размера), картинки с изображением персонажей сказки (колобка, зайца, волка, медведя, лисы).
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними. Сегодня у нас будет необычное занятие: мы будем составлять схемы к сказке.
На прошлом занятии я вам читала сказку «Колобок». А хотите сами прочитать сказку? Для этого мы каждого героя обозначим квадратиком: подберём каждому герою свой квадратик. Кого встретил колобок первым, когда убежал от бабушки и дедушки?
Правильно, зайца, и я обозначу зайца вот таким квадратом. А кто догадался, почему я обозначила самым маленьким квадратом? (Устанавливаем соответствие между размером квадрата – модели и качеством героя, в данном случае размером).
Следующие квадраты выбирают дети, обосновывая свой выбор.
После этого спрашиваю у детей: «А вы согласны с таким решением?»
-Итак, у нас на доске не просто квадраты, они персонажи сказки. Давайте попробуем выстроить наших героев по росту (выстраиваем).
Физминутка:
Раз - присядка, два - прыжок –
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну, и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - начинаем всё сначала.
Далее рассматриваем модель.
-А как же так получилось, ведь лиса не самая большая, а колобка съела? (дети должны обнаружить у лисы новое качество- хитрость).
-Смотрите, что получается, оказывается, не потому лиса колобка съела, что самая большая, а потому, что она самая хитрая! Давайте вспомним, в чём её хитрость? (Если не догадаются, то задать вопрос: «Колобок понимал зачем его лиса просит сесть на язычок?)
-А остальные звери действовали хитро? Что они говорили при встрече с колобком?
Значит, они не догадались приманить колобка к себе поближе, обмануть его, а лиса догадалась. Какая она? А остальных зверей мы как назовём? (бесхитростные, простодушные).
-Кто может объяснить, что значит бесхитростные? Правильно, кто хитрить не умеет.
А сейчас давайте квадратами другого цвета обозначим героев, но уже не по их размеру, а по их хитрости. А чтобы не запутаться, по хитрости мы будем обозначать зверей не белыми, а чёрными квадратами.
-Заяц был бесхитростным, обозначим его вот таким квадратом (помещаем маленький чёрный квадрат под картинкой с изображением
зайца).
- Вот мы и обозначили зайца. А вот какой квадрат нужно взять для волка? (если ответят побольше, то попросить доказать почему).
-Чем волк оказался хитрее зайца? И т. д.
-Как же так получилось, что у нас два ряда героев?
1)……………………….-по росту;
2)……………………….- по хитрости.
Предложить детям прочитать схемы: заяц, волк, медведь – бесхитростные, а лиса - хитрая.
-А вот если бы мы переместили сюда и колобка, то каким бы квадратом е го можно было его обозначить?
-Звери смогли перехитрить колобка? Как он от них ушел?
Подвести детей к тому, что он действовал разумно: пел песенки, отвлекал внимание от всех, кроме лисы, укатился.
-Так каким же квадратом обозначим колобка? (Средним, потому что он обманул некоторых зверей, но его самого перехитрила лиса, т. е. колобок хитрее зайца, волка, медведя, а лиса хитрее его).
На следующем занятии мы, используя схемы, покажем эту сказку детям
другой группы. А вечером вы можете загадать такую загадку – схему родителям.
Спасибо за занятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.