Штербова Лилия Васильевна Актуальные проблемы обучения в современной начальной школе // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 16.04.2021).
№ |
Идеи |
Цитата |
Страница |
1 |
Умение учителя держать баланс между свободой и принуждением, как одна из проблем обучения |
Одной из ключевых проблем обучения в современной начальной школе является умение учителя держать баланс между свободой и принуждением. С одной стороны, федеральный государственный стандарт начального общего образования ставит одной из своих целей развития способности в организации своей деятельности, иными словами, развитие самостоятельности свободного управления своей учебной деятельностью, а с другой – ФГОС НОО, являясь «совокупностью норм и требований», сам о себе выступает как ограничитель этой свободы в силу своей жестко-правовой природы. |
С.28 |
2 |
Противоречие между целями и методами обучения |
Из названной проблемы обучения в современной начальной школе вытекает следующая –противоречие между целями и методами обучения. Важно обратить внимание на то, что любое обучение в априори сопряжено с ограничением, принуждением и, условно говоря, насилием учащихся. С другой же стороны, никак не контролируемая самостоятельность в организации учебной деятельности и, в целом, свобода школьника может не только способствовать снижению ее результативности и эффективности. Однако, если бы речь шла о формировании учебной исполнительности младших школьников, то такая модель обучения через принуждение, ограничением, возможно и была бы уместна. А в случае, если требуется формирование учебной самостоятельности, мы, собственно, наблюдаем отсутствие корреляции между целью и методами обучения. |
С.29 |
3 |
Противоречия между новыми принципами и целями образования и уже давно сложившейся практикой обучения. |
ФГОС НОО нацеливает учителя на воспитание у младших школьников способности, умения и навыка к саморазвитию, формирования у них учебной самостоятельности, и, одновременно с этим, многие учителя по-прежнему следуют «правилам» прошлого образовательной политики – осуществляют обучение средствами принуждений и подчинения. Здесь будет логичным говорить о том, что вследствие подобной тактики обучения, не учитель учит ученика, а наоборот, т.е. это учитель ставит цели, следует им в учебной деятельности, планирует учебную деятельность, осуществляет ее контроль и оценку. Таким образом, появляется вопрос – возможно ли формировать и развивать в младших школьников учебную самостоятельность традиционными, привычными средствами принуждения и подчинения, при этом не подавляя ее. |
С.29 |
4 |
Формирование у младших школьников умения учиться |
...считаем целесообразным рекомендовать учителям современной начальной школы актуализировать сам концепт развития свободной активности, самостоятельности младших школьников как императивной цели обучения…. В стандарте определена цель формировать у детей младшего школьного возраста умение учиться, которое А.Г. Асмоловым понимается как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирования умений, включая организацию этого процесса». Такое умение младшего школьника самостоятельно организовывать и осуществлять свою учебную деятельность и подразумевает категорию учебной самостоятельности, структурными составляющими которой являются целеполагание, планирование, учение, оценка и самоконтроль. |
С.29 |
5 |
Использование средств опосредованного управления |
считаем целесообразным рекомендовать учителям использование средств опосредованного управления. …опосредованное управление – это управление с помощью создания соответствующей образовательной среды. При этом, учитель управляет учениками не непосредственно, отдавая им прямые указания или инструкции, а нужным образом конструирует и регулирует окружающую среду, предоставляя им возможность для самостоятельной деятельности именно в рамках этой среды. В отношении средств опосредованного управления интересно высказался когда-то Ж.Ж. Руссо. Он отмечал, что это должны быть средства «хорошо направленной свободы», которые позволяют учителю осуществлять непрямое, косвенное управление обучением и развитием учащихся. Л.С. Выготский писал, что «социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом. <…> Педагог «изменяя среду, воспитывает ребенка» |
С.30 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.