Тема занятия: «Свободная роспись по ткани»
Цель занятия:
Научить обучающихся расписывать ткань в технике холодного батика.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическое обеспечение занятия:
Специализированная литература, видеофильм, ноутбук, монитор, выставка панно.
Раздаточный материал:
Инструкционные карты.
Материалы и инструменты:
Пяльцы, ткань с рисунком и нанесенным резервом, краски акриловые и анилиновые, кисти, ватные палочки, рамка, утюг, фартуки
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Ознакомление с темой занятия.
3. Ознакомительный материал из истории возникновения батика.
4. Ознакомительный материал по технологии изготовления батика.
5. Видеофильм «Узелковый и холодный батик».
6. Техника безопасности.
7. Практическая работа: Изготовление панно в технике холодного батика.
8. Оценка работы обучающихся.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-приветствие обучающихся;
-проверка наличия обучающихся на занятии;
-выявление готовности обучающихся к занятию;
2. Сообщение темы занятия.
Тема нашего занятия: «Свободная роспись по ткани».
Сегодня мы познакомимся с историей возникновения ручной росписи по ткани, с видами этой росписи и попробуем сами сделать панно в технике холодного батика.
Невозможно передать трепет красочного слоя, переливы ткани, изысканность рисунка и то волнение, которое испытываешь, разворачивая запаренное изделие.
Батик – в переводе с индонезийского означает - «капля воска» или «рисование горячим воском».
Определение:
Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Виды батика
Сибори Холодный батик
(складной батик)
Горячий батик
Узелковый батик
Свободная роспись
Материалы и инструменты:
1. Ткань (шелк, х/б, шерсть, синтетика)
2. Резервирующий состав.
3. Резервуар, уайтспирит.
4. Рама или пяльцы.
5. Краски: анилиновые или акриловые.
6. Кисти, тампоны ватные.
7. Емкость для запаривания.
8. Утюг.
Педагог: Чем же отличаются виды батика? А различаются они своей технологией изготовления.
А) Для того, чтобы сделать свободную роспись надо грунтовать ткань. Сама техника напоминает живопись. Это делается для того, чтобы краски не растекались по ткани. Для грунтовки ткани используют желатин, солевой раствор, отвар из рисовой муки с добавлением желатина, крахмал. После того как загрунтованная ткань высохла, ее начинают расписывать.
Б) В технике холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина.
Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку – резервуар. И наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками. После того как все краски нанесены, ткань нужно запарить в автоклаве, а в домашних условиях в кастрюле. Техника запаривания сложна, а результат запаривания неизвестен.
В) Горячий батик: в качестве резерва используют горячий воск. Его наносят на ткань в качестве контура или покрытия отдельных участков. По окончании росписи резерв удаляется с помощью утюга.
Г) О технике узелкового батика я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм. Просмотр видеофильма «Узелковый и холодный батик».
Д) Техника Сибори отличается от узелкового батика тем, что изделие или ткань складывают особым образом, а потом производят окрашивание. После окрашивания ткани в любой из данных техник производят запаривание ткани. Если изделие не требует стирки, можно вместо запаривания прогладить утюгом через рыхлую бумагу.
Мы познакомились с разными техниками изготовления батика, а теперь переходим к практической работе.
Техника безопасности:
* У вас на столах находятся краски, кисти, ватные палочки и ткань, запяленная в пяльцы. На ней уже нанесен рисунок, который обработан резервом по контору.
* Вам остается лишь аккуратно раскрасить рисунок, но прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам о правилах безопасности.
* Контур рисунка мы наносили резервом, который находится в стеклянной трубочке, ей нужно пользоваться осторожно, не нажимать на нее, т.к. она может лопнуть от нажима. Резерв изготовлен на основе бензина, резинового клея, парафина, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.
* Промывают резервуар уайтспиритом, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.
* А теперь давайте приступим к работе.
* Выполнение практической работы обучающимися.
Практическая работа закончена. Нам остается просушить роспись, прогладить ее утюгом и оформить в рамку.
Заключительный этап.
Беседа о том, что в работе было сложно, что получилось сделать легко, понравилась ли данная техника обработки ткани.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.