РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
1 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
технология, авторы Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
2020 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели изучения технологии в начальной школе:
Ø Приобретение личного опыта как основы обучения и познания.
Ø Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью.
Ø Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
Ø Духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями.
Ø Формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других.
Ø Формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности.
Ø Развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
Ø Формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
• Внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
• Умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин.
• Коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.).
• Первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты.
• Первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера.
• Творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
· Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
· Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
· Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
· Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
· Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
· Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
· Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
· Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
· Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Технология» в 1 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
1.1 – 1.8 Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты. Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие «технология»
Экскурсия в природу. Знакомство с яркостью красок в природе, многообразием и изящностью форм. Работа с природным материалом. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
2. ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 5 часов)
2.1 – 2.4 Работа с пластилином. Знакомство со свойствами пластилина. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Осмысление этапов проектной деятельности. Отработка приемов работы с пластилином. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина.
Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с пластилином. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания.
3. БУМАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ (16 часов)
3.1 – 3.16 Работа с бумагой и картоном. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Изготовление елочных игрушек из полосок цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру).
Работа с бумагой. Изготовление макета колодца из разных материалов. Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека. Создание из бумаги моделей. Знакомство со способами и приемами изготовления изделий в технике оригами.
Работа с различными материалами. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). Коллаж. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа.
4. ТЕКСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 5 часов )
4.1 – 4.5 Работа с текстильными материалами. Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалами. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков перевивов змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления изделия.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (35 – 40 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Проекты:
1) «Аквариум»
2) «Скоро Новый год!»
3) «Украшаем класс к Новому году»
4) «Чайный сервиз»
5) «Речной флот»
Контрольные работы:
Административная контрольная работа (май)
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
№ урока в разделе |
Содержание (раздел, тема урока) |
Сроки проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
ПРИРОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ (8 часов) |
|||||
1 |
1.1 |
Рукотворный и природный мир города и села (экскурсия). |
01.09-04.09 |
|
|
2 |
1.2 |
На земле, на воде и в воздухе. Экскурсия в школьные мастерские |
07.09-11.09 |
|
|
3 |
1.3 |
Природа и творчество. Природные материалы. Экскурсия в городской сквер |
14.09-18.09 |
|
|
4 |
1.4 |
Листья и фантазии. Экскурсия в городской сквер |
21.09-25.09 |
|
|
5 |
1.5 |
Семена и фантазии. Растения. Получение и сушка семян. |
28.09-02.10 |
|
|
6 |
1.6 |
Композиция из листьев. Что такое композиция? |
05.10-09.10 |
|
|
7 |
1.7 |
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? |
12.10-16.10 |
|
|
8 |
1.8 |
Природные материалы. Как их соединить? |
19.10-23.10 |
|
|
ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 5 часов) |
|||||
9 |
2.1 |
Материалы для лепки. Что может пластилин? Баночка для мелочей |
26.10-30.10 |
|
|
10 |
2.2 |
В мастерской кондитера. Как работает мастер? Узор из пластилиновых шариков в крышке |
09.11-13.11 |
||
11 |
2.3 |
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Пластилиновая живопись |
16.11-20.11 |
|
|
12 |
2.4 |
Наши проекты. Аквариум.
|
23.11-27.11 |
|
|
13 |
2.5 |
Наши проекты. Аквариум.
|
30.11-04.12 |
|
|
БУМАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ (16 часов) |
|||||
14 |
3.1 |
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. |
07.12-11.12 |
|
|
15 |
3.2 |
Наши проекты. Скоро Новый год!
|
14.12-18.12 |
|
|
16 |
3.3 |
Наши проекты. Скоро Новый год!
|
21.12-25.12 |
|
|
17 |
3.4 |
Бумага и картон. Какие секреты у бумаги и картона? |
11.01-15.01 |
|
|
18 |
3.5 |
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? |
18.01-22.01 |
|
|
19 |
3.6 |
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Фигурки оригами. «Бабочка» |
25.01-29.01 |
|
|
20 |
3.7 |
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Фигурка «Божья коровка», «Птица». |
01.02-05.02 |
|
|
21 |
3.8 |
«Наша родная армия». Подарок ко Дню Защитника Отечества. |
08.02-12.02 |
|
|
22 |
3.9 |
Ножницы. Что ты о них знаешь?
|
22.02-26.02 |
|
|
23
|
3.10 |
Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет. |
01.03-05.03 |
|
|
24 |
3.11 |
Шаблон. Для чего он нужен? Как изготовить его из листа бумаги? Весенний цветок. |
09.03-12.03 |
|
|
25 |
3.12 |
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? |
15.03-19.03 |
|
|
26 |
3.13 |
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? |
05.04-09.04 |
|
|
27 |
3.14 |
Весна. Какие краски у весны? |
12.04-16.04 |
|
|
28 |
3.15 |
Настроение весны. Что такое колорит? Весенние цветы из креповой бумаги. |
19.04-23.04 |
|
|
29 |
3.16 |
Праздники и традиции весны. Какие они? Корзинка для пасхального яйца. |
26.04-30.04 |
|
|
ТЕКСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 5 часов ) |
|||||
30 |
4.1 |
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Маковые узелки. |
03.05-07.05 |
|
|
31 |
4.2 |
Игла-труженица. Что умеет игла? Лучи – узелки на солнышке. |
10.05-14.05 |
|
|
32 |
4.3 |
Итоговая административная контрольная работа |
17.05-21.05 |
|
|
33 |
4.4 |
Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Закладка |
24.05-28.05 |
|
|
34 |
4.5 |
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Игольница. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.