Конспект Тема урока: «Счастье в сирени живет»

  • docx
  • 30.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 СЧАСТЬЕ В СИРЕНИ ЖИВЕТ 4 классе.docx

http://www.playcast.ru/uploads/2018/04/12/25036817.jpgПриложение 5

 

 

Конспект урока  

(4 класс)

 

 

Тема урока: 

«Счастье в сирени живет»

 

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С. В. Рахманинова

 

 

Задачи:

Ø  закрепить понятие: музыкальные жанры: песня, романс, вокализ;

Ø  развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

Ø  развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова;

Ø  воспитание любви и уважения к Родине через призму творчества С. В. Рахманинова;

Ø  пробудить у учащихся интерес к музыке композитора, желание слушать ее не только на уроке, но и вне его;

Ø  понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

Ø  оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием;

Ø  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Виды деятельности на уроке: Слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование.

Комплексно – методическое обеспечение: 

ИКТ, инструмент, фонохрестоматия.

Новизна идей: 

внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе,

метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)

Ход урока:

1.Музыкальное приветствие

2.Распевка Упражнения музыкальные в тональности До мажор.

З.Повторение и выразительное пение выученных песен: «Не крутите пёстрый глобус» ; «Ровесники ,ровесницы»; « Если б не было школ». Работа над дикцией и фразировкой.

4.Разучивание песни « Изгиб гитары жёлтой». Чему нас учит эта песня? Какой характер музыки? Повторение 2 и 3 куплетов. Пение по группам и рядам

5.Слушание.

Звучит музыкальный фрагмент - «Вокализ» - С. Рахманинова.

Учитель читает на фоне музыки:

«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».

Учитель: - Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?

Дети: - Это Сергей Рахманинов – «Вокализ».

Учитель: - Верно. Сергей Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений. В начале учебного года мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром - С. Рахманинова, с «Вокализом». Что такое вокализ?

Дети: - Так называется мелодия, которая поеется голосом без слов.

Продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста - С. В. Рахманинова.

Учитель: - Мы с вами, сегодня знакомимся с одним из самых известных романсов С. Рахманинова – «Сирень». Романс был написан композитором в 1902г., когда он решил обвенчаться с Н. А. Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора, вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально-живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.

Запишите название романса и автора слов - в тетрадь.


Цитата: «…в творчестве Рахманинова, этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в основу, светла и жизнеутверждающа».

Слушаем романс в исполнении превосходной, уже теперь бывшей, солистки БТ – Елизаветы Владимировны Шумской.

(после прослушивания) Учитель: - Каково ваше впечатление? Кто из вас искал своё счастье, в пяти лепестках цветка сирени?

Ответы детей.

Учитель: - Для того, что бы понять произведение, необходимо разобраться с вокальным жанром – «романс». (пишу слово на доске) 

Учитель: - Какое у этого слова определение?! Обратимся за знаниями к различным источникам. Обратите внимание, на сопровождение романса: в нем – завораживающее своей неизменностью легкое колыхание - ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени. Слышно начальную интонацию романса.

Послушайте нижний басовый голос сопровождения, как он вторит светлому сопрано.

Учитель: - Напомню: Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Двигаемся под музыку.

Учитель: - Хорошо, у некоторых из вас, получилось точно уловить темп; некоторые интересно импровизируют. Попробуем все вместе продирижировать пару предложений. По трехдольной сетке. Внимание: на первую долю – приходится пауза – смотрите в учебник на нотную запись.

Дирижируем.

Учитель: - Молодцы! Садитесь, ребята, продолжим наш урок.

С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.

Посмотрите на портрет С. В. Рахманинова – художника К. Сомова.

 

Описание картины Константина Сомова «Портрет С. В. Рахманинова»

 

Учитель: - Композитор изображен на фоне родной природы, не в интерьере в стиле рококо, не на однотонном темном фоне – а именно весной в саду. Может это потому, что в его музыке удивительные музыкальные пейзажи?! Послушаем, что сказал сам художник о замысле этой картины.

Рефлексия.

Учитель: Для того чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.

1. Что такое «романс»?

А) Вокальное сочинение.

Б)Темп музыки.

В) Веселый танец.

2.Какое название цветов-кустарников использует Рахманинов для названия своего романса:

А) Роза.

Б) Жасмин.

В) Сирень.

3.На стихи, какой поэтессы написан романс Сирень?

А) Анны Ахматовой.

Б) Екатерины Бекетовой.

В) Агнии Барто.

4. Какой художник написал портрет С. Рахманинова в весеннем саду?

А) И. Е. Репин.

Б) Б. М. Кустодиев.

В) К. Сомов.

5. Чем романс отличается от песни?

А) Текст романса более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

Б) Ничем.

Учитель: - Вы молодцы!

Вывод:  - Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И вновь оценили потрясающую мелодичность, русскую песенность его произведений. Познакомились с вокальным жанром – романс.

6. Домашнее задание

7. Оценки за урок. (Оценка «5»: за 5 наклеек; за полноту и оригинальность ответов, за сообщения; за исполнение и импровизацию и т. д.)

 

 

 

Описание картины Петра Кончаловского «Сирень в корзине»