1.1. Природное и общественное в человеке
(человек как результат биологической
и социокультурной эволюции)
1. Человек, индивид, личность |
Все люди, живущие на Земле относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). |
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода. |
Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. |
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания.
|
2. Теории происхождения человека
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
1)
религиозная теория. Подразумевает божественное происхождение человека.
Душа – источник человеческого в человеке.
2) космическая
теория – человек является существом внеземным, пришельцы из космоса,
посетив Землю, оставили на ней человека.
3) Материалистическая теория:
Теория Эволюции Чарльза Дарвина. Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. |
Естественнонаучная теория Фридриха Энгельса. Главная причина эволюции – это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык. |
3. Двойственная природа человека
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. |
2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность. |
||||
Биологические признаки человека:
Например, и человек и обезьяна могут подобрать палку и сбить предмет с дерева. Но, человек, в отличие от обезьяны, освободил себе две развитые кисти руки. Подумаем, для чего? Возможно, для производства орудий труда, материального производства. На это обезьяна уже не способна. |
Социальные качества человека:
Прежде всего, это создание орудий труда (с помощью развитой кисти руки, абстрактного мышления). С их помощью и при помощи речевой коммуникации человек коллективно трудится (производит материальные блага). Членораздельная речь делает возможным общение – передачу чувств, эмоций, знаний. Все это – виды деятельности человека (а не просто инстинктивной активности животного). Итак, социальные качества: 1. деятельность 2. создание орудий труда 3. коллективный труд 4. общение. |
Основные отличия человека от животного:
· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
! |
Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью.
( фактически синоним и один из важных признаков) |
Примеры заданий
Задание №1
Человек в отличие от животного способен
Задание №2
В отличие от животного человек способен
Задание №3
Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя |
1) Индивид |
Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода |
2) Индивидуальность |
В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств |
3) Личность |
Задание №4
Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Задание №5
Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Задание №6
Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
Эталон ответа:
1. Абстрактное мышление позволяет человеку создавать архитектурный проект дома.
2. Членораздельная речь позволяет контактировать строительство этого дома в бригаде.
3. Особое строение кисти руки позволяет человеку производить труда.
Задание №7
Прочитайте текст и выполните задание: что автор понимает под гуманистическими представлениями о человеке?
Гуманистические представления о человеке возникли со времени Ренессанса. По смыслу этих представлений, назначение человека заключалось в том, чтобы быть самодержавным хозяином своей собственной жизни и верховным властителем мира. Согласно такой позиции, вера в Бога казалась неоправданной и духовно гибельной верой в начало, порабощающее человека, препятствующее его самоопределению и свободному творчеству, к которому он призван по своей собственной природе.
Человек осознал себя земным богом.Человек уверовал в свою способность и призвание покорять, усовершенствовать, одухотворять мир. Отсюда слепая, благодушно-оптимистическая вера в обеспеченность непрерывного умственного и нравственного прогресса, в легкую возможность осуществления «царства Божия» на земле, убежденность в том, что «человек добр по своей природе». Но как быть, если стремление к добру и стремление к удовлетворению земных желаний, жажда власти и безграничной свободы не совпадают? Обожествление человека в его природном существе неизбежно приводит к аморализму, нигилизму: человек как неограниченный самодержец есть хозяин и над своей моралью.
Вера во всемогущество человека, в его доброе по природе естество была поколеблена еще в прошлые века. Первый удар был нанесен ей Французской революцией, когда царство свободы, равенства и братства быстро превратилось в царство разъяренной кровожадной черни. Еще более убедительное обличение несостоятельности этой веры принесло наше время, когда под тонкой оболочкой просвещенного европейца обнаруживается неукрощенная звериная природа, демонические силы садизма и отвержения элементарных начал нравственности.
Гуманизм привел к Декларации прав человека и гражданина и к Великой французской революции. Он стал утверждать себя как высшее начало, человека и человечество — как высшую святыню, отвергая всякую сверхчеловеческую Святыню. Поэтому, отмечал Бердяев, весь гуманистический освободительный процесс двойствен: он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии самообоготворения. Во всех освободительных революциях была несомненная правда, восстание против несомненной лжи, освобождение от рабства, но было и новое зло, обоготворение человеческой стихии, поклонение новому земному богу.
Эталон ответа
1. Человек — самодержавный хозяин своей собственной жизни и верховный властитель мира.
2. Вера в Бога неоправданна, она порабощает человека, препятствует его самоопределению и свободному творчеству.
3. Человек осознал себя земным богом, уверовал в свою способность и призвание покорять, усовершенствовать, одухотворять мир.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.