Конспект темы и образцы заданий 1.1 кодификатора ЕГЭ-2021 по обществознанию
Оценка 4.6

Конспект темы и образцы заданий 1.1 кодификатора ЕГЭ-2021 по обществознанию

Оценка 4.6
docx
04.10.2020
Конспект темы и образцы заданий 1.1 кодификатора ЕГЭ-2021 по обществознанию
Конспект темы и образцы заданий 1.1 кодификатора ЕГЭ-2021 по обществознанию.docx

1.1.        Природное и общественное в человеке

(человек как результат биологической

и социокультурной эволюции)

 

1.      Человек, индивид, личность

Все люди, живущие на Земле относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный).

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода.

Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания.

 

2.      Теории происхождения человека

 

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).


1)  религиозная теория. Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

2) космическая теория – человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человека.
3) Материалистическая теория:

Теория Эволюции Чарльза Дарвина. Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими.

Естественнонаучная теория Фридриха Энгельса. Главная причина эволюции –  это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык.

3.      Двойственная природа человека

 

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

1.           Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

2.             Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность.

 

Биологические признаки человека:

 

Естественные

для природы

Уникальные

для природы

* Инстинктивная

  активность

* Млекопитание

* Живорождение

* Использование  

    предметов

    природы

*Развитый головной

   мозг

*Абстрактное

  мышление

* Членораздельная речь

*Прямохождение

*Особое строение

  кисти руки

         Например, и человек и обезьяна могут подобрать палку и сбить предмет с дерева. Но, человек, в отличие от обезьяны, освободил себе две развитые кисти руки. Подумаем, для чего? Возможно, для производства орудий труда, материального производства. На это обезьяна уже не способна.

 

Социальные качества человека:

   

Прежде всего, это создание орудий труда (с помощью развитой кисти руки, абстрактного мышления). С их помощью и при помощи речевой коммуникации человек коллективно трудится (производит материальные блага). Членораздельная речь делает возможным общениепередачу чувств, эмоций, знаний. Все это – виды деятельности человека (а не просто инстинктивной активности животного).

        Итак, социальные качества:

1.                       деятельность

2.                       создание орудий труда

3.                       коллективный труд

4.           общение.

 

Основные отличия человека от животного:

 

·       Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

·       Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

·       Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

·       Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

·       Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

 

!

Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью.

 


( фактически синоним и один из важных признаков)

Примеры заданий

 

 

Задание №1

Человек в отличие от животного способен

  1. совершать привычные действия
  2. предварительно обдумывать свое поведение
  3. проявлять эмоции
  4. заботиться о потомстве

 

Задание №2

В отличие от животного человек способен

  1. реагировать с помощью чувств
  2. вырабатывать условные рефлексы
  3. удовлетворять потребности
  4. прогнозировать результаты действий

 

Задание №3

Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя

1) Индивид

Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

2) Индивидуальность

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

3) Личность

 

Задание №4

Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. существо биологическое
  2. сознательно выдвигает цели деятельности
  3. живет среди себе подобных
  4. обладает способностью к творчеству
  5. производит орудия труда с помощью других орудий
  6. обладает врожденными инстинктами самосохранения

 

Задание №5

Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. способность к преобразовательной деятельности
  2. стремление к самореализации
  3. умение приспосабливаться к природным условиям
  4. устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
  5. потребность в воде, пище, отдыхе
  6. способность к самосохранению

Задание №6

Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

         Эталон ответа:

1.     Абстрактное мышление позволяет человеку создавать архитектурный проект дома.

2.     Членораздельная речь позволяет контактировать строительство этого дома в бригаде.

3.     Особое строение кисти руки позволяет человеку производить труда.

 

Задание №7

Прочитайте текст и выполните задание: что автор понимает под гуманистическими представлениями о человеке?

 

Гуманистические представления о человеке возникли со времени Ренессанса. По смыслу этих представлений, назначение человека заключалось в том, чтобы быть самодержавным хозяином своей собственной жизни и верховным властителем мира. Согласно такой позиции, вера в Бога казалась неоправданной и духовно гибельной верой в начало, порабощающее человека, препятствующее его самоопределению и свободному творчеству, к которому он призван по своей собственной природе.

Человек осознал себя земным богом.Человек уверовал в свою способность и призвание покорять, усовершенствовать, одухотворять мир. Отсюда слепая, благодушно-оптимистическая вера в обеспеченность непрерывного умственного и нравственного прогресса, в легкую возможность осуществления «царства Божия» на земле, убежденность в том, что «человек добр по своей природе». Но как быть, если стремление к добру и стремление к удовлетворению земных желаний, жажда власти и безграничной свободы не совпадают? Обожествление человека в его природном существе неизбежно приводит к аморализму, нигилизму: человек как неограниченный самодержец есть хозяин и над своей моралью.

Вера во всемогущество человека, в его доброе по природе естество была поколеблена еще в прошлые века. Первый удар был нанесен ей Французской революцией, когда царство свободы, равенства и братства быстро превратилось в царство разъяренной кровожадной черни. Еще более убедительное обличение несостоятельности этой веры принесло наше время, когда под тонкой оболочкой просвещенного европейца обнаруживается неукрощенная звериная природа, демонические силы садизма и отвержения элементарных начал нравственности.

Гуманизм привел к Декларации прав человека и гражданина и к Великой французской революции. Он стал утверждать себя как высшее начало, человека и человечество — как высшую святыню, отвергая всякую сверхчеловеческую Святыню. Поэтому, отмечал Бердяев, весь гуманистический освободительный процесс двойствен: он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии самообоготворения. Во всех освободительных революциях была несомненная правда, восстание против несомненной лжи, освобождение от рабства, но было и новое зло, обоготворение человеческой стихии, поклонение новому земному богу.

                     Эталон ответа

1. Человек — самодержавный хозяин своей собственной жизни и верховный властитель мира.

2. Вера в Бога неоправданна, она порабощает человека, препятствует его самоопределению и свободному творчеству.

3. Человек осознал себя земным богом, уверовал в свою способность и призвание покорять, усовершенствовать, одухотворять мир.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1

Биологические признаки человека:

Биологические признаки человека:

Задание №6 Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального

Задание №6 Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2020