Конспект теоретического материала «Физическое и нервно-психическое развитие грудного ребенка»
Оценка 4.9

Конспект теоретического материала «Физическое и нервно-психическое развитие грудного ребенка»

Оценка 4.9
Лекции
docx
30.05.2021
Конспект теоретического материала «Физическое и нервно-психическое развитие грудного ребенка»
Конспект теоретического материала по ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Конспект ФР и НПР груд. реб.docx

Конспект теоретического материала

 ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

Тема:  Физическое и нервно-психическое развитие грудного ребёнка

 

Цели:освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

          – проведение профилактических мероприятий

          – освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

           населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

              неинфекционных заболеваний.

 

Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:

–  современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,  

    возможные факторы, влияющие на здоровье, направления 

    сестринской деятельности по сохранению здоровья.

 

Учебные вопросы:

1. Изменение роста

2. Изменение массы тела

3. Изменение окружности головы

4. Изменение окружности грудной клетки

5. Оценка ФР ребёнка

6. АФО нервной системы. Оценка НПР

 

       Учебная информация:

Физическое развитие – комплекс генетически обусловленных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

   Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы, увеличение длины тела)  и развитие (дифференцирование различных органов и систем, созревание) – это 2 основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, в другие – процессы развития различных органов и систем.

   Выделяют 4 периода нарастания роста и массы:

I  – 1-4 года – I-е округление (подкожно-жировой слой равномерный, туловище цилиндрической формы, овал лица круглый)

II   – 4-7 лет   – I-е вытягивание (увеличивается рост, уменьшается подкожно-жировой слой, усиливается рельеф лица)

III  – 7-11 лет – II-е округление 

IV  –12-15 лет –II-е вытягивание     

 Для оценки ФР грудного ребенка основными показателями являются масса, рост, окружность головы, окружность грудной клетки (это антропометрические показатели); общее состояние.

Признаки физического развития:

1.     Антропометрические – оценка массы тела, длины тела, окружностей грудной клетки,  головы, голени, плеча и т.п.

2.     Функциональные – жизненная емкость легких, кистевая и становая силы, физическая работоспособность и т.п.

3.     Соматоскопические – форма позвоночника, степень жироотложения, развитие  мускулатуры, осанка, форма ног, стоп и т.п.

4.     Биологические – зубная формула, пропорции тела, степень развития вторичных  половых  признаков.

 

1. Изменение роста.

   Длина тела имеет особо важное значение, т.к. отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма.

L0 = 48-52см (50)

Чем моложе ребенок, чем интенсивнее он растет.

L1год =  L0 + 25см

L1год  = 50+25=75см

 

  1). Нормальный рост грудного ребенка можно рассчитать исходя из ежемесячных и ежеквартальных прибавок (См. приложение №1):

I  квартал жизни (1, 2, 3 мес.) – общая прибавка  ∆ L = 9см (по 3 см в месяц)

II квартал жизни (4, 5, 6 мес.) – общая прибавка  ∆ L = 7,5см (по 2,5 см/мес.)

III квартал жизни (7, 8, 9 мес.) – общая прибавка  ∆ L = 4,5см (по 1,5 см/мес)

IV квартал жизни (10, 11, 12 мес.) – общая прибавка  ∆ L = 3см (по 1 см/мес.)

 

  2).Рост можно также рассчитать исходя из примерного нормального роста 6-ти месячного ребенка:

L6 =66 см         … – 2,5   –  2,5   –  66   +  1,5  +  1,5 +…

                        …    4мес.   5мес.   6мес.   7мес.  8мес.   …

Рост грудного ребенка измеряют на горизонтальном ростомере а положении лежа.

 

2. Изменение массы тела.

   В отличии от роста масса тела является лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин.

m0 =3200-3500г

   Физиологическая убыль массы доношенного новорожденного =3-10%, максимальная потеря приходится на 4-й день жизни (150-300г); восстанавливается первоначальный вес к 10-му дню. После этого масса неуклонно увеличивается, причём скорость её нарастания в грудном возрасте тем выше, чем моложе ребенок.

  1). Нормальный вес грудного ребенка можно рассчитать исходя из ежемесячных прибавок (См. приложение №2):

За 1-й месяц ∆ m = 600г

За 2-й месяц ∆ m = 800г

За 3-й месяц ∆ m = 800г

За 4-й месяц ∆ m = 750г

За каждый последующий месяц ∆ m уменьшается на 50г по сравнению с предыдущим.

   Общая прибавка за 1-й год жизни = 7150г

 

  2). Вес можно также рассчитать исходя из примерного нормального веса 6-ти месячного ребенка:

m 6 = 8200г     …  –  800  –  800  –  8200  +  400  +  400  +  …

                        …     4мес.   5мес.    6мес.     7мес.   8мес.

 

  3). Вес можно также рассчитать исходя из среднемесячных прибавок за 1-е и 2-е полугодия жизни

m˂6мес. = m0  + 800 × n                                    где n = 1-6 мес.

m˃6мес. =  m0  + 800 × 6 +400 × (n– 6)             где n = 7-12 мес.

             n – возраст ребенка в месяцах

             ∆ m за 1-е полугодие 800г

             ∆ m за 2-е полугодие 400г

 

3. Изменение окружности головы.

ОГ отражает ФР ребенка и общие закономерности биологического развития, а именно церебральный тип роста; нарушение роста костей черепа м.б. отражением или причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии).

ОГ0 = 34-35см

ОГ1год =46см

  ОГ можно рассчитать исходя из примерного нормального показателя ОГ 6-ти месячного ребенка:

ОГ6мес. =43см       … –  1,5  –  1,5  –   43   +  0,5  +   0,5  + …

                              …   4мес.  5мес.   6мес.  7мес.   8мес.   …

 

          4. Изменение окружности грудной клетки.

ОГК – один из основных антропометрических показателей для оценки изменения поперечных размеров тела; отражает как степень развития грудной клетки, так и развитие мышечного аппарата и п.ж.к. груди.

ОГК0 =32-34см

ОГК1год = 48см

  ОГК можно рассчитать исходя из примерного нормального показателя ОГК 6-ти месячного ребенка:

ОГК6мес. =45см       … –  2   –   2    –   45   +   0,5  +  0,5  +  …

                                …   4мес.  5мес.  6мес.   7мес.   8мес.  …

 

Соотношения между ОГ и ОГК:

У новорождённого  ОГ ˃ ОГК на 2 см

В 3 месяца                ОГ = ОГК

В 1 год                      ОГ ˂ ОГК на 2 см

 

 

5. Оценка ФР ребёнка

   Для объективной оценки ФР, пропорциональности размеров тела ребенка используют ряд антропометрических индексов (коэффициентов), основанных на сопоставлении нескольких размеров тела:

 

  1). Гармоничность развития (индекс гармоничности, массо - ростовой коэффициент) определяется соотношением:

m/L =60 – 80

 

  2). Индекс Эрисмана = ОГК – 1/2 L

Инд.Эр. новорожденного = 8-10см

Инд.Эр. в 1 год =13,5см

 

  3). Индекс Чулицкой (индекс упитанности) = 3ОП + ОБ + ОГ – L

где ОП – окружность плеча; ОБ – окружность бедра; ОГ – окружность голени

Инд. Чул. В 1 год = 25см

 

  Основные показатели ФР ребенка оцениваются путем сравнивания фактических величин с нормами, представленными в стандартных таблицах, которые периодически составляются на основании массовых обследований детей. Целесообразно пользоваться для оценки ФР региональными нормативами (центильные таблицы).

 

         6. АФО нервной системы. Оценка НПР

АФО головного мозга:

– размеры и масса г.м. относительно велики (1/8 часть тела; у взрослых–1/40)

– мозговая ткань богата водой

– борозды и извилины слабо выражены

– серое вещество плохо дифференцировано от белого

– структурное развитие г.м. не закончено

– кора функционально незрелая (множество импульсов от интеро - и экстерорецепторов вызывают в коре длительное, а иногда и запредельное торможение, поэтому ребенок первых месяцев жизни спит большую часть суток. Признаком незрелости коры является также генерализация реакций в ответ на любое раздражение).

– основные жизненные функции новорожденного регулируются подкоркой. Это объясняет бессознательные, некоординированные движения новорожденных. По мере созревания коры, движения становятся более точными, целенаправленными.

 

АФО спинного мозга:

– к рождению с.м. более зрелый, чем г.м.

– на уровне рогов спинного мозга замыкаются дуги безусловных врожденных рефлексов (сосание, глотание, кашель, чихание, мигание, мочеиспускание…)

– нижний сегмент с.м. у новорожденных расположен на уровне III- IV поясничных позвонков, а к 4-5 годам – на уровне I-II поясничных позвонков (как у взрослых). Это важно знать при проведении СМП (спинно - мозговой пункции).

  До 1 года у ребенка выявляется ряд рефлексов:

  Рефлекс Бабинского – при раздражении подошвы происходит разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных (или расхождение их веером) – сохраняется до 2-х лет.

  Рефлекс Кернига – невозможность разогнуть ногу в коленном суставе, если она согнута в тазобедренном (до 3-4 мес.).

  Р-с Моро – при ударе по столу рядом с ребенком. Он разводит ручки в стороны, потом соединяет их (при резком опускании ребенка – тоже).

  Р-с Бауэра – попытка ползать (отталкивается ножками от ладони, приставленной к ступням).

  Р-с Робинсона – хватательный

  Р-с хоботковый – вытягивает губки, если что-то касается его щеки.

  Смысл этих рефлексов: приспособление к окружающей среде, свидетельствует о преобладании подкорки над корой. Постепенно эти безусловные врождённые рефлексы заменяются условными приобретенными Кора начинает преобладать над подкоркой. Начинает развиваться 1-я сигнальная система: на 2-й –3-й неделе жизни появляется первый условный рефлекс на подготовку к кормлению – смена пелёнок, изменение положения тела вызывает поворот головы набок и поисковые, сосательные движения (т.к. у ребенка пищевая доминанта).

  Со 2-го месяца жизни начинает развиваться 2-я сигнальная система – речь:

К 2-3 мес. появляются речевые шумы, гуление

К 6 мес. – первые отдельные слоги, лепет

К 7 мес. – сенсорная речь (понимание речи)

К 12 мес. – моторная речь (5-10 слов)

  Развитие в.н.д. (высшей нервной деятельности – приобретение условных рефлексов) идет очень быстро. У детей легче, чем у взрослых, образуются условные связи с окружающей средой; они устойчивые, яркие. Поэтому ребенок может очень быстро приобрести привычки и навыки, которые сохраняются на всю жизнь. Но вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных факторов, сильных раздражителей.

 

 АФО органов чувств.

  К рождению переферические отделы анализаторов (органы чувств) сформированы, но функционируют недостаточно в связи с незрелостью коры головного мозга.

  Зрение:

– светобоязнь до 3-х недель

– косоглазие до 2-х мес.

– нистагм (дрожание глазных яблок) до 1 года

– отсутствие мидриаза (расширение зрачков) при сильном болевом раздражителе до 1 года

– низкая острота зрения (0,02 в 6 мес. → 0,1 в 12 мес.)

– слезные железы функционируют с 2-х мес.

– к 4 неделе жизни ребенок фиксирует взгляд на ярком предмете в течение нескольких секунд

– к 6 мес. различает цвета

  Слух:

– наружный слуховой проход узкий

– ушная сера жидкая и иногда симулирует гноетечение

– барабанная перепонка толстая, расположена горизонтально

– короткая и широкая евстахиева (слуховая) труба; поэтому барабанная полость легко сообщается с носоглоткой, что приводит к частому инфицированию среднего уха, но также обеспечиваются условия для лучшего оттока гноя из него.

  Вкус:

– ребёнок к рождению различает горькое и сладкое

– полное созревание анализатора происходит к 5-ти мес.

  Обоняние:

– резкие запахи ребенок различает с первых месяцев

– слабые запахи различает с 7-8 мес.

  Осязание:

– хорошо развито с рождения. Раздражение ножки вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства.

– к 7-8 мес. ребенок может точно прикоснуться к месту раздражения

– болевые раздражители ребёнок воспринимает с рождения

– температурные раздражители воспринимает с рождения (тепло → успокаивается; холод → плачь).

 

   Оценивают НПР и определяют группу развития ребенка с помощью специальных таблиц (Приложения №3, №4)

 

 

Выводы по теме:

  1. Физическое развитие – комплекс генетически обусловленных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

2.     Рост (накопление массы, увеличение длины тела)  и развитие (дифференцирование различных органов и систем, созревание) – это 2 основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно.

  1. Для оценки ФР основными показателями являются масса, рост, окружность головы, окружность грудной клетки (это антропометрические показатели); общее состояние.

4.     К рождению спинной мозг ребенка более зрелый, чем головной.

5.     Основные жизненные функции новорожденного регулируются подкоркой.

6.      Смысл безусловных врожденных рефлексов: приспособление к окружающей среде.

7.      На 2-й – 3-й неделе жизни появляется первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (начинает развиваться 1-я сигнальная система).

8.     Со 2-го месяца жизни начинает развиваться 2-я сигнальная система – речь. 

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Что такое физическое развитие?

2.  Как происходит изменение роста грудного ребенка?

3.  Как рассчитать нормальный вес грудного ребенка?

4.  Как изменяются ОГ и ОГК грудного ребенка?

6.Что такое индексы ФР? Как их определить?

7. Каковы АФО головного мозга?

8.  Каковы АФО спинного мозга?

9.  Что представляет собой 1-я сигнальная система?

10.Что представляет собой 2-я сигнальная система? Как она развивается?

11.Каковы АФО органов чувств грудного ребенка?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. Пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)

3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com

4. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н  «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

ПОМЕСЯЧНЫЕ ПРИБАВКИ длины тела ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА

 

за 1 месяц

за квартал

с рождения

I кв.

3 см

9 см

9 см

II кв.

2,5 см

7,5 см

16,5 см

IIIкв.

1,5 см

4,5 см

21 см

IV кв.

1 см

3 см

24 см

 

 

 

Приложение №2

 

ПОМЕСЯЧНЫЕ ПРИБАВКИ МАССЫ ТЕЛА ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА

 

за 1 месяц

с рождения

 

за 1 месяц

с рождения

1 мес.

600

600

7 мес.

600

4900

2 мес.

800

1400

8мес.

550

5450

3 мес.

800

2200

9 мес.

500

5950

4 мес.

750

2950

10 мес.

450

6400

5 мес.

700

3650

11 мес.

400

6800

6 мес.

650

4300

12 мес.

350

7150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Показатели НПР грудного ребенка

Примечание:

1. «Комплекс оживления» - в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ног, звуками.

2.  Аз – зрительный анализатор

     Ас – слуховой анализатор

     Э  – эмоции

     До – движения общие

     Др – движения рук

     Ра – речь активная

     Рn – понимание речи

     Н –  навыки

 

Возраст

Показатели развития

1-й месяц

Э  -  1. первая улыбка

Аз – 2. фиксация взгляда на блестящих предметах и на лицах взрослых

Ас–  3. вздрагивает при резком звуке и мигает

До – 4. попытки держать голову лежа на животе

2-й месяц

Э  -      1. быстро отвечает улыбкой

Аз Ас– 2. слежение и прислушивание

До –     3. хорошо держит голову 1-2/ в вертикальном положении

3-й месяц

Э  -  1. комплекс оживления

Ас – 2. сосредоточение слуховое

Аз–  3. сосредоточение зрительное в вертикальном положении

Др – 4. случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью

До – 5. хорошо удерживает головку, лежа на животе, есть упор ног

Ра – 6. начало гуления

4-й месяц

Э  -  1. громко смеется

Др – 2. захватывает подвешенную игрушку

Ас – 3. находит невидимые источники звука

Ра –  4. гуканье

Аз–   5. узнает мать

До –  6. поворачивается со спины на живот

5-й месяц

Ас  -  1. различает интонацию

Аз  – 2. отличает чужих и близких

Др – 3. четко берет игрушку, которую держит взрослый

До –  4. переворачивается на живот

До–   5. устойчиво стоит при поддержке под мышки

Ра –  6. подолгу гулит, начало лепета

 

6-й месяц

Др  -  1. свободно берет игрушку из различных положений

До  – 2. переворачивается с живота на спину

До  – 3. подползает

Ра –  4. начало лепета

Н  –   5. ест с ложки, снимает пищу губами

До –  6. начинает сидеть

 

7-й месяц

До  -  1. хорошо ползает

Рn  – 2. на вопрос где? находит предмет в определенном месте

Ра –  3. подолгу лепечет одни и те же слоги

До –   4. перекладывает игрушки из одной руки в другую

Н –   5. пьет из чашки, которую держит взрослый

8-й месяц

До  -  1. долго занимается игрушками

До  -  2. подражает движениям взрослого

До  -  3. сам садится и ложится

До  -  4. встает, держась за барьер, переступает

Рn  – 5. по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания»

Ра –  6. громко, повторно произносит слоги

Н –   7. сам держит и ест корочку хлеба

9-й месяц

Др  -  1. действует с предметами по разному (катает, вынимает один из другого)

До  -  2. ходит, слегка придерживаясь за предметы

Рn  – 3. на вопрос где? – находит предмет в различных местах.

Рn  – 4. знает свое имя

Ра –  5. подражает слогам, находящимся в его лепете

Н –   6. первые проявления опрятности – умеет пить из чашки слегка придерживая ее рукой

10-й месяц

Ра  -  1. подражает разным слогам взрослого

До  – 2. влезает на невысокую поверхность и слезает с нее

Др –  3. открывает – закрывает, вынимает - вкладывает

Рn –  4. по просьбе «дай» - дает знакомые предметы, знает части тела

Н  –   5. пьет из чашки

11-й месяц

Ра –  1. употребляет первые слова – обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «ма-ма»

Рn  – 2. выполняет по просьбе взрослого «покачай лялю», «где глазки» и т.д. (разучивает действия)

Др –  3. накладывает кубики, снимает и надевает кольца с большими отверстиями

До  – 4. стоит самостоятельно

12-й месяц

Ра   -  1. запас простых слов около 10

Рn  –  2. увеличивается запас понимаемых слов

До  –  3. ходит самостоятельно

Н  –   4. пьет из чашки самостоятельно, сам ее берет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Группы развития (по Печоре)

 

Качественно-количественная оценка психического развития детей

 

Нормальное распределение детей по группам развития

Пограничное состояние

I группа

II группа

 

III группа

 

IV группа

 

дети с опережением в развитии

дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок

дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока

дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока

на 2 эпикризных срока (высокое развитие)

на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие)

I степень – на 1-2 линии

II степень – на 3-4 линии

III степень – на 5-7 линий

I степень – на 1-2 линии

II степень – на 3-4 линии

III степень – на 5-7 линий

 

дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие): часть линий выше нормы на 1 или 2 эпикризных срока

дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок)

дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть на 2 эпикризных срока)

 

дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту ребёнка)

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект теоретического материала

Конспект теоретического материала

II – 4-7 лет – I -е вытягивание (увеличивается рост, уменьшается подкожно-жировой слой, усиливается рельеф лица)

II – 4-7 лет – I -е вытягивание (увеличивается рост, уменьшается подкожно-жировой слой, усиливается рельеф лица)

Физиологическая убыль массы доношенного новорожденного =3-10%, максимальная потеря приходится на 4-й день жизни (150-300г); восстанавливается первоначальный вес к 10-му дню

Физиологическая убыль массы доношенного новорожденного =3-10%, максимальная потеря приходится на 4-й день жизни (150-300г); восстанавливается первоначальный вес к 10-му дню

ОГК 0 =32-34см ОГК 1год = 48см

ОГК 0 =32-34см ОГК 1год = 48см

Признаком незрелости коры является также генерализация реакций в ответ на любое раздражение)

Признаком незрелости коры является также генерализация реакций в ответ на любое раздражение)

Развитие в.н.д. (высшей нервной деятельности – приобретение условных рефлексов) идет очень быстро

Развитие в.н.д. (высшей нервной деятельности – приобретение условных рефлексов) идет очень быстро

Оценивают НПР и определяют группу развития ребенка с помощью специальных таблиц (Приложения №3, №4)

Оценивают НПР и определяют группу развития ребенка с помощью специальных таблиц (Приложения №3, №4)

Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www

Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www

Приложение №3 Показатели НПР грудного ребенка

Приложение №3 Показатели НПР грудного ребенка

Д о - 1. хорошо ползает

Д о - 1. хорошо ползает

Приложение №4 Группы развития (по

Приложение №4 Группы развития (по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021