Конспект теоретического материала
ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема: Физическое и нервно-психическое развитие грудного ребёнка
Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
– проведение профилактических мероприятий
– освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления
сестринской деятельности по сохранению здоровья.
Учебные вопросы:
1. Изменение роста
2. Изменение массы тела
3. Изменение окружности головы
4. Изменение окружности грудной клетки
5. Оценка ФР ребёнка
6. АФО нервной системы. Оценка НПР
Учебная информация:
Физическое развитие – комплекс генетически обусловленных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.
Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы, увеличение длины тела) и развитие (дифференцирование различных органов и систем, созревание) – это 2 основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, в другие – процессы развития различных органов и систем.
Выделяют 4 периода нарастания роста и массы:
I – 1-4 года – I-е округление (подкожно-жировой слой равномерный, туловище цилиндрической формы, овал лица круглый)
II – 4-7 лет – I-е вытягивание (увеличивается рост, уменьшается подкожно-жировой слой, усиливается рельеф лица)
III – 7-11 лет – II-е округление
IV –12-15 лет –II-е вытягивание
Для оценки ФР грудного ребенка основными показателями являются масса, рост, окружность головы, окружность грудной клетки (это антропометрические показатели); общее состояние.
Признаки физического развития:
1. Антропометрические – оценка массы тела, длины тела, окружностей грудной клетки, головы, голени, плеча и т.п.
2. Функциональные – жизненная емкость легких, кистевая и становая силы, физическая работоспособность и т.п.
3. Соматоскопические – форма позвоночника, степень жироотложения, развитие мускулатуры, осанка, форма ног, стоп и т.п.
4. Биологические – зубная формула, пропорции тела, степень развития вторичных половых признаков.
1. Изменение роста.
Длина тела имеет особо важное значение, т.к. отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма.
L0 = 48-52см (50)
Чем моложе ребенок, чем интенсивнее он растет.
L1год = L0 + 25см
L1год = 50+25=75см
1). Нормальный рост грудного ребенка можно рассчитать исходя из ежемесячных и ежеквартальных прибавок (См. приложение №1):
I квартал жизни (1, 2, 3 мес.) – общая прибавка ∆ L = 9см (по 3 см в месяц)
II квартал жизни (4, 5, 6 мес.) – общая прибавка ∆ L = 7,5см (по 2,5 см/мес.)
III квартал жизни (7, 8, 9 мес.) – общая прибавка ∆ L = 4,5см (по 1,5 см/мес)
IV квартал жизни (10, 11, 12 мес.) – общая прибавка ∆ L = 3см (по 1 см/мес.)
2).Рост можно также рассчитать исходя из примерного нормального роста 6-ти месячного ребенка:
L6 =66 см … – 2,5 – 2,5 – 66 + 1,5 + 1,5 +…
… 4мес. 5мес. 6мес. 7мес. 8мес. …
Рост грудного ребенка измеряют на горизонтальном ростомере а положении лежа.
2. Изменение массы тела.
В отличии от роста масса тела является лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин.
m0 =3200-3500г
Физиологическая убыль массы доношенного новорожденного =3-10%, максимальная потеря приходится на 4-й день жизни (150-300г); восстанавливается первоначальный вес к 10-му дню. После этого масса неуклонно увеличивается, причём скорость её нарастания в грудном возрасте тем выше, чем моложе ребенок.
1). Нормальный вес грудного ребенка можно рассчитать исходя из ежемесячных прибавок (См. приложение №2):
За 1-й месяц ∆ m = 600г
За 2-й месяц ∆ m = 800г
За 3-й месяц ∆ m = 800г
За 4-й месяц ∆ m = 750г
За каждый последующий месяц ∆ m уменьшается на 50г по сравнению с предыдущим.
Общая прибавка за 1-й год жизни = 7150г
2). Вес можно также рассчитать исходя из примерного нормального веса 6-ти месячного ребенка:
m 6 = 8200г … – 800 – 800 – 8200 + 400 + 400 + …
… 4мес. 5мес. 6мес. 7мес. 8мес.
3). Вес можно также рассчитать исходя из среднемесячных прибавок за 1-е и 2-е полугодия жизни
m˂6мес. = m0 + 800 × n где n = 1-6 мес.
m˃6мес. = m0 + 800 × 6 +400 × (n– 6) где n = 7-12 мес.
n – возраст ребенка в месяцах
∆ m за 1-е полугодие 800г
∆ m за 2-е полугодие 400г
3. Изменение окружности головы.
ОГ отражает ФР ребенка и общие закономерности биологического развития, а именно церебральный тип роста; нарушение роста костей черепа м.б. отражением или причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии).
ОГ0 = 34-35см
ОГ1год =46см
ОГ можно рассчитать исходя из примерного нормального показателя ОГ 6-ти месячного ребенка:
ОГ6мес. =43см … – 1,5 – 1,5 – 43 + 0,5 + 0,5 + …
… 4мес. 5мес. 6мес. 7мес. 8мес. …
4. Изменение окружности грудной клетки.
ОГК – один из основных антропометрических показателей для оценки изменения поперечных размеров тела; отражает как степень развития грудной клетки, так и развитие мышечного аппарата и п.ж.к. груди.
ОГК0 =32-34см
ОГК1год = 48см
ОГК можно рассчитать исходя из примерного нормального показателя ОГК 6-ти месячного ребенка:
ОГК6мес. =45см … – 2 – 2 – 45 + 0,5 + 0,5 + …
… 4мес. 5мес. 6мес. 7мес. 8мес. …
Соотношения между ОГ и ОГК:
У новорождённого ОГ ˃ ОГК на 2 см
В 3 месяца ОГ = ОГК
В 1 год ОГ ˂ ОГК на 2 см
5. Оценка ФР ребёнка
Для объективной оценки ФР, пропорциональности размеров тела ребенка используют ряд антропометрических индексов (коэффициентов), основанных на сопоставлении нескольких размеров тела:
1). Гармоничность развития (индекс гармоничности, массо - ростовой коэффициент) определяется соотношением:
m/L =60 – 80
2). Индекс Эрисмана = ОГК – 1/2 L
Инд.Эр. новорожденного = 8-10см
Инд.Эр. в 1 год =13,5см
3). Индекс Чулицкой (индекс упитанности) = 3ОП + ОБ + ОГ – L
где ОП – окружность плеча; ОБ – окружность бедра; ОГ – окружность голени
Инд. Чул. В 1 год = 25см
Основные показатели ФР ребенка оцениваются путем сравнивания фактических величин с нормами, представленными в стандартных таблицах, которые периодически составляются на основании массовых обследований детей. Целесообразно пользоваться для оценки ФР региональными нормативами (центильные таблицы).
6. АФО нервной системы. Оценка НПР
АФО головного мозга:
– размеры и масса г.м. относительно велики (1/8 часть тела; у взрослых–1/40)
– мозговая ткань богата водой
– борозды и извилины слабо выражены
– серое вещество плохо дифференцировано от белого
– структурное развитие г.м. не закончено
– кора функционально незрелая (множество импульсов от интеро - и экстерорецепторов вызывают в коре длительное, а иногда и запредельное торможение, поэтому ребенок первых месяцев жизни спит большую часть суток. Признаком незрелости коры является также генерализация реакций в ответ на любое раздражение).
– основные жизненные функции новорожденного регулируются подкоркой. Это объясняет бессознательные, некоординированные движения новорожденных. По мере созревания коры, движения становятся более точными, целенаправленными.
АФО спинного мозга:
– к рождению с.м. более зрелый, чем г.м.
– на уровне рогов спинного мозга замыкаются дуги безусловных врожденных рефлексов (сосание, глотание, кашель, чихание, мигание, мочеиспускание…)
– нижний сегмент с.м. у новорожденных расположен на уровне III- IV поясничных позвонков, а к 4-5 годам – на уровне I-II поясничных позвонков (как у взрослых). Это важно знать при проведении СМП (спинно - мозговой пункции).
До 1 года у ребенка выявляется ряд рефлексов:
Рефлекс Бабинского – при раздражении подошвы происходит разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных (или расхождение их веером) – сохраняется до 2-х лет.
Рефлекс Кернига – невозможность разогнуть ногу в коленном суставе, если она согнута в тазобедренном (до 3-4 мес.).
Р-с Моро – при ударе по столу рядом с ребенком. Он разводит ручки в стороны, потом соединяет их (при резком опускании ребенка – тоже).
Р-с Бауэра – попытка ползать (отталкивается ножками от ладони, приставленной к ступням).
Р-с Робинсона – хватательный
Р-с хоботковый – вытягивает губки, если что-то касается его щеки.
Смысл этих рефлексов: приспособление к окружающей среде, свидетельствует о преобладании подкорки над корой. Постепенно эти безусловные врождённые рефлексы заменяются условными приобретенными Кора начинает преобладать над подкоркой. Начинает развиваться 1-я сигнальная система: на 2-й –3-й неделе жизни появляется первый условный рефлекс на подготовку к кормлению – смена пелёнок, изменение положения тела вызывает поворот головы набок и поисковые, сосательные движения (т.к. у ребенка пищевая доминанта).
Со 2-го месяца жизни начинает развиваться 2-я сигнальная система – речь:
К 2-3 мес. появляются речевые шумы, гуление
К 6 мес. – первые отдельные слоги, лепет
К 7 мес. – сенсорная речь (понимание речи)
К 12 мес. – моторная речь (5-10 слов)
Развитие в.н.д. (высшей нервной деятельности – приобретение условных рефлексов) идет очень быстро. У детей легче, чем у взрослых, образуются условные связи с окружающей средой; они устойчивые, яркие. Поэтому ребенок может очень быстро приобрести привычки и навыки, которые сохраняются на всю жизнь. Но вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных факторов, сильных раздражителей.
АФО органов чувств.
К рождению переферические отделы анализаторов (органы чувств) сформированы, но функционируют недостаточно в связи с незрелостью коры головного мозга.
Зрение:
– светобоязнь до 3-х недель
– косоглазие до 2-х мес.
– нистагм (дрожание глазных яблок) до 1 года
– отсутствие мидриаза (расширение зрачков) при сильном болевом раздражителе до 1 года
– низкая острота зрения (0,02 в 6 мес. → 0,1 в 12 мес.)
– слезные железы функционируют с 2-х мес.
– к 4 неделе жизни ребенок фиксирует взгляд на ярком предмете в течение нескольких секунд
– к 6 мес. различает цвета
Слух:
– наружный слуховой проход узкий
– ушная сера жидкая и иногда симулирует гноетечение
– барабанная перепонка толстая, расположена горизонтально
– короткая и широкая евстахиева (слуховая) труба; поэтому барабанная полость легко сообщается с носоглоткой, что приводит к частому инфицированию среднего уха, но также обеспечиваются условия для лучшего оттока гноя из него.
Вкус:
– ребёнок к рождению различает горькое и сладкое
– полное созревание анализатора происходит к 5-ти мес.
Обоняние:
– резкие запахи ребенок различает с первых месяцев
– слабые запахи различает с 7-8 мес.
Осязание:
– хорошо развито с рождения. Раздражение ножки вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства.
– к 7-8 мес. ребенок может точно прикоснуться к месту раздражения
– болевые раздражители ребёнок воспринимает с рождения
– температурные раздражители воспринимает с рождения (тепло → успокаивается; холод → плачь).
Оценивают НПР и определяют группу развития ребенка с помощью специальных таблиц (Приложения №3, №4)
Выводы по теме:
2. Рост (накопление массы, увеличение длины тела) и развитие (дифференцирование различных органов и систем, созревание) – это 2 основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно.
4. К рождению спинной мозг ребенка более зрелый, чем головной.
5. Основные жизненные функции новорожденного регулируются подкоркой.
6. Смысл безусловных врожденных рефлексов: приспособление к окружающей среде.
7. На 2-й – 3-й неделе жизни появляется первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (начинает развиваться 1-я сигнальная система).
8. Со 2-го месяца жизни начинает развиваться 2-я сигнальная система – речь.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое физическое развитие?
2. Как происходит изменение роста грудного ребенка?
3. Как рассчитать нормальный вес грудного ребенка?
4. Как изменяются ОГ и ОГК грудного ребенка?
6.Что такое индексы ФР? Как их определить?
7. Каковы АФО головного мозга?
8. Каковы АФО спинного мозга?
9. Что представляет собой 1-я сигнальная система?
10.Что представляет собой 2-я сигнальная система? Как она развивается?
11.Каковы АФО органов чувств грудного ребенка?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. Пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com
4. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
Приложение №1
ПОМЕСЯЧНЫЕ ПРИБАВКИ длины тела ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА
|
за 1 месяц |
за квартал |
с рождения |
I кв. |
3 см |
9 см |
9 см |
II кв. |
2,5 см |
7,5 см |
16,5 см |
IIIкв. |
1,5 см |
4,5 см |
21 см |
IV кв. |
1 см |
3 см |
24 см |
Приложение №2
ПОМЕСЯЧНЫЕ ПРИБАВКИ МАССЫ ТЕЛА ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА
|
за 1 месяц |
с рождения |
|
за 1 месяц |
с рождения |
1 мес. |
600 |
600 |
7 мес. |
600 |
4900 |
2 мес. |
800 |
1400 |
8мес. |
550 |
5450 |
3 мес. |
800 |
2200 |
9 мес. |
500 |
5950 |
4 мес. |
750 |
2950 |
10 мес. |
450 |
6400 |
5 мес. |
700 |
3650 |
11 мес. |
400 |
6800 |
6 мес. |
650 |
4300 |
12 мес. |
350 |
7150 |
Приложение №3
Показатели НПР грудного ребенка
Примечание:
1. «Комплекс оживления» - в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ног, звуками.
2. Аз – зрительный анализатор
Ас – слуховой анализатор
Э – эмоции
До – движения общие
Др – движения рук
Ра – речь активная
Рn – понимание речи
Н – навыки
Возраст |
Показатели развития |
1-й месяц |
Э - 1. первая улыбка Аз – 2. фиксация взгляда на блестящих предметах и на лицах взрослых Ас– 3. вздрагивает при резком звуке и мигает До – 4. попытки держать голову лежа на животе |
2-й месяц |
Э - 1. быстро отвечает улыбкой Аз Ас– 2. слежение и прислушивание До – 3. хорошо держит голову 1-2/ в вертикальном положении |
3-й месяц |
Э - 1. комплекс оживления Ас – 2. сосредоточение слуховое Аз– 3. сосредоточение зрительное в вертикальном положении Др – 4. случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью До – 5. хорошо удерживает головку, лежа на животе, есть упор ног Ра – 6. начало гуления |
4-й месяц |
Э - 1. громко смеется Др – 2. захватывает подвешенную игрушку Ас – 3. находит невидимые источники звука Ра – 4. гуканье Аз– 5. узнает мать До – 6. поворачивается со спины на живот |
5-й месяц |
Ас - 1. различает интонацию Аз – 2. отличает чужих и близких Др – 3. четко берет игрушку, которую держит взрослый До – 4. переворачивается на живот До– 5. устойчиво стоит при поддержке под мышки Ра – 6. подолгу гулит, начало лепета
|
6-й месяц |
Др - 1. свободно берет игрушку из различных положений До – 2. переворачивается с живота на спину До – 3. подползает Ра – 4. начало лепета Н – 5. ест с ложки, снимает пищу губами До – 6. начинает сидеть
|
7-й месяц |
До - 1. хорошо ползает Рn – 2. на вопрос где? находит предмет в определенном месте Ра – 3. подолгу лепечет одни и те же слоги До – 4. перекладывает игрушки из одной руки в другую Н – 5. пьет из чашки, которую держит взрослый |
8-й месяц |
До - 1. долго занимается игрушками До - 2. подражает движениям взрослого До - 3. сам садится и ложится До - 4. встает, держась за барьер, переступает Рn – 5. по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания» Ра – 6. громко, повторно произносит слоги Н – 7. сам держит и ест корочку хлеба |
9-й месяц |
Др - 1. действует с предметами по разному (катает, вынимает один из другого) До - 2. ходит, слегка придерживаясь за предметы Рn – 3. на вопрос где? – находит предмет в различных местах. Рn – 4. знает свое имя Ра – 5. подражает слогам, находящимся в его лепете Н – 6. первые проявления опрятности – умеет пить из чашки слегка придерживая ее рукой |
10-й месяц |
Ра - 1. подражает разным слогам взрослого До – 2. влезает на невысокую поверхность и слезает с нее Др – 3. открывает – закрывает, вынимает - вкладывает Рn – 4. по просьбе «дай» - дает знакомые предметы, знает части тела Н – 5. пьет из чашки |
11-й месяц |
Ра – 1. употребляет первые слова – обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «ма-ма» Рn – 2. выполняет по просьбе взрослого «покачай лялю», «где глазки» и т.д. (разучивает действия) Др – 3. накладывает кубики, снимает и надевает кольца с большими отверстиями До – 4. стоит самостоятельно |
12-й месяц |
Ра - 1. запас простых слов около 10 Рn – 2. увеличивается запас понимаемых слов До – 3. ходит самостоятельно Н – 4. пьет из чашки самостоятельно, сам ее берет |
Приложение №4
Группы развития (по Печоре)
Качественно-количественная оценка психического развития детей
Нормальное распределение детей по группам развития |
Пограничное состояние |
||
I группа |
II группа
|
III группа
|
IV группа
|
дети с опережением в развитии |
дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок |
дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока |
дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока |
на 2 эпикризных срока (высокое развитие) на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) |
I степень – на 1-2 линии II степень – на 3-4 линии III степень – на 5-7 линий |
I степень – на 1-2 линии II степень – на 3-4 линии III степень – на 5-7 линий |
|
дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие): часть линий выше нормы на 1 или 2 эпикризных срока |
дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок) |
дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть на 2 эпикризных срока) |
|
дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту ребёнка) |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.