Конспект теоретического материала «Концепция здоровья. Потребности человека в разные возрастные периоды»
Оценка 5

Конспект теоретического материала «Концепция здоровья. Потребности человека в разные возрастные периоды»

Оценка 5
Лекции
docx
30.05.2021
Конспект теоретического материала «Концепция здоровья. Потребности человека в разные возрастные периоды»
Конспект теоретического материала по ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Конспект Концепция здоровья. Потребности человека.docx

Конспект теоретического материала

 ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

 

Тема:  Концепция здоровья. Потребности человека в разные возрастные периоды.

Цели:освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

     – проведение профилактических мероприятий

     – освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

           населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

              неинфекционных заболеваний.

 

Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:

–  современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,  

    возможные факторы, влияющие на здоровье, направления 

    сестринской деятельности по сохранению здоровья;

–  роль сестринского персонала при проведении диспансеризации  

    населения и работе «школ здоровья»

 

Учебные вопросы:      

1.     Содержание понятий «здоровье», «ЗОЖ», «качество жизни».

2.     Основные факторы риска развития болезней.

3.     Демографическая ситуация в РФ. Основные демографические показатели.

4.     Рост и развитие. Периоды жизнедеятельности человека.

5.     Универсальные потребности человека.

6.     Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

 

      Учебная информация:

1.     Здоровье – одно из основополагающих прав человека

Здоровье – состояние полного физического, социального и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Здоровье:

         установление отсутствия физических дефектов;

         подтверждение отсутствия признаков всех известных болезней;

         выявление физического, социального и душевного благополучия

Образ жизни – способ жизнедеятельности; совокупность типичных для данного общества видов жизнедеятельности, рассматриваемых в единстве с объективными условиями.

С образом жизни связаны 4 категории:

• экономическая                                        - «уровень жизни»

• социологическая                                    - «уровень жизни»

• социально – психологическая                - «стиль жизни»

• социально – экономическая                    - «уклад жизни»

Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья, на преодоление «факторов риска» возникновения и развития заболеваний.

Качество жизни – комплекс индивидуальных восприятий людьми их положения в жизни в контексте существующей культуры и системы ценностей.

Составляющие качества жизни

         объективная

         субъективная

Аспекты качества жизни

         физическая сфера – сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;

         область психологии – положительные или отрицательные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, переживания;

         уровень независимости, самостоятельности – мобильность, подвижность, повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств, лечения или чьей-либо опеки;

         социальные взаимосвязи – личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность, социальная поддержка;

         окружающая среда – благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность получения знаний и повышения квалификации, досуг, экология;

         личные взгляды, духовность – личные и религиозные убеждения, поиск смысла жизни

 

 

 

 

2.     Факторы, влияющие на состояние здоровья:

         социально-экономические, включая состояние системы здравоохранения;

         среда обитания;

         образ и стереотипы жизни людей

Укрепление здоровья – процесс, позволяющий индивидууму повысить контроль над состоянием собственного здоровья, улучшить его.

Укрепление здоровья:

         усиление ответственности индивидуума за свое здоровье;

         упрочнение и расширение партнерских связей и контактов в интересах укрепления здоровья;

         обеспечение необходимой для здоровья инфраструктуры

Мероприятия по укреплению здоровья

         индивидуальные;

         групповые

 

Фактор риска – модель поведения или другие состояния, связанные с повышенной вероятностью развития определенной болезни, ухудшением здоровья

 

Основные факторы риска

Фактор риска

Заболевание

Уровень достоверности

Высокое артериальное давление

Сердечно – сосудистые заболевания

Высокий

Курение табака

Хронические болезни легких, рак легких

Высокий

Сердечно – сосудистые заболевания

Умеренный

Злоупотреблением алкоголем

Нарушения, связанные с употреблением алкоголя

Высокий

Внешние причины смерти

Умеренный

Депрессивные психические расстройства

Ограниченный

Повышение уровня холестерина крови

Сердечно – сосудистые заболевания

Высокий

Избыточная масса тела

Сердечно – сосудистые заболевания

Высокий

Злокачественные новообразования

Ограниченный

Низкий уровень потребления овощей и фруктов

Сердечно – сосудистые заболевания

Умеренный

Рак легких

Ограниченный

Малоподвижный  образ жизни

Сердечно – сосудистые заболевания

Умеренный

 

Условная классификация групп факторов риска и ориентированный вклад этих групп в оценку здоровья населения:

Сферы

Значение для здоровья, примерный удельный вес,%

Группы факторов

Образ жизни

 

49 - 53

курение, употребление табака, несбалансированное, неправильное питание, алкоголь, профессиональные вредности, стрессы, гипо-, адинамия, плохие материально бытовые условия, наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкие образовательный и культурный уровень урбанизации.

Генетика. Биология человека

 

18 - 20

наследственная предрасположенность к болезням

Внешняя среда. Природные климатические условия

 

17 - 20

загрязненность воды, воздуха канцерогенами, другие загрязнения воздуха и воды, загрязнения почвы, резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и др. излучения

Здравоохранение

 

8 - 10

неэффективность профилактических мероприятий низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи.

Большая роль медицинских работников заключается в пропаганде здорового образа жизни – универсального средства профилактики заболеваний.

Программы профилактики:

         популяционные;

         групповые;

         индивидуальные

Первичная профилактика ­­– профилактика, проводимая для здоровых лиц с целью предотвращения развития возможных болезней

Вторичная профилактика ­­– профилактика, проводимая для лиц, имеющих факторы риска, с целью предотвращения развития определенной болезни

Третичная профилактика ­­– профилактика, проводимая для лиц, имеющих хроническое заболевание, с целью уменьшения числа рецидивов, их продолжительности, тяжести, замедления сроков прогрессирования заболевания

 

         3. Медицинские услуги здоровым людям оказывают работники поликлиники. Медицинская сестра отвечает за людей, проживающих на определенной территории.

         Совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории (части страны, всей страны и т.д.) называется населением.

         Наука, предметом изучения которой является население, называется демография (термин образован из 2-х слов «демос» - народ, «графия» - описание).

         Среди вопросов, исследуемых демографией, центральное место занимают вопросы о воспроизводстве населения.

         Воспроизводство населения осуществляется через рождения и смерти. Соответственно  и демография изучает процессы рождаемости и смертности, темпы естественного движения населения, закономерности названных явлений. Население в рамках рассматриваемой территории меняется также вследствие миграционных процессов, которые тоже изучает демография. Широкий круг вопросов возникает перед демографией при изучении структуры населения, т.е. состава населения по различным группам (возрастным, половым, профессиональным и т.д.).

         Процессы и явления воспроизводства, миграции, изменения в структуре населения образуют демографические процессы и явления. Для характеристики этих процессов используют показатели:

1. Рождаемость =         число родившихся за год                  х 1000

                            Среднегодовая численность населения

2. Смертность =           число умерших за год                       х 1000

                            Среднегодовая численность населения   

3. Естественный прирост населения = рождаемость – смертность

4. Плодовитость = число рождений на 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет

Плодовитость =     число родившихся живыми за год          х 1000

                                       Число женщин

Воспроизводство населения бывает:

1) расширенным (рождаемость > смертности)

2) суженным  (рождаемость < смертности)

         При расширенном воспроизводстве возрастная структура населения является прогрессивной, при суженном – регрессивной.

Снижение рождаемости является отрицательным демографическим показателем. В связи с этим возникают явление, называемое постарением населения. Это явление характеризуется относительным уменьшением численности детского населения и выраженным ростом населения старших возрастов.

Причины:

1. Снижение рождаемости как следствие повышения культурного уровня населения и перехода к сознательному материнству, вовлечения женщин в общественное производство, ухудшение экономической ситуации.

2. Увеличение средней продолжительности жизни как результат улучшения условий жизни и мед. обслуживания.

3. Последствия войн.

Последствия:

1. Увеличение демографической нагрузки:

Число пожилых  увеличивается, число работоспособных уменьшается – это отрицательный момент

2. Повышение образовательного уровня населения, повышение доли лиц высокой квалификации – это положительный момент.

3. Необходимость создания медицинских программ по удовлетворению физических и духовных  нужд пожилых людей.

Изменение структуры населения происходит вследствие миграционных процессов, т.е. переселения людей с одной территории на другую. Долгое время преобладала миграция населения из деревни в город. Такой процесс называется урбанизацией

Современная демографическая ситуация характеризуется таким явлением как реруризация – миграция населения из города в деревню. Этому способствует изменившаяся экономическая ситуация (создание фермерских хозяйств, безработица в городе).

Знание демографической ситуации на своем участке необходимо среднему мед. работнику для планирования своей работы (какие виды услуг, в каком объеме и в какое время могут понадобиться населению).

 

4. Человек растет и развивается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до наступления биологической смерти. Эти процессы, являясь общебиологическими свойствами живой материи, характеризуются рядом универсальных закономерностей:

1) генетическая детерминированность – заложенность программы роста и развития индивидуума с момента зачатия;

2) стадийность – последовательность изменений организма человека в течение жизни;

3) гетерохромия – разновременность как в созревании разных систем организма (или тканей), так и в формировании разных признаков в пределах одной системы;

4) характерные морфологические особенности, проявляющиеся в каждый период онтогенеза, т.е. возрастные особенности в строении или деятельности тех или иных систем;

5) дифференциация и интеграция частей и функций организма, автоматизация развития, возрастающая в ходе филогенеза человека;

6) диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность, переход количественных изменений в качественные.

Развитие всегда идет по нарастающей, а рост – это изменение, а не приращение; его фундаментальное свойство – обновление, т.е. утратаодних (отдельных) частей (и функций) и добавление других.

Развитие в широком смысле – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, которые приводят к повышению уровня сложности организации органов и тканей при взаимодействии всех его систем.

Развитие включает три основных процесса:

– рост,

– дифференцировку органов и тканей,

– формообразование (приобретение организмом присущих ему форм)

Все эти процессы находятся в тесной взаимосвязи и постоянно взаимозависимы.

Для грамотной организации своей работы медсестре (фельдшеру) надо знать возрастную периодизацию жизни и основные потребности населения (человека).

Возрастная периодизация жизни.

             I.       Антенатальный (внутриутробный)                   Зачатие – 280 дн.

          II.       Неонатальный (новорожденный)                     0 – 28 дн.

  А) ранний неонатальный                                   0-7 дн.

  Б) поздний неонатальный                                  8-28 дн.

       III.      Грудной                                                             28дн-1 год

      IV.      Период «молочных зубов»                                1г-7лет

  А) раннее детство (преддошкольный)               1г-3г

  Б) первое детство (дошкольный)                       3г-7 л

         V.       Второе детство (младший школьный)              7л-12 л

  Препубертатный                                                с 10 лет

      VI.      Подростковый (старший школьный)

  Пубертатный                                                      12-16 лет

   VII.      Юность                                                               16-21 год

VIII.       Зрелый                                                                       

  А) 1 период                                                        21г-35л

  Б) 2 период                                                         35л-60л

      IX.      Пожилой возраст                                               60л-74г

         X.      Старость                                                            74г-90л

      XI.      Долгожители                                                     более 90 лет

 

5. Универсальные потребности человека (См. Приложение №1):

1. Дышать                    

2. Есть                          

3. Пить                         

4. Выделять                 

5. Двигаться                

6. Спать                       

7. Отдыхать                 

8. Одеваться                

9. Раздеваться              

10. Быть чистым 

11. Избегать опасности

12. Общаться

13. Работать

14. Играть

15. Учиться

16. Размножаться

17. Поддерживать постоянство внешней среды

18. Поддерживать температуру тела

19. Поклоняться кому-то, чему-то

 

6. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

   С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно – профилактической помощи населению растёт роль и значение деятельности среднего медицинского работника в системе здравоохранения. От его знаний и умений, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений.

   Знание демографической ситуации на своем участке необходимо среднему медицинскому работнику для планирования своей работы (какие виды услуг, в каком объеме и в какое время могут понадобиться населению).

   Для грамотной организации своей работы среднему медицинскому работнику надо знать возрастную периодизацию жизни и основные потребности человека в различные периоды жизни.

   Получение качественной медицинской помощи – право каждого человека, независимо от возраста и места проживания. В эру активного роста медицинских знаний люди всё больше нуждаются в получении авторитетной информации о способах сохранения здоровья, о принципах коррекции его отклонений. Большая роль медицинских работников заключается в пропаганде здорового образа жизни – универсального средства профилактики заболеваний. Хорошо информированные люди становятся конструктивными партнёрами медицинских работников. Это особенно важно в профилактической медицине.

 

Выводы по теме:

  1. Здоровье – состояние полного физического, социального и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

2.     Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

3.     Качество жизни – комплекс индивидуальных восприятий людьми их положения в жизни в контексте существующей культуры и системы ценностей.

4.     Фактор риска – модель поведения или другие состояния, связанные с повышенной вероятностью развития определенной болезни, ухудшением здоровья.

5.     Первичная профилактика – профилактика, проводимая для здоровых лиц с целью предотвращения развития возможных болезней.

6.     Вторичная профилактика – профилактика, проводимая для лиц, имеющих факторы риска, с целью предотвращения развития определенной болезни.

7.     Третичная профилактика – профилактика, проводимая для лиц, имеющих хроническое заболевание, с целью уменьшения числа рецидивов, их продолжительности, тяжести, замедления сроков прогрессирования заболевания.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Что такое здоровье?

2.  Что такое образ жизни? ЗОЖ?

3.  Что такое качество жизни? Каковы аспекты качества жизни?

4.  Что такое фактор риска?

5.  Какие виды профилактики Вы знаете?

6.  В чем разница понятий «рост» и «развитие»?

7.  Каковы универсальные потребности человека?

8. В чем заключается роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья населения?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н

«Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

4. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com

 

 

 

 

Приложение №1

 

Пирамида потребностей А. Маслоу

 

 


 

Конспект теоретического материала

Конспект теоретического материала

Образ жизни – способ жизнедеятельности; совокупность типичных для данного общества видов жизнедеятельности, рассматриваемых в единстве с объективными условиями

Образ жизни – способ жизнедеятельности; совокупность типичных для данного общества видов жизнедеятельности, рассматриваемых в единстве с объективными условиями

Факторы, влияющие на состояние здоровья: • социально-экономические, включая состояние системы здравоохранения; • среда обитания; • образ и стереотипы жизни людей

Факторы, влияющие на состояние здоровья: • социально-экономические, включая состояние системы здравоохранения; • среда обитания; • образ и стереотипы жизни людей

Повышение уровня холестерина крови

Повышение уровня холестерина крови

Большая роль медицинских работников заключается в пропаганде здорового образа жизни – универсального средства профилактики заболеваний

Большая роль медицинских работников заключается в пропаганде здорового образа жизни – универсального средства профилактики заболеваний

Смертность = число умерших за год х 1000

Смертность = число умерших за год х 1000

Знание демографической ситуации на своем участке необходимо среднему мед

Знание демографической ситуации на своем участке необходимо среднему мед

Для грамотной организации своей работы медсестре (фельдшеру) надо знать возрастную периодизацию жизни и основные потребности населения (человека)

Для грамотной организации своей работы медсестре (фельдшеру) надо знать возрастную периодизацию жизни и основные потребности населения (человека)

Играть 15. Учиться 16. Размножаться 17

Играть 15. Учиться 16. Размножаться 17

Фактор риска – модель поведения или другие состояния, связанные с повышенной вероятностью развития определенной болезни, ухудшением здоровья

Фактор риска – модель поведения или другие состояния, связанные с повышенной вероятностью развития определенной болезни, ухудшением здоровья

Приложение №1 Пирамида потребностей

Приложение №1 Пирамида потребностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021