Конспект теоретического материала
ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема: Период школьного и подросткового возраста
Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
– проведение профилактических мероприятий
– освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления
сестринской деятельности по сохранению здоровья;
– принципы рационального и диетического питания;
Учебные вопросы:
1. Общая характеристика периода
2. АФО органов и систем
3. Оценка ФР
4. Особенности ВНД
Учебная информация:
1. Препубертатный период (младший школьный; возраст от 7 до 11-12 лет)
Происходит дальнейшее развитие мышечной системы, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определённый отпечаток на интеллектуальное развитие, формирование характера ребёнка. Становятся заметными различия в психологическом развитии мальчиков и девочек. В патологии этого возраста всё ещё имеют значение острые инфекции. Учащаются заболевания сердца, нервной системы, ревматизмом.
Пубертатный период (старший школьный, период полового созревания)
В зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки
– у девушек: 12-13 – 16 лет
– у юношей: 13 – 17-18 лет
Завершается физическое и психическое развитие ребёнка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад. Меняется внешний облик ребёнка: появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью ВНС и эндокринной системы нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Детские ОИЗ встречаются гораздо реже, может обостряться туберкулёзный процесс. Большинство заболеваний протекает как у взрослых.
2. АФО органов и систем.
1. Костная система
– костная ткань с 12 лет имеет пластинчатое строение (как у взрослых)
– с 7 до 12 лет происходит смена всех молочных зубов постоянными
– в 12-13 лет прорезываются 2-е большие коренные зубы (моляры)
– к 12-13 годам заканчивается формирование грудной клетки
– к 15-17 годам заканчивается развитие костей лицевого черепа
2. Мышечная система
– в препубертате сила большинства мышечных групп у мальчиков и девочек
одинакова, к 12-15 годам сила мышц у юношей становится на 30% выше, чем у
девушек
– с возрастом способность к выполнению длительной мышечной работы
(выносливость) возрастает
– к 15 годам развиваются мелкие мышцы пальцев и движения становятся более
точными
3. Органы дыхания
– продолжается рост лёгких, особенно в пубертате
(m новор.-50г; m12лет -500г; mвзр.-1кг)
– до 7-8 лет происходит возрастание количества альвеол, а затем их объёма
– с 10 лет формируется характерная мужская гортань у мальчиков, меняется
тембр голоса
– к 12-15 годам полностью развиваются все придаточные полости носа
– тип дыхания в пубертате становится у девушек грудным, а у юношей брюшным
– ритм дыхания с возрастом становится всё более стабильным, но он всё же
менее устойчив, чем у взрослых
– у некоторых детей в пубертате происходит возрастание длительности выдоха
относительно вдоха (у детей вдох равен выдоху; у взрослых – выдох в 3 раза
длиннее вдоха)
– в пубертате ЖЕЛ возрастает и у юношей больше, чем у девушек
– ЧДД10 лет = 18-20 в 1 мин
– ЧДД17 лет = 17 в 1 мин (у взрослых ЧДД = 15-16 в 1 мин)
4. Сердечно – сосудистая система
– продолжается рост сердца: с 7 до 14 лет его масса возрастает на 1/3
– появляются половые различия: у девушек пульс чаще, чем у юношей
– ЧСС10 лет = 78 уд в 1 мин
– ЧСС14 лет = 74 уд в 1 мин (у взрослых ЧСС = 72 уд в 1 мин)
– ЧДД : ЧСС = 1 : 4 (у взрослых ЧДД : ЧСС = 1 : 4-5)
– в 11-16 лет происходит усиленный рост тела и нейрогормональная перестройка
организма. Темп прироста массы и объёма сердца вновь возрастает. Становятся
чёткими половые различия систолического объёма: у юношей он больше.
– ускоренный рост тела часто сопровождается неравномерным ростом органов и
тканей, в т.ч. сердца и сосудов. Часто ёмкость полостей сердца увеличивается
быстрее, чем просвет клапанных отверстий и магистральных сосудов. Поэтому
у некоторых детей сердце приобретает особенности, характерные для
«юношеского» (подросткового) сердца. С возрастом эти особенности
сглаживаются или исчезают. Различают 3 варианта «юношеского» сердца:
1).митральная форма – определяется Ro-логически в сглаживании левого
контура сердечной тени. Увеличения размеров сердца и изменения
гемодинамики нет. Чаще бывает у девушек.
2). «малое» («капельное») сердце – занимает в грудной полости срединное
положение, как бы висит на сосудах. Бывает у детей с большим скачком роста.
Характерно: низкий систолический объём, склонность к тахикардии,
понижению А/Д, функциональный систолический шум. Дети быстро
утомляются. Может быть головокружение, одышка при физической нагрузке,
обмороки в положении стоя. Чаще встречается у девушек.
3). «гипертрофированное» сердце – увеличен левый желудочек, повышен
минутный объём крови. Склонность к брадикардии, небольшое повышение А/Д
(Рмах = 130-140 мм рт.ст.); почти всегда – функциональный систолический шум.
Чаще встречается у юношей.
– в 15-17 лет усиливается дыхательная аритмия (постепенное повышение ЧСС на
вдохе и постепенное понижение ЧСС на выдохе)
– высокий тонус n.vagus может сопровождаться у подростков брадикардией; при
пониженном его тонусе характерна тахикардия
– А/Д зависит от пола: в 5-9 лет А/Д выше у мальчиков, в 9-12 лет А/Д выше у
девочек, с 12 лет А/Д вновь выше у мальчиков. На величину А/Д( особенно
систолического) влияют: а) эмоциональные реакции (во время измерения)
б) время суток (выше к концу дня)
в) время года (выше к концу учебного года, зимой и
весной выше)
г) климат (выше на Севере)
Особенно характерно повышение А/Д в пубертате (юношеская гипертензия).
Причины: несоответствие более быстрого роста сердца увеличению просвета
сосудов, большие учебные нагрузки, эмоциональное напряжение в школе и
дома. Гиподинамия способствует гипотонии.
5.Кроветворение
– к 14-15 годам заканчивается перерождение красного костного мозга в жёлтый-
жировой (в трубчатых костях)
– кроветворение сохраняется в красном костном мозге губчатого вещества тел
позвонков, рёбер, грудины, бедренных костей и костей голени
– к 12-13 годам окончательно развиваются лимфатические узлы (лимфопоэз, АТ)
– максимально развитая к 8 годам вилочковая железа подвергается постепенной
инволюции (лимфопоэз, иммунитет)
6.Мочевыделительная система
– объём мочевого пузыря в 9-10 лет = 800-900 мл
– число мочеиспусканий в 5-10 лет = 6-8 раз в день
10-15 лет = 3-5 раз в день (как у взрослых)
– длина мочеиспускательного канала у юношей в 13-14 лет = 12-13 см
у девушек в 16 лет = 3-3,3 см
7. ЖКТ
– после смены молочных зубов и установления нормального прикуса (в 12-13
лет) акт жевания становится таким же, как у взрослых (жевательные движения
ритмичны, амплитуда движений нижней челюсти повышена, влияют свойства
пережёвываемой пищи)
– амилолитическая активность слюны у юношей выше, чем у девушек
– с возрастом повышается объём желудочной секреции натощак и во время
стимуляции. Секреция HCl находится в прямой зависимости от возраста, массы
тела и у юношей немного выше
– совершенствуется моторно-эвакуаторная деятельность желудка (т.к.
развиваются мышечные, эластические волокна)
– к 9 годам максимальных величин достигает амилолитическая и липолитическая
активность панкреатического сока, потом увеличивается объём секреции
– увеличивается объём образующейся в печени желчи, в желчи возрастает
количество жирных кислот
– уменьшается проницаемость оболочки тонкой кишки и всасывание
высокомолекулярных веществ
Рацион питания школьникам и подросткам составляется с помощью специальных таблиц (См. Приложение №1)
8. Эндокринная система
– вилочковая и поджелудочная железы – см. выше
– щитовидная железа – к 12-15 годам её масса и размеры возрастают
– паращитовидные железы в пубертате окончательно созревают
– надпочечники созревают к 13-14 годам
– гонады: – яичники у девушек с 10-12 лет вырабатывают эстрогены
– яички у юношей с 12-15 лет вырабатывают андрогены (тестостерон и
андростерон)
Половое развитие оценивают по специальным таблицам (См. Приложение №2)
3. Оценка ФР
1.Рост
L14-15 лет = 3L0 =150 см
DL11-14 лет = 10-12 см (2-е вытяжение)
1) L8 лет = 130 см
L< 8 лет = 130 – 7 – 7 – …
L> 8 лет = 130 + 5 + 5 + …
2) L4 года = 100 см
L<4 лет = 100 – 8 (4 – n) n – возраст в годах
L>4 лет = 100 + 6 (n – 4)
2.Вес
Dm 1-10 лет = 1,5-2 кг в год
1) m<10 лет = m1 год + 2n n – возраст от 1 до 10 лет
2) m10 лет = 30 кг
m>10 лет = m10 лет + 4 (n –10) n – возраст > 10 лет
3) m12-15 лет = 5n – 20 n – возраст от 12 до 15 лет
3.ОГК
ОГК14-15 лет =70-75 см ОГК10 лет = 63 см
ОГК>10 лет = 63 + 3 (n –10) n – возраст > 10 лет
4.Соотношение между ОГ и ОГК:
После 1 года ОГ < ОГК на число лет (до 7 лет)
5.Индекс Эрисмана (Ind. Er.)
В 6-8 лет ОГК = ½ L
В пубертате ОГК < ½ L (у взрослых ОГК > ½ L)
До 11 лет L, m и ОГК у мальчиков > чем у девочек
В 11 лет эти показатели уравниваются
С 11 до 15 лет L, m и ОГК у мальчиков < чем у девочек
4. Особенности ВНД
ВНД в препубертатном периоде
– нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью,
все виды внутреннего торможения хорошо выражены, но ребёнок ещё
затрудняется в выполнении мелких и точных движений
– недостаточно развиты сосредоточенность и активное внимание
– быстро развивается утомление, иногда сопровождается невротическими
нарушениями (может быть из-за чрезмерной учебной нагрузки)
– школьное обучение оказывает большое влияние на развитие психики ребёнка
– развитие коры приближается к уровню взрослого
ВНД в пубертатном периоде
– в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков (1-я фаза пубертата) изменения
в поведении определяются повышением возбудимости ЦНС и ослаблением
процессов торможения. Это может приводить к повышению
раздражительности, утомляемости, нарушению сна
– в условно рефлекторной деятельности отмечается ухудшение
дифференцировки сигналов, широкая иррадиация возбуждения. У юношей
появляются сопутствующие («лишние») движения рук, ног, туловища;
замедляется речь, ответы становятся короткими, стереотипными. Это говорит о
снижении деятельности 2-ой сигнальной системы
– у девушек 11-13 лет часто снижается умственная работоспособность,
повышается эмоциональность, вегетативные реакции. Для некоторых
подростков бывает трудно построить сложные фразы, логические
умозаключения, запомнить учебный материал
– 2-я фаза пубертата (для девушек – 13-15лет, для юношей – 15-17 лет) – это
критическая фаза полового развития: м.б. психическая неуравновешенность с
резкими переходами от бурного восторга к депрессии и обратно, резко
критическое отношение к взрослым, обидчивость, у девушек склонность к
слезам. Часты проявления негативных состояний. В это время необходимо
воспитание «тормозов» (корковое торможение). В период гормональной
перестройки конфликты между подростками, родителями и учителями часто
возникают из-за недооценки особенностей ВНД. Необходим правильный
здоровый режим, спокойная доброжелательная обстановка, интересные для
подростка занятия (в т.ч. физкультура и спорт), профилактика вредных
привычек
– в 15-18 лет роль 2-ой сигнальной системы вновь возрастает, улучшается память
в основном завершается развитие ВНД. Она достигает высокого
функционального совершенства.
Выводы по теме:
2. Нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, все виды внутреннего торможения хорошо выражены, но ребенок еще затрудняется в выполнении мелких и точных движений; недостаточно развиты сосредоточенность и активное внимание, быстро развивается утомление
3. Развитие коры головного мозга в препубертатный период приближается к уровню взрослого.
Вопросы для самопроверки:
1. Чем характеризуется младший школьный возраст?
2. Каковы АФО органов и систем ребенка в препубертатный период?
3. Каковы особенности ВНД ребенка младшего школьного возраста?
4. Чем характеризуется пубертатный период?
5. Каковы АФО органов и систем подростка в пубертатный период?
6. Каковы особенности ВНД подростков в 1-ю фазу пубертата?
7. Каковы особенности ВНД подростков во 2-ю фазу пубертата?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com
4. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
5. Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
6. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
Приложение №1
Питание детей старше года
Суточные объемы питания
Возраст, годы |
Объем, литры |
Распределение энергетической ценности пищи в течении суток (%) |
1–1,5 |
1,0–1,1 |
25–50–10–15 |
1,5–3 |
1,2–1,5 |
|
3–5 |
1,4–1,5 |
25–40–10–25 |
5–7 |
1,6–1,8 |
|
7–11 |
2,0–2,2 |
|
11–14 |
2,3–2,5 |
Энергетические потребности (ккал)
Возраст, годы |
На 1 кг |
В сутки |
|
1–3 |
101 |
1360 |
|
4–6 |
91 |
1830 |
|
7–9 |
78 |
2190 |
|
10–12 |
Мальчики |
71 |
2600 |
Девочки |
62 |
2350 |
|
13–15 |
Мальчики |
57 |
2900 |
Девочки |
50 |
2500 |
|
16–19 |
Мальчики |
49 |
3070 |
Девочки |
43 |
2310 |
|
Взрослые |
Мужчины |
46 |
3000 |
|
Женщины |
40 |
2200 |
Приложение №2
Таблица 1
Выраженность развития вторичных половых признаков у мальчиков
(Мазурин А.В., Воронцов И.М., 2001)
Признаки |
Степени развития |
Оценка в баллах |
Оволосение подмышечных впадин |
||
Отсутствие волос |
Ax–0 |
0,0 |
Единичные волосы |
Ax–1 |
1,0 |
Редкие волосы на центральном участке впадины |
Ax–2 |
2,0 |
Густые прямые волосы по всей впадине |
Ax–3 |
3,0 |
Густые вьющиеся волосы по всей впадине |
Ax–4 |
4,0 |
Оволосение лобка |
||
Отсутствие оволосения |
Р–0 |
0,0 |
Единичные волосы |
Р–1 |
1,1 |
Редкие волосы у основания полового члена |
Р–2 |
2,2 |
Густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка без четких границ |
Р–3 |
3,3 |
Густые вьющиеся волосы по всей поверхности лобка в виде треугольника |
Р–4 |
4,4 |
Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер, к пупку |
Р–5 |
5,5 |
Рост щитовидного хряща гортани |
||
Отсутствие признаков роста |
L–0 |
0,0 |
Начинающееся выпячивание щитовидного хряща |
L–1 |
0,6 |
Отчетливое выпячивание (кадык) |
L–2 |
1,2 |
Изменение тембра голоса |
||
Детский голос |
V–0 |
0,0 |
Мутация (ломка) голоса |
V–1 |
0,7 |
Мужской тембр голоса |
V–2 |
1,4 |
Оволосение лица |
||
Отсутствие оволосения |
F–0 |
0,0 |
Начинающееся оволосение над верхней губой |
F–1 |
1,6 |
Жесткие волосы над верхней губой, появление волос на подбородке |
F–2 |
3,2 |
Распространенное оволосение над верхней губой, на подбородке, начало роста бакенбардов |
F–3 |
4,8 |
Слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов |
F–4 |
6,4 |
Слияние всех зон оволосения лица |
F–5 |
8,0 |
Таблица 2
Выраженность развития вторичных половых признаков у девочек
(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 2001)
Признаки |
Степени развития |
Оценка в баллах |
Развитие молочной железы |
||
Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки |
Ма–0 |
0,0 |
Железы несколько выдаются (околососковый кружок вместе с соском образует единый конус) |
Ма–1 |
1,2 |
Железы значительно выдаются вместе с соском и околососковым кружком, имеют форму конуса |
Ма–2 |
2,4 |
Тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком |
Ма–3 |
3,6 |
Оволосение лобка |
||
Отсутствие волос |
Р–0 |
0,0 |
Единичные волосы вдоль половых губ |
Р–1 |
0,3 |
Редкие, длинные волосы на центральном участке лобка |
Р–2 |
0,6 |
Длинные, вьющиеся, густые волосы на всем треугольнике лобка |
Р–3 |
0,9 |
Развитие волос в подмышечной впадине |
||
Отсутствие волос |
Ах–0 |
0,0 |
Единичные волосы |
Ах–1 |
0,4 |
Волосы редкие на центральном участке впадины |
Ах–2 |
0,8 |
Длинные, густые, вьющиеся волосы по всей впадине |
Ах–3 |
1,2 |
Становление менструальной функции |
||
Отсутствие менструаций |
Ме–0 |
0,0 |
1-2 менструации к моменту осмотра (menarche) |
Ме–1 |
2,1 |
Нерегулярные менструации |
Ме–2 |
4,2 |
Регулярные менструации |
Ме–3 |
6,3 |
Таблица 3
Стандарты полового развития девочек
(Максимова М. В., цит. по: Мазурин А. В., Воронцов И. М., 2001)
Возраст |
Половые формулы |
Баллы |
|
от |
до |
||
10 лет |
Ма0Р0Ах0Ме0 |
Ма2Р1Ах0Ме0 |
0–2,7 |
11 лет |
Ма1Р0Ах0Ме0 |
Ма2Р1Ах0Ме0 |
1,2–2,7 |
12 лет |
Ма1Р1Ах0Ме0 |
Ма3Р3Ах1Ме1 |
1,2–7,0 |
13 лет |
Ма2Р2Ах0Ме0 |
Ма3Р3Ах2Ме3 |
3,0–11,6 |
14 лет |
Ма3Р2Ах2Ме0 |
Ма3Р3Ах3Ме3 |
5,0–12,0 |
15 лет |
Ма3Р3Ах2Ме3 |
Ма3Р3Ах3Ме3 |
11,6 и выше |
Таблица 4
Стандарты полового созревания мальчиков
(Максимова М. В, цит. по: Мазурин А. В., Воронцов И. М., 2001)
Возраст |
Половые формулы |
Баллы |
|
от |
до |
||
12 лет |
V0P0L0Ax0F0 |
V1P1L0Ax0F0 |
0–1,8 |
13 лет |
V1P0L0Ax0F0 |
V2P3L1Ax2F0 |
0,7–6,3 |
14 лет |
V1P2L0Ax0F0 |
V2P3L2Ax2F1 |
2,7–10,1 |
15 лет |
V1P4L1Ax0F0 |
V2P5L2Ax3F2 |
4,6–14,3 |
16 лет |
V2P4L1Ax2F1 |
V2P5L2Ax4F3 |
10,0–16,9 |
17 лет |
V2P4L2Ax2F0 |
V2P5L2Ax4F3 |
10,6–16,9 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.