Конспект теоретического материала «Период школьного и подросткового возраста»
Оценка 4.8

Конспект теоретического материала «Период школьного и подросткового возраста»

Оценка 4.8
Лекции
docx
30.05.2021
Конспект теоретического материала «Период школьного и подросткового возраста»
Конспект теоретического материала по ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Конспект Период шк. и подрост. возр.docx

Конспект теоретического материала

ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

Тема:  Период школьного и подросткового возраста

 

Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

          – проведение профилактических мероприятий

          – освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

           населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

              неинфекционных заболеваний.

 

Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:

–  современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,  

    возможные факторы, влияющие на здоровье, направления 

    сестринской деятельности по сохранению здоровья;

–  принципы рационального и диетического питания;

 

Учебные вопросы:

1.     Общая характеристика периода

         2. АФО органов и систем

         3. Оценка ФР

         4. Особенности ВНД

 

       Учебная информация:

1.     Препубертатный период (младший школьный; возраст от 7 до 11-12 лет)

   Происходит дальнейшее развитие мышечной системы, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определённый отпечаток на интеллектуальное развитие, формирование характера ребёнка. Становятся заметными различия в психологическом развитии мальчиков и девочек. В патологии этого возраста всё ещё имеют значение острые инфекции. Учащаются заболевания сердца, нервной системы, ревматизмом.

 

Пубертатный период (старший школьный, период полового созревания)

В зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки

                                        – у девушек: 12-13 – 16 лет

                                        – у юношей:  13 – 17-18 лет

   Завершается физическое и психическое развитие ребёнка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад. Меняется внешний облик ребёнка: появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью ВНС и эндокринной системы нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Детские ОИЗ встречаются гораздо реже, может обостряться туберкулёзный процесс. Большинство заболеваний протекает как у взрослых.

 

2.     АФО органов и систем.

 

1.     Костная система

 – костная ткань с 12 лет имеет пластинчатое строение (как у взрослых)

 – с 7 до 12 лет происходит смена всех молочных зубов постоянными

 – в 12-13 лет прорезываются 2-е большие коренные зубы (моляры)

 – к 12-13 годам заканчивается формирование грудной клетки

 – к 15-17 годам заканчивается развитие костей лицевого черепа

 

2.     Мышечная система

 – в препубертате сила большинства мышечных групп у мальчиков и девочек

    одинакова, к 12-15 годам сила мышц у юношей становится на 30% выше, чем у

    девушек

 – с возрастом способность к выполнению длительной мышечной работы

   (выносливость) возрастает

 – к 15 годам развиваются мелкие мышцы пальцев и движения становятся более

    точными

 

3.     Органы дыхания

 – продолжается рост лёгких, особенно в пубертате

    (m новор.-50г; m12лет -500г; mвзр.-1кг)

 – до 7-8 лет происходит возрастание количества альвеол, а затем их объёма

 – с 10 лет формируется характерная мужская гортань у мальчиков, меняется

    тембр голоса

 – к 12-15 годам полностью развиваются все придаточные полости носа

 – тип дыхания в пубертате становится у девушек грудным, а у юношей брюшным

 – ритм дыхания с возрастом становится всё более стабильным, но он всё же

    менее устойчив, чем у взрослых

 – у некоторых детей в пубертате происходит возрастание длительности выдоха

    относительно вдоха (у детей вдох равен выдоху; у взрослых – выдох в 3 раза

    длиннее вдоха)

 –  в пубертате ЖЕЛ возрастает и у юношей больше, чем у девушек

 – ЧДД10 лет = 18-20 в 1 мин

 – ЧДД17 лет = 17 в 1 мин       (у взрослых ЧДД = 15-16 в 1 мин)

 

4.     Сердечно – сосудистая система

 – продолжается рост сердца: с 7 до 14 лет его масса возрастает на 1/3  

 – появляются половые различия: у девушек пульс чаще, чем у юношей

 – ЧСС10 лет = 78 уд в 1 мин

 – ЧСС14 лет = 74 уд в 1 мин   (у взрослых ЧСС = 72 уд в 1 мин)

 – ЧДД : ЧСС = 1 : 4              (у взрослых ЧДД : ЧСС = 1 : 4-5)

 – в 11-16 лет происходит усиленный рост тела и нейрогормональная перестройка

    организма. Темп прироста массы и объёма сердца вновь возрастает. Становятся

    чёткими половые различия систолического объёма: у юношей он больше.

 – ускоренный рост тела часто сопровождается неравномерным ростом органов и  

    тканей, в т.ч. сердца и сосудов. Часто ёмкость полостей сердца увеличивается

    быстрее, чем просвет клапанных отверстий и магистральных сосудов. Поэтому

    у некоторых детей сердце приобретает особенности, характерные для

    «юношеского» (подросткового) сердца. С возрастом эти особенности

    сглаживаются или исчезают. Различают 3 варианта «юношеского» сердца:

  1).митральная форма – определяется Ro-логически в сглаживании левого

    контура сердечной тени. Увеличения размеров сердца и изменения

    гемодинамики нет. Чаще бывает у девушек.

  2). «малое» («капельное») сердце – занимает в грудной полости срединное

    положение, как бы висит на сосудах. Бывает у детей с большим скачком роста.

    Характерно: низкий систолический объём, склонность к тахикардии,

    понижению А/Д, функциональный систолический шум. Дети быстро

    утомляются. Может быть головокружение, одышка при физической нагрузке,  

    обмороки в положении стоя. Чаще встречается у девушек.

  3). «гипертрофированное» сердце – увеличен левый желудочек, повышен

    минутный объём крови. Склонность к брадикардии, небольшое повышение А/Д

    (Рмах = 130-140 мм рт.ст.); почти всегда – функциональный систолический шум.

    Чаще встречается у юношей.

 – в 15-17 лет усиливается дыхательная аритмия (постепенное повышение ЧСС на

    вдохе и постепенное понижение ЧСС на выдохе)

 – высокий тонус n.vagus может сопровождаться у подростков брадикардией; при

    пониженном его тонусе характерна тахикардия

 – А/Д зависит от пола: в 5-9 лет А/Д выше у мальчиков, в 9-12 лет А/Д выше у

    девочек, с 12 лет А/Д вновь выше у мальчиков. На величину А/Д( особенно

    систолического) влияют: а) эмоциональные реакции (во время измерения)

                                           б) время суток (выше к концу дня)

                                           в) время года (выше к концу учебного года, зимой и  

                                               весной выше)

                                           г) климат (выше на Севере)

    Особенно характерно повышение А/Д в пубертате (юношеская гипертензия).

    Причины: несоответствие более быстрого роста сердца увеличению просвета

    сосудов, большие учебные нагрузки, эмоциональное напряжение в школе и

    дома. Гиподинамия способствует гипотонии.

 

 

         5.Кроветворение

 – к 14-15 годам заканчивается перерождение красного костного мозга в жёлтый-

    жировой (в трубчатых костях)

 – кроветворение сохраняется в красном костном мозге губчатого вещества тел

    позвонков, рёбер, грудины, бедренных костей и костей голени

 – к 12-13 годам окончательно развиваются лимфатические узлы (лимфопоэз, АТ)

 – максимально развитая к 8 годам вилочковая железа подвергается постепенной

    инволюции (лимфопоэз, иммунитет)

 

         6.Мочевыделительная система

 – объём мочевого пузыря в 9-10 лет = 800-900 мл

 – число мочеиспусканий в 5-10 лет = 6-8 раз в день

                                          10-15 лет = 3-5 раз в день (как у взрослых)

 – длина мочеиспускательного канала у юношей в 13-14 лет = 12-13 см

                                                                 у девушек в 16 лет = 3-3,3 см

         7. ЖКТ

 – после смены молочных зубов и установления нормального прикуса (в 12-13

    лет) акт жевания становится таким же, как у взрослых (жевательные движения

    ритмичны, амплитуда движений нижней челюсти повышена, влияют свойства

    пережёвываемой пищи)

 – амилолитическая активность слюны у юношей выше, чем у девушек

 – с возрастом повышается объём желудочной секреции натощак и во время

    стимуляции. Секреция HCl находится в прямой зависимости от возраста, массы

    тела и у юношей немного выше

 – совершенствуется моторно-эвакуаторная деятельность желудка (т.к.

    развиваются мышечные, эластические волокна)

 – к 9 годам максимальных величин достигает амилолитическая и липолитическая

    активность панкреатического сока, потом увеличивается объём секреции

 – увеличивается объём образующейся в печени желчи, в желчи возрастает

    количество жирных кислот

 – уменьшается проницаемость оболочки тонкой кишки и всасывание

    высокомолекулярных веществ

Рацион питания школьникам и подросткам составляется с помощью специальных таблиц (См. Приложение №1)

 

         8. Эндокринная система

 – вилочковая и поджелудочная железы – см. выше

 – щитовидная железа – к 12-15 годам её масса и размеры возрастают

 – паращитовидные железы в пубертате окончательно созревают

 – надпочечники созревают к 13-14 годам

 – гонады: – яичники у девушек с 10-12 лет вырабатывают эстрогены

                  – яички у юношей с 12-15 лет вырабатывают андрогены (тестостерон и 

                     андростерон)

Половое развитие оценивают по специальным таблицам (См. Приложение №2)

3.     Оценка ФР

1.Рост

   L14-15 лет = 3L0 =150 см

 DL11-14 лет = 10-12 см (2-е вытяжение)

1)    L8 лет = 130 см

     L< 8 лет = 130 – 7 – 7 – …

     L> 8 лет = 130 + 5 + 5 + …

2)    L4 года = 100 см

     L<4 лет = 100 – 8 (4 – n)                             n – возраст в годах

     L>4 лет = 100 + 6 (n – 4)

 

2.Вес

   Dm 1-10 лет = 1,5-2 кг в год

1) m<10 лет = m1 год + 2n                                  n – возраст от 1 до 10 лет

2) m10 лет = 30 кг

    m>10 лет = m10 лет  + 4 (n –10)                      n – возраст > 10 лет

3)    m12-15 лет = 5n – 20                                     n – возраст от 12 до 15 лет

 

3.ОГК

   ОГК14-15 лет =70-75 см                                 ОГК10 лет = 63 см

   ОГК>10 лет = 63 + 3 (n –10)                          n – возраст > 10 лет

 

4.Соотношение между ОГ и ОГК:

  После 1 года ОГ < ОГК на число лет (до 7 лет)

 

5.Индекс Эрисмана (Ind. Er.)

 В 6-8 лет ОГК = ½ L

 В пубертате ОГК < ½ L                         (у взрослых ОГК > ½ L)

 

До 11 лет L, m и ОГК у мальчиков > чем у девочек

В 11 лет эти показатели уравниваются

С 11 до 15 лет L, m и ОГК у мальчиков < чем у девочек

 

 

4.     Особенности ВНД

 

     ВНД в препубертатном периоде

 – нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью,

    все виды внутреннего торможения хорошо выражены, но ребёнок ещё

    затрудняется в выполнении мелких и точных движений

 – недостаточно развиты сосредоточенность и активное внимание

 – быстро развивается утомление, иногда сопровождается невротическими

    нарушениями (может быть из-за чрезмерной учебной нагрузки)

 – школьное обучение оказывает большое влияние на развитие психики ребёнка

 – развитие коры приближается к уровню взрослого

 

 

    ВНД в пубертатном периоде

 – в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков (1-я фаза пубертата) изменения

    в поведении определяются повышением возбудимости ЦНС и ослаблением

    процессов торможения. Это может приводить к повышению  

    раздражительности,  утомляемости, нарушению сна

 – в условно рефлекторной деятельности отмечается ухудшение

    дифференцировки сигналов, широкая иррадиация возбуждения. У юношей 

    появляются сопутствующие («лишние») движения рук, ног, туловища;

    замедляется речь, ответы становятся короткими, стереотипными. Это говорит о

    снижении деятельности 2-ой сигнальной системы

 – у девушек 11-13 лет часто снижается умственная работоспособность,

    повышается эмоциональность, вегетативные реакции. Для некоторых

    подростков бывает трудно построить сложные фразы, логические

    умозаключения, запомнить учебный материал

 – 2-я фаза пубертата (для девушек – 13-15лет, для юношей – 15-17 лет) – это

    критическая фаза полового развития: м.б. психическая неуравновешенность с

    резкими переходами от бурного восторга к депрессии и обратно, резко

    критическое отношение к взрослым, обидчивость, у девушек склонность к

    слезам. Часты проявления негативных состояний. В это время необходимо

    воспитание «тормозов» (корковое торможение). В период гормональной

    перестройки конфликты между подростками, родителями и учителями часто

    возникают из-за недооценки особенностей ВНД. Необходим правильный

    здоровый режим, спокойная доброжелательная обстановка, интересные для

    подростка занятия (в т.ч. физкультура и спорт), профилактика вредных

    привычек

 – в 15-18 лет роль 2-ой сигнальной системы вновь возрастает, улучшается память   

    в основном завершается развитие ВНД. Она достигает высокого

    функционального совершенства. 

 

 

Выводы по теме:

  1. В препубертатный период происходит дальнейшее развитие мышечной системы, заканчивается смена молочных зубов постоянными, становятся заметными различия в психологическом развитии мальчиков и девочек.

2.     Нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, все виды внутреннего торможения хорошо выражены, но ребенок еще затрудняется в выполнении мелких и точных движений; недостаточно развиты сосредоточенность и активное внимание, быстро развивается утомление

3.     Развитие коры головного мозга в препубертатный период приближается к уровню взрослого.

  1. В пубертатный период завершается физическое и психическое развитие ребенка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад; меняется внешний облик подростка – появляются вторичные половые признаки.
  2. В связи с неустойчивостью ВНС и эндокринной системы в пубертате нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения, большинство заболеваний протекает как у взрослых.
  3. В 1-ю фазу пубертата у подростков часто снижается умственная работоспособность, повышается эмоциональность, бывает трудно построить сложные фразы, сделать логические умозаключения, запомнить учебный материал.
  4. Во 2-ю фазу пубертата роль 2-ой сигнальной системы возрастает, улучшается память,  в основном завершается развитие ВНД. Она достигает высокого функционального совершенства. 

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Чем характеризуется младший школьный возраст?

2.  Каковы АФО органов и систем ребенка в препубертатный период?

3.  Каковы особенности ВНД ребенка младшего школьного возраста?

4.  Чем характеризуется пубертатный период?

5.  Каковы АФО органов и систем подростка в пубертатный период?

6.  Каковы особенности ВНД подростков в 1-ю фазу пубертата?

7.  Каковы особенности ВНД подростков во 2-ю фазу пубертата?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)

3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com

4. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н  «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»

 5. Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»

6. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них». 

 

 

 

 

Приложение №1

Питание детей старше года

Суточные объемы питания

Возраст, годы

Объем, литры

Распределение энергетической

ценности пищи в течении суток (%)

1–1,5

1,0–1,1

25–50–10–15

1,5–3

1,2–1,5

3–5

1,4–1,5

25–40–10–25

5–7

1,6–1,8

7–11

2,0–2,2

11–14

2,3–2,5

 

 

Энергетические потребности (ккал)

Возраст, годы

На 1 кг

В сутки

1–3

101

1360

4–6

91

1830

7–9

78

2190

10–12

Мальчики

71

2600

Девочки

62

2350

13–15

Мальчики

57

2900

Девочки

50

2500

16–19

Мальчики

49

3070

Девочки

43

2310

Взрослые

Мужчины

46

3000

 

Женщины

40

2200

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Таблица 1

Выраженность развития вторичных половых признаков у мальчиков

(Мазурин А.В., Воронцов И.М., 2001)

Признаки

Степени развития

Оценка в баллах

Оволосение подмышечных впадин

Отсутствие волос

Ax–0

0,0

Единичные волосы

Ax–1

1,0

Редкие волосы на центральном участке впадины

Ax–2

2,0

Густые прямые волосы по всей впадине

Ax–3

3,0

Густые вьющиеся волосы по всей впадине

Ax–4

4,0

Оволосение лобка

Отсутствие оволосения

Р–0

0,0

Единичные волосы

Р–1

1,1

Редкие волосы у основания полового члена

Р–2

2,2

Густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка без четких границ

Р–3

3,3

Густые вьющиеся волосы по всей поверхности лобка в виде треугольника

Р–4

4,4

Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер, к пупку

Р–5

5,5

 

Рост щитовидного хряща гортани

Отсутствие признаков роста

L–0

0,0

Начинающееся выпячивание щитовидного хряща

L–1

0,6

Отчетливое выпячивание (кадык)

L–2

1,2

Изменение тембра голоса

Детский голос

V–0

0,0

Мутация (ломка) голоса

V–1

0,7

Мужской тембр голоса

V–2

1,4

Оволосение лица

Отсутствие оволосения

F–0

0,0

Начинающееся оволосение над верхней губой

F–1

1,6

Жесткие волосы над верхней губой, появление волос на подбородке

F–2

3,2

Распространенное оволосение над верхней губой, на подбородке, начало роста бакенбардов

F–3

4,8

Слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов

F–4

6,4

Слияние всех зон оволосения лица

F–5

8,0

 

 

Таблица 2

Выраженность развития вторичных половых признаков у девочек

(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 2001)

Признаки

Степени развития

Оценка в баллах

Развитие молочной железы

Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки

Ма–0

0,0

Железы несколько выдаются (околососковый кружок вместе с соском образует единый конус)

Ма–1

1,2

Железы значительно выдаются вместе с соском и околососковым кружком, имеют форму конуса

Ма–2

2,4

Тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком

Ма–3

3,6

 

Оволосение лобка

Отсутствие волос

Р–0

0,0

Единичные волосы вдоль половых губ

Р–1

0,3

Редкие, длинные волосы на центральном участке лобка

Р–2

0,6

Длинные, вьющиеся, густые волосы на всем треугольнике лобка

Р–3

0,9

 

Развитие волос в подмышечной впадине

Отсутствие волос

Ах–0

0,0

Единичные волосы

Ах–1

0,4

Волосы редкие на центральном участке впадины

Ах–2

0,8

Длинные, густые, вьющиеся волосы по всей впадине

Ах–3

1,2

 

Становление менструальной функции

Отсутствие менструаций

Ме–0

0,0

1-2 менструации к моменту осмотра (menarche)

Ме–1

2,1

Нерегулярные менструации

Ме–2

4,2

Регулярные менструации

Ме–3

6,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Стандарты полового развития девочек

(Максимова М. В., цит. по: Мазурин А. В., Воронцов И. М., 2001)

Возраст

Половые формулы

 

Баллы

         от

до

10 лет

Ма0Р0Ах0Ме0

Ма2Р1Ах0Ме0

0–2,7

11 лет

Ма1Р0Ах0Ме0

Ма2Р1Ах0Ме0

1,2–2,7

12 лет

Ма1Р1Ах0Ме0

Ма3Р3Ах1Ме1

1,2–7,0

13 лет

Ма2Р2Ах0Ме0

Ма3Р3Ах2Ме3

3,0–11,6

14 лет

Ма3Р2Ах2Ме0

Ма3Р3Ах3Ме3

5,0–12,0

15 лет

Ма3Р3Ах2Ме3

Ма3Р3Ах3Ме3

11,6 и выше

Таблица 4

Стандарты полового созревания мальчиков

(Максимова М. В, цит. по: Мазурин А. В., Воронцов И. М., 2001)

 

Возраст

Половые формулы

 

Баллы

от

до

12 лет

V0P0L0Ax0F0

V1P1L0Ax0F0

0–1,8

13 лет

V1P0L0Ax0F0

V2P3L1Ax2F0

0,7–6,3

14 лет

V1P2L0Ax0F0

V2P3L2Ax2F1

2,7–10,1

15 лет

V1P4L1Ax0F0

V2P5L2Ax3F2

4,6–14,3

16 лет

V2P4L1Ax2F1

V2P5L2Ax4F3

10,0–16,9

17 лет

V2P4L2Ax2F0

V2P5L2Ax4F3

10,6–16,9

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект теоретического материала

Конспект теоретического материала

Завершается физическое и психическое развитие ребёнка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад

Завершается физическое и психическое развитие ребёнка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад

ЧСС 10 лет = 78 уд в 1 мин –

ЧСС 10 лет = 78 уд в 1 мин –

Кроветворение – к 14-15 годам заканчивается перерождение красного костного мозга в жёлтый- жировой (в трубчатых костях) – кроветворение сохраняется в красном костном мозге губчатого вещества…

Кроветворение – к 14-15 годам заканчивается перерождение красного костного мозга в жёлтый- жировой (в трубчатых костях) – кроветворение сохраняется в красном костном мозге губчатого вещества…

Оценка ФР 1. Рост L 14-15 лет = 3

Оценка ФР 1. Рост L 14-15 лет = 3

ВНД в пубертатном периоде – в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков (1-я фаза пубертата) изменения в поведении определяются повышением возбудимости

ВНД в пубертатном периоде – в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков (1-я фаза пубертата) изменения в поведении определяются повышением возбудимости

Развитие коры головного мозга в препубертатный период приближается к уровню взрослого

Развитие коры головного мозга в препубертатный период приближается к уровню взрослого

Приказ Минздрава России от 05.11

Приказ Минздрава России от 05.11

Приложение №2 Таблица 1 Выраженность развития вторичных половых признаков у мальчиков (Мазурин

Приложение №2 Таблица 1 Выраженность развития вторичных половых признаков у мальчиков (Мазурин

Рост щитовидного хряща гортани

Рост щитовидного хряща гортани

Таблица 2 Выраженность развития вторичных половых признаков у девочек (Мазурин

Таблица 2 Выраженность развития вторичных половых признаков у девочек (Мазурин

Отсутствие волос Ах–0 0,0

Отсутствие волос Ах–0 0,0

Таблица 3 Стандарты полового развития девочек (Максимова

Таблица 3 Стандарты полового развития девочек (Максимова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021