Конспект теоретического материала «Внутриутробный период развития»
Оценка 4.7

Конспект теоретического материала «Внутриутробный период развития»

Оценка 4.7
Лекции
docx
30.05.2021
Конспект теоретического материала «Внутриутробный период развития»
Конспект теоретического материала по ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Конспект Внутриутр. п-д развития.docx

Конспект теоретического материала

 ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

 

Тема:  Внутриутробный период развития

 

     Цели:освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

       – проведение профилактических мероприятий

       – освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

           населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

              неинфекционных заболеваний.

 

Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:

–  современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,  

    возможные факторы, влияющие на здоровье, направления 

    сестринской деятельности по сохранению здоровья;

–  роль сестринского персонала при проведении диспансеризации 

    населения и работе «школ здоровья».

 

Учебные вопросы:

1.     Закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде.

2.     Патронажи

 

       Учебная информация:

 

1.     Период внутриутробного развития (антенатальный) занимает время от момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней).

Внутриутробный период ребенка характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1г, а длина – 2,5см. Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период — за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.

Во внутриутробном периоде выделяют две фазы:

фаза эмбрионального развития 0 - 3 месяца

фаза плацентарного развития с 3-х месяцев и до рождения

В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами. Особенности этого периода: быстрый рост, питание за счет матери, между матерью и плодом еще нет плаценты, следовательно, нет барьера и все вредные воздействия, действующие на мать, действуют и на ребенка.

При воздействии вредных факторов на организм беременной в первые три месяца нарушается органогенез (формирование органов), что ведет к возникновению врожденных уродств. Болезни этого периода называются эмбриопатиями. Лечение этих заболеваний неэффективно, значит, главное внимание - профилактике. Для этого нужно знать вредные факторы, опасные для беременной (тератогенные факторы).

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных системах и органах плода, являются: патология плаценты, приводящая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, коревая краснуха, аденовирус, вирус простого герпеса, гриппа, цитомегало - вирус и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несбалансированное питание женщины во время беременности.

Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психическое здоровье ребенка.

Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

Алкоголь является наиболее частой причиной развития пороков плода во время внутриутробного периода ребенка, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.

Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли – и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дауна и др.

Для формирования тех или иных пороков развития имеет значение срок воздействия тератогенных факторов - поражается орган, который в этот момент наиболее быстро растет и дифференцируется, например:

6 - 8 недель беременности – пороки сердца;

8 - 10 недель беременности – пороки органов зрения.

В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию. Кроме этого, органы плода уже в основном сформированы. Поэтому вредные факторы уже не ведут к уродству плода, а вызывают воспалительную реакцию, ведущую не к нарушению строения органа, а к нарушению его функции. Эти болезни называют фетопатиями (См. Приложение №1).

В этой фазе, когда появляется питание плода через плаценту, образуется система кровообращения. На 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем – и легочной ткани. Формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17-20-й неделе плод выпячивает губы, с 28-29-й недели он способен к активным сосательным движениям.

Мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 18 - 20-й неделе мать начинает ощущать движения плода.

В периоде с 12-й по 18-ю неделю жизни в связи с плацентарным кровообращением воздействие неблагоприятных факторов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение дифференцировки тканей.

После 22-й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внеутробной жизни, особенно это касается органов дыхания.

 

2. Диспансеризация – это система активных мероприятий, обеспечивающих постоянное медицинское наблюдение за здоровыми (больными) детьми, детьми из группы риска, с проведением профилактической работы, которая:

–  предупреждает развитие заболеваний;

– способствует раннему выявлению заболеваний и лечению до полного восстановления функций больного органа;

–  обеспечивает корректирующее наблюдение за ФР и НПР детей раннего возраста;

–  проводит иммунопрофилактику заболеваний;

–  подготавливает детей к ДДУ и к школе.

  Основные элементы диспансерного метода – патронажи и активное систематическое наблюдение с оказанием всех видов медицинской и социальной помощи.

   Патронажи проводятся для активного выявления отклонений в состоянии здоровья детей разных возрастных групп, начиная с антенатального периода развития.

   Развитие метода динамического наблюдения идет по 2 направлениям:

1)      – расширение возрастного контингента здоровых детей, подлежащих диспансеризации с участием специалистов (дети 1-го, 2-го года жизни, а также 3-4-5-6-7-го года жизни);

2)      – привлечение к диспансеризации более широкой группы специалистов ДП (невропатолог, хирург-ортопед, стоматолог, детский эндокринолог, кардиоревматолог и др.).

     Патрона́ж (франц. patronage покровительство) – форма работы лечебно-профилактических учреждений, основными целями которой являются проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Особенно широко патронаж используется в учреждениях охраны материнства и детства, некоторых диспансерах. Осуществляется врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник, диспансеров и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов.

     Наиболее важна антенатальная профилактика – дородовая охрана здоровья женщины и ребенка, которая проводится при помощи дородовых патронажей  – посещений беременной женщины на дому.

    Первый дородовый патронаж проводится, как только беременная женщина встанет на учёт по беременности в женской консультации. Основная направленность патронажа – будущая мать.

    Второй дородовый патронаж – в начале декретного отпуска (с 30-й недели беременности; в неблагоприятных случаях – с 27-й недели). Основная направленность патронажа – ребёнок, который скоро родится.

   Средний медицинский работник чаще всего является первым советчиком родителей в воспитании здорового ребенка. Он добивается того, чтобы каждая семья осознала, что от аккуратности, точности и своевременности  выполнения гигиенических советов по уходу, вскармливанию, закаливанию и воспитанию детей, проведению противоэпидемических мероприятий зависит состояние здоровья ребенка и его развития. Патронаж детей – одно из важных связующих звеньев между родителями и педиатром.

     Во время патронажа необходимо тщательно осмотреть беременную (ребенка), измерить температуру, критически оценить выполнение беременной (матерью) правил ухода за собой (ребенком) и раннее данных рекомендаций; дать конкретные гигиенические советы; обучить мать некоторым способам приготовления  детского  питания, методике проведения гимнастики и массажа; записать в патронажном листе (истории развития ребенка) новые данные о состоянии здоровья беременной (развитии ребенка); снабдить пациентов санпросвет. литературой.

     В соответствии с существующим положением участковый педиатр совместно с патронажной медсестрой посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома. В дальнейшем средний медработник посещает ребенка на дому через 2-3 дня в течение 1-й недели и еженедельно в течение 1-й месяца жизни.

Кратность наблюдения детей патронажной медсестрой:

1-й мес. жизни – наблюдение только на дому 5 раз;

2-й мес. жизни – наблюдение на дому 3 раза;

3-5-й мес. жизни – наблюдение на дому 2 раза в мес.;

6-12-й мес. жизни – наблюдение на дому 1 раз в мес.

    Кроме того ребенка до 1 года  должен осматривать в ДП участковый педиатр не менее 1 раза в месяц. Таким образом, медсестра видит ребенка в течение 1-го года жизни 12 раз на профессиональных приемах врача и 21 раз при патронаже на дому.

  На 2-м году жизни детей посещают 4 раза при условии ежеквартальной явки матери с ребенком к участковому педиатру в ДП или на ФАП.

   На 3-м году жизни частота патронажей – 1 раз в полгода, если мать с ребенком бывает в ДП или на ФАПе 2 раза в год по поводу очередных профессиональных осмотров в дни врачебных приемов здоровых детей

   Для детей в возрасте от 4 до 7 лет – 1 раз в год.

   Здоровых детей участковый педиатр осматривает в ДП или на ФАПе в специально выделенные дни и часы. Средний медработник подготавливает детей к приему, проводит термометрию, антропометрию, определение ФР и НПР, опрос матери (ребенка), производит расчет питания, информирует врача об изменениях у ребенка за последний период, выполняет профилактические прививки; заполняет медицинскую документацию (справки, направления, Rp…) при необходимости и по возможности проводит физиотерапевтические процедуры.

    Педиатр также осуществляет патронаж детей 1-го года жизни для наблюдения за условиями воспитания ребенка в семье, организации совместно с патронажной медсестрой необходимой профилактической и сан.- просвет. работы.

   При каждом осмотре ребёнка участковый педиатр уточняет анамнез, анализирует данные о перенесенных заболеваниях за прошедший период, оценивает динамику массы и длины тела, реакцию на проф. прививки, характер вскармливания, выявляет жалобы на отклонения в самочувствии и поведении ребенка.

      Получив необходимую информацию, он оценивает состояние здоровья ребенка с определением группы здоровья, выделяет «угрожаемый» контингент детей (группы риска). Первый раз группа здоровья определяется при первом патронаже к новорожденному, затем оценивается здоровье детей 1-го и 2-го года жизни с определением группы здоровья 1 раз в квартал; детей 3-го года жизни – 1 раз в 6 месяцев; дошкольников – 1 раз год.

     Комплексная оценка состояния здоровья ребенка основывается на данных осмотров, антропометрических, лабораторных исследований, консультаций узких специалистов – ортопеда, хирурга, невропатолога, офтальмолога и др.

 

 

 

Выводы по теме:

  1. Внутриутробный (антенатальный) период – это период от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка.
  2. Патронаж – форма работы лечебно-профилактических учреждений, основными целями которой являются проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту.
  3. Первый дородовый патронаж проводится, как только беременная женщина встанет на учет по беременности в женской консультации.

Второй дородовый патронаж – в начале декретного отпуска.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Что такое антенатальный период? Каковы его фазы?

2.  Что такое патронаж?

3.  Каковы цели дородовых патронажей?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)

3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com

4. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»

5. Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Критические периоды внутриутробного развития


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект теоретического материала

Конспект теоретического материала

В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами

В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами

В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию

В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию

ДП (невропатолог, хирург-ортопед, стоматолог, детский эндокринолог, кардиоревматолог и др

ДП (невропатолог, хирург-ортопед, стоматолог, детский эндокринолог, кардиоревматолог и др

Кратность наблюдения детей патронажной медсестрой: 1-й мес

Кратность наблюдения детей патронажной медсестрой: 1-й мес

Выводы по теме: Внутриутробный (антенатальный) период – это период от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка

Выводы по теме: Внутриутробный (антенатальный) период – это период от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка

Приложение №1 Критические периоды внутриутробного развития

Приложение №1 Критические периоды внутриутробного развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021