Конспект теоретического материала
ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема: Вскармливание грудного ребенка
Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
– проведение профилактических мероприятий
– освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления
сестринской деятельности по сохранению здоровья;
– принципы рационального и диетического питания;
Учебные вопросы:
1. Естественное вскармливание.
2. Расчет питания ребенку.
3. Пищевые добавки. Правила введения.
4. Прикорм. Виды, сроки, правила введения.
5. Искусственное вскармливание. Правила проведения.
6. Виды молочных смесей.
7. Смешанное вскармливание.
8. Докорм. Правила введения докорма.
Учебная информация:
1. Виды вскармливания:
1. Естественное
2. Искусственное
3. Смешанное
Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком.
¨ Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;
¨ Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;
¨ Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;
¨ В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;
¨ В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка и обеспечивающие правильное формирование его головного мозга и интеллекта (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);
¨ В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;
¨ Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.
Естественное вскармливание – физиологическое явление для матери и ребенка и поэтому случаи истинной нехватки молока встречаются редко. Наиболее ответственно соблюдается период восстановления лактации у матери - первые 3-4 месяца после родов. Можно рекомендовать следующие правила, необходимые для успешного вскармливания:
¨ раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);
¨ в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;
¨ при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;
¨ если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.
2.Расчет питания ребенку.
Формулы для подсчета суточного объема питания.
Для детей в возрасте старше 14 дней:
1. Объёмный метод.
Vc = 1/5 × m в возрасте 2-6 недель (0,5-1,5 мес.)
Vc = 1/6 × m в возрасте 1,5-4 мес.
Vc = 1/7 × m в возрасте 4-6 мес.
Vc = 1/8 × m в возрасте 6-9 мес.
Vc = 1/9 × m в возрасте 9-12 мес.
2. Формула Шкарина.
В 8 недель (2 мес.) Vc = 800 мл. На каждую неделю недостающую до 8 требуется питания на 50 мл меньше; а на каждый месяц старше 2х – на 50 мл больше.
Vc до 2 мес. (8 нед.) = 800 – 50 × (8 – n) где n – число недель жизни менее 8
Vc старше 2 мес. = 800 + 50 × (n – 2) где n – число месяцев жизни
3. Калорийный метод
Исходят из суточной потребности ребенка в калориях и из калорийности 1 л грудного молока = 700 ккал
Ес = 120 ккал/кг в 1 квартал жизни
Ес = 115 ккал/кг во 2 квартал жизни
Ес = 110 ккал/кг в 3 квартал жизни
Ес = 100 ккал/кг в 4 квартал жизни
Е˃1года = 100-90 ккал/кг
С 6 мес. Vc ≈ 1 л
Подсчет разового объема питания.
Чтобы узнать разовый объем питания, надо суточный объем питания поделить на число кормлений. Число кормлений зависит от режима кормления.
Vp = Vc : ч.к.
Режим кормления:
1-3 мес. – 7 раз в день через 3 часа (ночной перерыв 6 ч)
3-5 мес. – 6 раз в день через 3,5 часа (ночной перерыв 6,5 ч)
5-12 мес.– 5 раз в день через 4 часа (ночной перерыв 8 ч)
3.Пищевые добавки. Правила введения.
Пищевые добавки – продукты, которые вводятся в малом количестве, с целью обогащения рациона питания ребенка витаминами, микроэлементами, белками. Они не могут заменить грудное вскармливание.
В течение первых 3-х месяцев ребёнка кормят только грудным молоком. Между кормлениями можно предлагать ему немного кипяченой воды, но не настаивать, чтобы он выпил ее. Многим детям достаточно воды, поступающей с грудным молоком.
С 3-х месяцев в рацион вводят соки для обогащения его Vi и микроэлементами. Начинают давать небольшое количество яблочного сока, постепенно повышают дозу (Vc= 10 × n, где n – возраст ребёнка в месяцах). Во II полугодии дают 60-80 мл сока. После того, как ребёнок привыкнет к яблочному соку, можно вводить – абрикосовый, черносмородиновый, смешанные. Кислые и терпкие соки разводят кипяченой водой.
До 1 года не дают виноградный сок (много глюкозы →вызывает брожение в кишечнике); клубничный, цитрусовый (аллергия).
С 3,5 – 4 месяцев дают фруктовое пюре.
С 5,5 месяцев – творог (Б) с 10г до 40г (1 ч. л. = 5г)
Желток – Fe,Vi – с 6 месяцев мес. 1/4 – 1/2 ежедневно.
Мясо – Б,Fe – с 7 мес. – мясное пюре (или бульон – с 5г до 30г из нежирных сортов)
Растительное и сливочное масло – с 5 месяцев по 1/2 ч.л., с 7 мес. – 1 ч.л.
4. Прикорм. Виды, сроки, правила введения.
Прикорм – введение новой пищи, более плотной и калорийной, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью.
Прикорм необходим также для обогащения рациона питательными веществами, приучения ребёнка к твердой пище, обучения его еде из ложки, питья из чашки.
Виды и сроки введения прикормов (См. приложение №1):
1. В 5 месяцев – овощной (овощное пюре)
2. В 6 месяцев – злаковый (5% каша, с 8 месяцев – 10%каша)
3. В 7,5 – 8 месяцев – кисломолочный (кефир, молоко)
Правила введения прикормов.
1. Дают перед кормлением грудью.
2. Начинают с 3-4 ч.л. (20г), постепенно увеличивая объём, в течение 2-х недель заменяют прикормом одно грудное кормление.
3. Блюдо д.б. гомогенным, не вызывать затруднение при глотании.
4. Переходить к другому виду прикорма можно только после того, как ребёнок привык к предыдущему.
5. С возрастом переходят к более густой, а потом к плотной пище.
6. Блюдо дают только из ложки и чашки
7. Если ребенок плохо ест овощное пюре, то в качестве 1-го прикорма можно дать 5% кашу, а 2-го – овощное пюре.
Рекомендуемые продукты:
А) Овощное пюре: кабачки, картофель, капуста, морковь, тыква, свекла, томаты (в начале из одно вида овощей, потом – смесь)
Б) Для каш: рисовая, гречневая, овсяная мука.
Иногда прикормы и пищевые добавки вводят раньше или позже указанных сроков
Показания к введению прикормов:
А) Ранее (это блюда коррекции)
– искусственное вскармливание
– рахит
– анемия у ребенка
– ЭКД
– недостаточное питание кормящей женщины
Б) Позднее
– заболевания с повышенной температурой (ОРВИ, отиты…)
– неустойчивый стул
– диспепсия
– жаркое время года
Нельзя отнимать ребенка от груди, если он болен и в жаркое время года.
5.Искусственное вскармливание. Правила проведения.
Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.
Правила проведения И.В.:
1.Использование современных адаптированных молочных смесей промышленного выпуска.
2.Систематический перерасчет хим. состава и калорийности рациона (Б, Ж, У, Е) и индивидуальная коррекция питания.
3.Потребность в белках повышена, так как белки коровьего молока хуже усваиваются – повышена и потребность в жидкости, необходимой для переваривания белков (необходимо дополнительное количество воды между кормлениями – по 5 мл)
4. Пища дольше задерживается в желудке → раньше меняется режим кормлений (0-2 месяца – 7 раз в день; 2-4 мес. – 6 раз в день; с 4 месяцев – 5 раз в день)
5. Vс при И.В. = Vс при Е.В.
6. Прикормы, пищевые добавки вводят на 1 месяц раньше, чем при Е.В. (См. приложение №2).
7. Избегать необоснованно часто менять смесь.
8. При прекращении нарастания m тела надо произвести расчет питания и при необходимости поменять смесь.
9. Смесь давать стерильной, t=39-400 С; смесь из соски должна капать, а не вытекать (должны быть тугие соски)
10. Кормить ребенка на руках, горлышко бутылки д.б. заполнено смесью (профилактика аэрофагии).
11. Длительность кормления 30 мин.
6.Виды молочных смесей.
I.Простые: а)сладкие (Б – рис ) б)кислые («Биолакт», «Балдырган», кефир)
II Адаптированные а)сладкие («Тутелли», «Бона») б)кислые (ацидофильные «Малыш», «Малютка»; «Балбобек»)
Простые М.С. – молоко и его разведения (сладкие, пресные)
– кефир и его разведения (кислые)
Они неполноценные: в них много казеина, недостаточно ПНЖК, Vi, незаменимых аминокислот, микроэлементов. Их используют в случае крайней необходимости.
Смесь «А»: – 1/3 мол. + 2/3 отвара крупы +5% сах. (слад.)
– 1/3 кеф. + 2/3 отвара крупы +5% сах. (кис.)
Смесь «Б»: – 1/2 мол. + 1/2 отвара крупы +5% сах.
– 1/2 кеф. + 1/2 отвара крупы +5% сах.
Смесь «В»: – 2/3 мол. + 1/3 отвара крупы +5% сах.
– 2/3 кеф. + 1/3 отвара крупы +5% сах.
Крупы: рис, овес, гречка.
Адаптированные М.С. – это смеси, по составу приближенные к грудному молоку. Для адаптации коровьего молока в нём понижают концентрацию казеина, вводят незаменимые аминокислоты, извлекают насыщенные жирные кислоты (животный Ж),повышают содержание ПНЖК, вводят Vi, Fe, бифидогенные факторы Так как в адаптированных М.С. есть Vi Д, то детям, вскармливающимся такими М.С., профилактику рахита не проводят.
Как выбрать адаптированную смесь?
1.Этикетка должна быть на русском языке.
2.Содержание Б 1,1-1,5; соотношение казеина и альбумина 40:60; 50:50, больше сывороточных Б.
3.Содержание незаменимых аминокислот: таурин (для ЦНС), карнитин (для зрения)
4. Жир -3г, лучше растительный (содержит ПНЖК)
5.Добавленные мальтозы (бифидогенный фактор)
6. Vi C ,А,Е,Д, гр.В
Сладкие М.С.: Энфамил, Фрисолак, Семилак, Нан, Нутрилонг, Тутелли
Преимущества кисломолочных смесей:
1) Б находится в створоженном состоянии → лучше усваивается
2) Мол-кис. палочки обладают бактерицидным действием, способствуют росту B. Bifidoum.
3) Накапливающаяся при створажевании молочная кислота повышает секреторную активность ЖКТ, улучшает перистальтику.
4) Мол-кисл. бактерии синтезируют метионин (незаменимая аминокислота для печени)
Недостатки кисломолочных смесей.
1. Высокая кислотность, оказывает повышенную нагрузку на буферные системы организма
2. Повышенная нагрузка на почки.
М.С. для грудных детей готовят на молочных кухнях в строго гигиенических условиях из гарантийного молока (жирность 3-4%, кислотность менее 20, минимальная бактериальная загрязненность).
7.Смешанное вскармливание.
Смешанное вскармливание – это вид вскармливания, когда ребенок получает грудное молоко и М.С.
Показанием к переводу на ребенка на С.В. является наличие признаков недокорма и результаты контрольного кормления, а также социальные условия.
Клинические признаки недокорма:
– беспокойство ребёнка после кормления, в промежутках между кормлениями, ночью.
– уплощение весовой кривой
– редкие мочеиспускания
– более густой стул
Контрольное кормление (взвешивание) проводят с целью определения количества грудного молока, которое высасывает ребёнок.
Если он высасывает недостаточно молока и в груди молока не остается – ребёнка переводят на С.В. Если он высасывает мало, а молоко в груди остается (тугая грудь) надо сцеживать молоко и докармливать ребёнка (это разновидность Е.В.)
8.Докорм. Правила введения докорма.
Докорм – дополнительное питание М.С.
Правила введения докорма:
1.Дают после кормления грудью.
2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-3х кормлений, в виде самостоятельного кормления. Объем докорма на 1 кормление должен быть не менее 30 мл.
3. Прикладывать ребёнка к груди нужно не менее 3-4 раза в день (иначе понизится лактация)
4. Если V докорма невелик (30-5 мл),его надо давать из ложечки; если V> 50 мл – из бутылочки с тугой соской и маленькими отверстиями.
5. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.
6. Докорм дается сразу после кормления, если ребенок не ест, не следует давать докорм повторно через некоторое время.
7. Если доля докорма невелика и ребенка докармливают адаптированными М.С., то вскармливание приближается к Е.В. и прикормы, пищевые добавки (смену режима питания) вводят по правилам Е.В.
8. Если докорм составляет большую часть рациона или докармливают простыми М.С., то вскармливание приближается к И.В. и ведется по правилам И.В.
При кормлении из бутылочки существует опасность перекорма, так как соску сосать легче, чем грудь. Ребёнок сосет соску дольше и получает молока больше, чем нужно.
Признаки прикорма:
1)Срыгивание после кормления нествороженым молоком, между кормлениями – створоженным молоком без примесей.
2)Метеоризм.
3)Частый жидкий стул (избыток пищи не успевает перевариваться)
4)Кишечные колики, беспокойство, связанное с болью в животе.
Выводы по теме:
8. Смешанное вскармливание – это вид вскармливания, когда ребенок получает грудное молоко и М.С.
9. Докорм – дополнительное питание молочными смесями.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое естественное вскармливание?
2. В чем преимущество грудного молока перед коровьим?
3. Какими должны быть питание и режим дня кормящей женщины?
4. Что такое пищевая добавка? Каковы правила введения пищевых добавок?
5. Что такое прикорм? Каковы правила введения прикормов?
6. Что такое искусственное вскармливание? Каковы правила его проведения?
7. Какие Вы знаете виды молочных смесей?
8. Что такое смешанное вскармливание?
9. Что такое докорм? Каковы правила введения докорма?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com
4. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
Приложение №1
Примерная схема естественного вскармливания детей первого года жизни
Наименование продуктов и блюд |
Возраст, месяцы |
Примечание |
|||||||
0-3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
9-12 |
||
Грудное молоко, мл |
700-900 |
800-900 |
700-800 |
600-500 |
400-500 |
400 |
400 - 350 |
400-200 |
|
Фруктовые соки, мл |
- |
5-30 |
40-50 |
50-60 |
60 |
70 |
80 |
90- 100 |
С 3-х месяцев |
Фруктовое пюре, мл |
- |
5-30 |
40-50 |
50-60 |
60 |
70 |
80 |
90- 100 |
С 3,5 месяцев |
Творог, г |
- |
- |
- |
10-30 |
40 |
40 |
40 |
50 |
С 5 месяцев |
Желток, шт |
- |
- |
- |
- |
¼ 0,25 |
½ 0,5 |
½ 0,5 |
½ 0,5 |
С 6 месяцев |
Овощное пюре, г. |
- |
- |
10-100 |
150 |
150 |
170 |
180 |
200 |
С 4,5 – 5,5 месяцев |
Молочная каша, г. |
- |
- |
- |
50-100 |
150 |
150 |
180 |
200 |
С 5,5 – 6,5 месяцев |
Мясное пюре, г (бульон, мл) |
- |
- |
- |
- |
- |
5-30 |
50 |
60-70 |
С 7 месяцев |
Кефир и другие кисломолочные продукты или цельное молоко, мл |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
200 |
400-600 |
С 7,5 – 8 месяцев |
Хлеб пшеничный, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
5 |
10 |
С 7 месяцев |
Сухари, печенья, г. |
- |
- |
- |
- |
3-5 |
5 |
5 |
10-15 |
С 6 месяцев |
Растительное масло, г. |
- |
- |
1-3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
С 4,5 – 5,5 месяцев |
Сливочное масло, г. |
- |
- |
- |
1-4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
С 5 месяцев |
Кисель, мл |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5-30 |
50 |
С 9 месяцев |
Морская рыба, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
5-30 |
50 |
60-70 |
С 8-9 месяцев 1-2 р/нед |
Фрикадельки, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
60-70 |
С 9 месяцев |
Паровая котлета, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
60-70 |
С 10-11 месяцев |
Приложение №2
Примерная схема искусственного вскармливания детей первого года жизни
Наименование продуктов и блюд |
Возраст, месяцы |
Примечание |
|||||||||
0-1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
9-12 |
||
Адаптирован. молочная смесь, мл |
700-800 |
800-900 |
800-900 |
800-900 |
700 |
400 |
300-400 |
350 |
200 |
200 |
|
Фруктовые соки, мл |
По показаниям |
5-30 |
40-50 |
50-60 |
60 |
70 |
80 |
90- 100 |
С 3-х месяцев |
||
Фруктовое пюре, мл |
По показаниям |
5-30 |
40-50 |
50-60 |
60 |
70 |
80 |
90- 100 |
С 3,5 месяцев |
||
Творог, г |
- |
- |
- |
- |
- |
40 |
40 |
40 |
40 |
50 |
С 6 месяцев |
Желток, шт |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
¼ 0,25 |
½ 0,5 |
½ 0,5 |
½ 0,5 |
С 6 месяцев |
Овощное пюре, г. |
- |
- |
- |
- |
10-50 |
150 |
150 |
170 |
180 |
200 |
С 4,5 – 5,5 месяцев |
Каша, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
50-100 |
150 |
170 |
180 |
200 |
С 5,5 – 6,5 месяцев |
Мясное пюре, г (бульон, мл) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5-30 |
50 |
60-70 |
С 7 месяцев |
Кефир и другие кисломолочные продукты или цельное молоко, мл |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
200 |
200 |
400 |
С 6 – 7 месяцев |
Хлеб, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
5 |
10 |
|
Сухари, печенья, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3-5 |
5 |
5 |
10-15 |
|
Растительное масло, г. |
- |
- |
- |
- |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
|
Сливочное масло, г. |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.