Информационно-технологическая карта урока
Раздел тематического планирования |
Технологии изготовления предмета труда |
Проверено Завуч по УВР Абжакова Л.Н. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подраздел |
АППЛИКАЦИЯ из ТКАНИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Пилявская Т.Ю. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 8 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Практическая работа. Составление узора. Закрепление деталей на фоне. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
8.2.3.2.13 выбирать необходимые клеющие составы: клейстер, ПВА; 8.2.3.2.14 уметь подготавливать основу (фон), выкраивать дополнительные и отделочные декоративные детали, приклеивать детали к основе (фону), начиная с самых крупных и переходя к более мелким, заканчивать отделочными; 8.2.3.2.15 уметь ориентироваться на плоскости, располагать детали на фоне, пользоваться инструкционными картами, выбирать форму для изделий (плоскостные, полуобъёмные), составлять узоры и композиции, находить нужный колорит для выбранной аппликации; 8.2.3.2.16 уметь составлять аппликационную композицию из ткани с правильным композиционным построением, применяя правила линии горизонта и перспективы, правильно выбирать пропорции между размерами отдельных фигур и их рациональному размещению на основе (фоне), выполняя правильное цветовое соотношение; 8.2.3.2.17 владеть способами соединения деталей (пришивание, приклеивание), техникой наклеивания деталей; 8.2.3.2.18 правильно подбирать нитки, фурнитуру, декоративные элементы для декоративной отделки изделия; 8.2.3.2.19 уметь изготавливать в технике «Аппликация из ткани» плоскостные, полуобъёмные предметы декоративно-прикладного искусства из ткани: картины, панно, сувениры, выбирать форму для поделок; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обуче-ния, которые достигаются на данном уроке |
Совершенствовать навыки составления композиции на определённую тему, навыки правильного выбора пропорций между размерами отдельных элементов и их размещение на плоскости, умения рационального заполнения всей поверхности фона, правильно располагая крупные и мелкие детали, умения дополнять композицию различными элементами. Совершенствовать умения по подготовке ткани к раскрою, раскраивания деталей, резания ткани по намеченным линиям, вырезания округлых линий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекцион-но-развивающие цели |
Развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер, тактильные анализаторы, абстрактное и образное мышление, активную связную диалогическую речь, долговременную память, пространственную ориентировку, чувство цвета и его преобразование, чувство ритма и меры, наблюдательность, творческую деятельность. Формировать терпение, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, самостоятельность, интерес к составлению собственных сюжетов и композиций. Поддерживать интерес учащихся к творческому воспроизведению изделия в разной технике. Расширять кругозор учащихся, словарный запас, понимание художественных терминов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательные цели |
Воспитывать художественный вкус в процессе правильного и гармоничного расположения элементов на плоскости и в пространстве. Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки взаимопомощи. Воспитывать любовь к труду, усидчивость, самостоятельность, аккуратность в выполнении работы, эстетический вкус, экономию материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядные пособия |
изделия в технике «аппликация» в натуральную величину и в масштабе, иллюстрации, образцы тканей, инструкционные карты, плакат «Ассортимент тканей» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудова-ние |
различные лоскутки ткани (по цвету, фактуре, форме), ножницы, иглы, булавки, бумага для фона, картон, карандаши, стирательная резинка, шаблоны, лекала, лоскуты ткани для лабораторной работы, плакаты с элементами композиции, рабочие коробки, рабочая одежда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Комбинированный (повторение, сообщение новых сведений, закрепление, практическая работа). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарная работа |
композиция, колорит, контур, мотив, перспектива, силуэт, симметрия, стилизация, сюжет, паспорту, узор, фон, шаблон, эскиз, тема, пейзаж |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формативное оценивание |
После каждого ответа учащихся поощрять положительными эмоциями, показывать, как хорошо они справляются с выполнением задания, если есть ошибки, указать на них и проанализировать их причины, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся Применяются следующие приёмы: «Чистый родник», фронтальный (формативный) опрос, метод «Мозговой штурм», «Обратная связь», «Вопрос-ответ», «Рассуждаем вместе», «Рефлексия по кругу», «Большой палец», заполнение таблиц «Верно ли утверждение», «Таблица ЗУХ», рефлексия - «Светофор» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Дифферен-цирован-ный подход к ученикам Ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Психолого-педагогичес-кий настрой |
· Подготовка учащихся к занятию · Подготовка рабочих мест · Сообщение темы и цели занятия
|
Ученики 1-2, 3 тип. группы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Повторение
|
Метод «Вопрос – ответ»
1. Фронтальный опрос
1. Что такое аппликация? Аппликация – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала, наклеенных или нашитых на соответствующий фон. 2. Из чего выполнена аппликация? Из ткани 3. Какая ткань используется для выполнение аппликации из ткани? Используется разная ткань по цвету, фактуре, структуре, натуральные и искусственные 4. Как обработана ткань для работы в технике «аппликация из ткани"? Ткань обработана клейстером, чтобы с ней был удобно работать, она становится плотной как бумага 5. Какой фон будет у твоего панно? Можно использовать бумагу цветную или ткань, наклеенную на картон или ДВП 6. Из чего выполнены шаблоны деталей? Шаблоны деталей выполнены из плотного картона, пластика 7. Какие инструменты необходимы в работе? Для изготовления аппликации из ткани потребуются различные инструменты: ножницы, иглы, спицы, кисти 8. Как выполнить раскрой деталей из ткани? Сначала нужно заготовить шаблоны деталей, затем обвести шаблоны с изнаночной стороны карандашом или мелом и вырезать детали ножницами. 9. Как выполнить разметку изображения на фоне? Взять выкройку аппликации, перевести ей через копировальную бумагу на фон или вырезая крупные детали разложить их на фоне и сделать метки по краям. 10. Как выполнить сборку деталей композиции, размещения их на фоне? Детали композиции выкладывают на фоне, начиная с крупных деталей, затем раскладывают мелкие и отделочные детали, после всего начинают аккуратно приклеивать детали к фону. 11. Что такое раскрой? Раскрой – это процесс тканевых деталей путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.
2. Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями (индивидуальная работа по карточкам-заданиям). · Правила безопасной работы с электроутюгом · Правила безопасной работы с ножницами · Правила безопасной работы с клеем · Оборудование рабочего стола
Работа по карточкам-заданиям 1-2 типологическая группа КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Вид аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Виды швов, используемых в аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Название технологической операции
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Для какой аппликации эти выкройки
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Название ….. для многослойной аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Инструменты и приспособления для аппликации
3 типологическая группа КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Вид аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Виды швов, используемых в аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Для какой аппликации эти выкройки
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Название ….. для многослойной аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Инструменты и приспособления для аппликации
Работа по правилам: · Определение лицевой стороны ткани (назвать признаки определения).
· Определение нити основы (назвать признаки определения). · Подготовка ткани к обработке. · Вырезание деталей. · Наклеивание деталей.
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
Работа по карточкам-заданиям
Работа по карточкам-заданиям
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение новых сведений
|
Слово учителя
Метод «Мозговой штурм» (актуализация знаний, опыта учащихся)
· Рукоделие это не просто творческий процесс, но и возможность найти способы украсить свой дом уникальными аксессуарами и декором, подарить новую жизнь привычным, но износившимся вещам используя несложные техники. Аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом. Пользуясь приемами аппликации, можно создать тематические композиции на различные сюжеты. Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта. Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. Но в любом случае элементы: аппликаций — цветы, деревья, птицы, звери и т. д. — должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром. Аппликации выкраиваются по выкройкам или шаблонам. Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей. Эскиз необходим для контроля. Заготовленные бумажные выкройки накладываются на материю, прикрепляются к ней булавками, а если фигура крупная и сложная, ее приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступают к закреплению аппликации на основе.
Мы с вами продолжаем работать по теме: «Практическая работа. Составление узора. Закрепление деталей на фоне». Подготовка ткани – главный и особенный момент. Какой текстиль предпочесть, рукодельница решает самостоятельно на основании задумки, будущего назначения картины из ткани (как интерьерный декор или подарок). Как вариант, стоит обратить внимание на материалы с ярким принтом или необычным узором/орнаментом. Иногда рисунок ткани уже является самодостаточной темой для создания картины, ведь не зря некоторые успешные дизайнеры пользуются подобным декоративным приемом для создания гармоничного интерьера. При использовании деревянного подрамника кусок ткани должен быть больше размеров рамы на 7-10 см (это еще зависит от толщины деревянных планок). Итак, для воплощения идеи в жизнь понадобятся: рамка, отрез ткани; ножницы, степлер мебельный, мелкие гвозди, молоток. Кусок ткани тщательно проглаживается. Это поможет избежать вздутий и помятостей на картине. На расправленный текстиль укладываем рамку, стараясь оставить ровный запас материала со всех сторон, чтобы избежать перекоса ткани. Объемные картины из ткани Для создания подобных изделий используются любые остатки материалов. Благодаря разной фактуре тканей на полотне создается объемный эффект. В качестве каркаса картины из кусочков ткани можно использовать фанеру или картон. Подбирается интересный рисунок и распечатывается на цветном принтере. Рисунок приклеивается к основе. Из лоскутков ткани разных фактур вырезаются части картины и наклеиваются на рисунок. Для придания дополнительного объема можно подкладывать под материал кусочки синтепона. Объединяющим элементом картины выступят нити. Разноцветные нитки для вязания раскладываются по контурам кусочков ткани и приклеиваются термоклеем. Если нитки аккуратно укладывать по границам лоскутков, то получится плотная разноцветная картинка. Если сюжет рисунка предполагает наличие отдельных воздушо-объемных участков, нитки приклеиваются неплотно. Благодаря технике наложения тканей можно создать красочные картины из лоскутков ткани. Советы по изготовлению картин из ткани Настроение картины обязательно должно соответствовать стилистике и назначению комнаты. Картины из джинсовой ткани будут отлично смотреться в интерьерах скандинавского стиля. А веселые незатейливые цветочные узоры отлично подойдут к прованскому оформлению комнаты. Детскую комнату забавно дополнят картины с композициями из геометрических узоров. По таким картинкам можно незаметно научить ребенка различать цвета и формы. Необязательно использовать только прямоугольные или квадратные рамы для картин. Нестандартно смотрится сочетание картин из разных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). 1. Удивительная трехмерность 3-D объем создается дополнительными декоративными элементами: · цветами и бутонами из ткани; · рюшами из капроновой ленцы; · бусинами (из можно наклеивать по контуру или произвольно); · фетровыми элементами. К основе приклеивается рисунок, а затем он дополняется: · на цветы закрепляются легкие лепестки из воздушной органзы; · ветка дерева дополняется выпуклыми листочками и бутонами; · одежда – накладными складками, они придают объем. · Фактурность прекрасно создается нитками для вязания: их небольшими пучками крепят по контурам рисунка или отдельным деталям картины. Несколько советов Если хотите, чтобы картина органично вписывалась в интерьер, необходимо подбирать ткань в тон стенам. У каждого стиля есть характерные особенности: · прованс – мелкие цветочные принты, мягкие пастельные тона, обязательно нежно-розовый, бежевый, оттенки зеленого; · кантри – клетка, древесные оттенки, обязательно сочетание светлого и темного коричневого, болотного. Вместо багета для оформления используют: · окрашенные в нужный тон потолочные пенопластовые плинтуса; · картонные планки; · бамбук; · рейки.
Общие принципы создания аппликации из ткани В качестве базовых материалов, необходимых для создания аппликации из ткани своими руками выступают различные ткани, из их отрезов вырезаются отдельные элементы, которые в процессе изготовления собираются в отдельную композицию, существует несколько способов закрепления: · ручное сшивание деталей аппликации, что может отнять немало времени при наличии мелких элементов; · использование швейной машинки, для чего потребуется небольшой опыт в ее эксплуатации; · применение клеевой подкладочной ткани, крепко фиксирующей элементы при нагревании ее утюгом. Виды аппликаций Выбирая шаблоны для аппликаций из ткани, которые помогут необычно и ярко украсить любые вещи нужно предварительно разобраться каких видов они бывают, что поможет определиться с техникой создания рукотворного шедевра: Простая аппликация. Для ее создания подбирается понравившийся эскиз, выкройка переносится на яркую и мягкую ткань, перевырезанием отдельных элементов соблюдается припуск, необходимый для фиксации отдельных частей. · В процессе соединения можно использовать машинный или ручной способ сшивания, если аппликация склеивается то лучше подобрать ткань, которая не сыпется при ее последующей обработке и эксплуатации готового изделия. · Двухслойная аппликация. Для изготовления такой композиции необходимо сшить две одинаковые выкройки по периметру, как при пошиве тканевых игрушек для детей или украшения дома, а после фиксации вывернуть заготовку. Такие объемные аппликации из ткани дополнительно набиваются небольшим количеством наполнителя, и прекрасно подходят для декора стилизованного оформления детской комнаты, диванных подушек в гостиной или кухонного текстиля. Принцип двухслойной аппликации заключается в пришивании отреза ткани контрастного цвета к изнаночной стороне изделия, после чего острыми маникюрными ножницами верхний стой материала срезается и подшивается. Оборотная аппликация. Представляет собой усложненную технику, для реализации которой можно предварительно потренироваться на отдельных отрезах ткани или ненужной одежде, а затем переходить к декорированию текстиля любого вида. 1. При выборе схемы аппликаций из ткани необходимо ориентироваться на будущее использование готового изделия и стилистику оформления комнаты, в которой украшение будет находиться, радуя глаз гостей и хозяев дома. Рекомендации по созданию аппликации из ткани Для изготовления самой простой или другой аппликации из ткани необходимо подобрать эскиз и выбрать ткани различной расцветки и текстуры, для этого отлично подходит фетр, хлопок или шерсть, при этом следует соблюдать такие рекомендации: · при использовании большого количества мелких элементов лучше использовать булавки для предварительного составления композиции; · придать аккуратный вид вышивке поможет использование в процессе сшивания тонкие иглы и хлопчатобумажные нитки контрастных цветов; · в первой аппликации лучше не использовать много фигурных элементов, тщательно вырезать все элементы по подобранным для творчества эскизам; · необходимо всегда оставлять припуск для подворота и сшивания элементов аппликации, начиная с приметывания, а не с финального пришивания. А теперь давайте с вами обсудим план работы по выполнению аппликации из ткани. План 1. Разметка (по шаблону) 2. Раскрой 3. Сборка 4. Оформление работы Последовательность изготовления работы План вывешивается на доску последовательно 1. Разметка (по шаблону) · Возьмите шаблон детали. Обведите на ткани (на изнаночной стороне), обработанной клейстером 2. Раскрой · Возьмите ножницы и вырежете детали аппликации. · Помните правила ТБ! при работе с ножницами. 3. Сборка Этапы сборки · Распределите детали аппликации на фоне (основе). Приклейте детали к основе. 4. Оформление работы · Доклейте детали аппликации и дополните её дополнительными деталями Инструкционная карта выполнения аппликации 1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков). 2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация. 3. Выбранную аппликацию вырезают, отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка. 4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания, или обработать ткань клейстером. 5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации). 6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации для отделки. 7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом “вперёд иголку”. 8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой. 9. Если нет навыков пришивания, можно аппликацию выполнить при помощи клея ПВА или термоклея. Оформление панно 1. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой. 2. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно. Или: 1. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата. 2. Выполнить рамку из цветной ткани. 3. Наметить с изнаночной стороны панно место под петельку и приклеить её. Алгоритм выполнения работы 1. Разработать эскиз пейзажа. 2. Подобрать цветовые оттенки – палитру цвета из ткани. 3. Продумать формы деревьев и дополнительные детали в пейзаже (тучи, дома и т.д.). 4. Применить выразительные приемы аппликации. 5. Сложить ткань пополам, лицевой стороной внутрь. На линии сгиба нанести очертания детали. 6. Вырезание деталей аппликации. 7. Наклеивание деталей. 8. Высушивание. 9. Готовую работу вставить в рамку. |
Просмотр видеоро-лика «Апплика-ция из ткани»
Образцы изделий
Иллюстрации
Материа-лы, инст-рументы, оборудование для апплика-ции из ткани
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Текущий инструктив-но- рецептив-ный инструктаж
|
СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА, КОМПОЗИЦИИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ НА ФОНЕ
1. Подбери достаточное количество заготовок в соответствии с формой, цветом, величиной элементов. 2. Вырежи их, используя как симметрические, так и силуэтные приёмы вырезания. 3. Составь из элементов и деталей композицию, уравнивая величину, окраску фигур для получения картины. 4. В составлении композиции используй:
5. Умей комбинировать исходные материалы, осуществляй поисковые действия для получения интересного композиционного решения, чем-то отличающейся от образца. 6. Проявляй самостоятельность и индивидуальность в составлении композиции. Вноси изменения в цветовом решении, размерах деталей, делай дополнения в сюжете. 7. Умей ценить свой труд и труд своих товарищей, сохраняй и береги выполненное своими руками и руками твоих товарищей.
СБОРКА ДЕТАЛЕЙ КОМПОЗИЦИИ, РАЗМЕЩЕНИЕ ИХ НА ФОНЕ Для того, чтобы правильно выполнить аппликационные работы необходимо: 1. Во время работы быть внимательными и аккуратными. 1. Быть осторожными с колющими и режущими инструментами: ножницами, шилом, ножом. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. 2. Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами. 3. Приступать к работе только после соответствующего инструктажа, составления плана и разрешения учителя. 4. Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте. 5. Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить клей, ткань, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации. 6. Не мешать рядом сидящим товарищам. 7. Не вытирать глаза грязными руками.
И Н С Т Р У К Т А Ж по выполнению практической работы
1. Проверь качество ткани. Качество ткани проверяется для того, чтобы при раскрое место с дефектом не попало на деталь изделия. 2. Определи лицевую и изнаночную сторону ткани. Лицевую и изнаночную стороны ткани определяют для того, чтобы правильно приложить шаблоны для обводки. (о способах определения лицевой и изнаночной сторон ткани учащиеся рассказывают сами) 3. Определи направление долевой нити. Направление долевой нити определяют для того, чтобы правильно положить детали, требующие раскроя по долевой. (о способах определения направления долевой нити учащиеся рассказывают сами) 4. Отутюжь ткань. Ткань отутюживают перед раскроем для того, чтобы легче было разложить детали изделия и точнее получился крой. Утюжат ткань по долевой нити. 5. Экономно расходуй ткань.
Учитель постоянно следит за действиями учащихся, даёт советы по лучшему расположению деталей, следит за позой учащихся, правильностью владения инструментами, точностью рабочих сведений. |
Материал для апплика-ции из ткани
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Практичес- кая работа |
Определение дескрипторов 1. Уметь составлять узор, композицию аппликации 2. Уметь правильно закреплять детали на фоне 3. Уметь собирать детали композиции, правильно размещать их на фоне 4. Знать правила безопасной работы с клеем, ножницами, электроутюгом
Инструктивно-рецептивный метод
Самостоятельно-практическая работа · При работе с какими инструментами нужно быть внимательными? · Как правильно расположить инструменты на рабочем столе?
Практическая работа 1. Составление узора 2. Закрепление деталей на фоне 3. Сборка деталей композиции, размещении их на фоне
Во время работы учащихся учитель внимательно следит за их деятельностью, приучает к экономичному и рациональному расходованию материалов, сознательному выполнению правил безопасной работы инструментами и санитарной гигиены с целью предотвращения порезов, ранений, загрязнений глаз. Учитель постоянно обращает внимание на выполнение правил.
Метод «Обратная связь» (анализ образца, построение плана работы, работа с инструкционной картой) Ориентировка в задании 1. Анализ образца Посмотрите на образец: 1. Как обработана ткань для работы в технике «аппликация из ткани»? Ткань обработана клейстером, чтобы с ней был удобно работать, она становится плотной как бумага 2. Какая ткань требуется для выполнения работы? Используются различная ткань по цвету и фактуре 3. Какой фон будет у твоего панно? Можно использовать бумагу цветную или ткань, наклеенную на картон или ДВП 4. Из чего выполнены шаблоны деталей? Шаблоны деталей выполнены из плотного картона, пластика 5. Какие инструменты необходимы в работе? Для изготовления аппликации из ткани потребуются различные инструменты: ножницы, иглы, спицы, кисти 6. Правила безопасной работы с ножницами, иглами, клеем, утюгом
Прием «Рассуждаем вместе» Ход выполнения работы (технологическая карта) Прежде чем начать работу, давайте определим порядок выполнения 1. - выбрать задание (образец) - выполнить задание 2. Составление плана На доске хаотично крепятся карточки с названием действий. Дети должны расположить по порядку. · С чего начнете работу? · Что будете делать потом? · Что дальше?
3. Оценка работы над изготовлением изделия (критерии для самоанализа) · Работа выполнена аккуратно · Самостоятельность в работе · Использует разные виды ткани · Участвует в обсуждении работы
Во время выполнения практической работы учитель внимательно следит за действиями учащихся, поправляет их, если работа выполняется неправильно, следит за позой учащихся, помогает по необходимости. Работа по карточкам-заданиям «Подумай – Ответь – Сделай» КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ Изготовление картины «Зима» Глаза облюбовали, а руки сделали
«Осень» «Весна» Сделай: Тебе потребуется Материал: различная ткань по цвету и фактуре, ткань для фона, рамка Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, нитки, кисточки, клейстер. Задания: 1. Подготовь ткань для обработки: промажь клейстером или накрахмаль, высуши, проутюжь. 2. Заготовь фон из ткани контрастной белому цвету. 3. На фон нанеси контур по образцу, используя шаблоны. 4. Используя шаблоны, обведи их контуры на изнаночной стороне подготовленной ткани. 5. Вырежи детали, проверь качество работы, используя контрольные шаблоны. 6. Промажь детали клеем (клейстером) на изнаночной стороне. 7. Приложи деталь к фону, накрой белым листом бумаги, хорошо прижми ткань к фону, начиная разглаживать деталь с середины к краям. 8. Удали излишки клея сухой тряпочкой. Примечание: Наклеивание деталей начинай с детали, расположенной в самом нижнем слое, если деталь многослойная, или требует рисунок (узор). Проверь качество работы: 1. Аппликация выполнена красиво и аккуратно. 2. Вырезанные детали без зазубрин и надрезов. 3. Плавные линии без зазубрин и надрезов. 4. Картина красочная, аккуратная, выразительные линии и силуэты чёткие, привлекательные, предметы стилизованы. 5. В картине воссозданы: пространство, перспектива и план. Примечание: Учащиеся могут выполнить аппликацию точно по образцу, но можно дополнить композицию, внести в неё различные изменения в зависимости от своего желания. В ходе выполнения учащимися задания учитель помогает детям правильно выбрать ткани для узора (по цвету, текстуре, размеру, количеству), следит за тем, как учащиеся вырезают элементы композиции, подбирают их по цвету, форме и месту расположения, побуждает учащихся к творчеству - поиску новых способов выполнения заданий, самостоятельности. Учащимся, затрудняющимся самостоятельно выполнять задание, показывает приёмы выполнения задания работы, активизирует стремление выполнять работу аккуратно, проявлять творчество в создании узора, композиции, варьировать расположение фигур на фоне. Следит за правильным расположением учащимися элементов композиции, чтобы вся композиция хорошо смотрелась. По мере необходимости помогает правильно расположить элементы в задуманной композиции.
|
Анализ образца изделия (по типол. группе)
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
Проверка знаний ПТБ
Совмест-ное сос-тавление плана работы
Конкрети-зация плана работы
Учащиеся выполня-ют объем работы соотноси-тельно своей типологич группы
Работа с раздаточ-ным мате-риалом
Оборудо-вание, инстру-менты и приспосб-ления, применяемые в изготовлении апплика-ции из ткани
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Закрепление |
Словесный отчёт о работе Приём «Рассуждаем вместе»
Вопросы: 1. Что такое аппликация? Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом. 2. Из чего выполнена аппликация? Из ткани 3. Какая ткань используется для выполнение аппликации из ткани? Используется разная ткань по цвету, фактуре, структуре, натуральные и искусственные 4. Как обработана ткань для работы в технике «аппликация из ткани"? Ткань обработана клейстером, чтобы с ней был удобно работать, она становится плотной как бумага 5. Какой фон будет у твоего панно? Можно использовать бумагу цветную или ткань, наклеенную на картон или ДВП 6. Из чего выполнены шаблоны деталей? Шаблоны деталей выполнены из плотного картона, пластика 7. Какие инструменты необходимы в работе? Для изготовления аппликации из ткани потребуются различные инструменты: ножницы, иглы, спицы, кисти 8. Как выполнить раскрой деталей из ткани? Сначала нужно заготовить шаблоны деталей, затем обвести шаблоны с изнаночной стороны карандашом или мелом и вырезать детали ножницами. 9. Как выполнить разметку изображения на фоне? Взять выкройку аппликации, перевести ей через копировальную бумагу на фон или вырезая крупные детали разложить их на фоне и сделать метки по краям. 10. Как выполнить сборку деталей композиции, размещения их на фоне? Детали композиции выкладывают на фоне, начиная с крупных деталей, затем раскладывают мелкие и отделочные детали, после всего начинают аккуратно приклеивать детали к фону. 11. Что такое раскрой? Раскрой – это процесс тканевых деталей путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.
13. Что такое композиция? Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, вместе составляющих единое целое. 14. Что такое пейзаж? Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу 15. Что можно использовать для аппликации из ткани? Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. 16. Где можно использовать аппликацию из ткани? Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта. 17. Какие могут быть аппликации из ткани по количеству деталей? Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. 18. Какими должны быть детали аппликации из ткани? Элементы аппликации из ткани — цветы, деревья, птицы, звери и т. д. — должны б. стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром. 19. Как выкраиваются детали аппликации? Детали аппликации выкраиваются по выкройкам или шаблонам. 20. Чтобы качественно выполнить сложную аппликацию что необходимо сделать? Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей. 21. Для чего необходим эскиз аппликации? Эскиз необходим для контроля. 22. Как провести контроль по эскизу? Заготовленные бумажные выкройки накладываются на материю, прикрепляются к ней булавками, а если фигура крупная и сложная, ее приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. 23. Как произвести разметку деталей на фоне? Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступают к закреплению аппликации на основе. 24. Как правильно заготовить ткань для фона? При использовании деревянного подрамника кусок ткани должен быть больше размеров рамы на 7-10 см (это еще зависит от толщины деревянных планок). 25. Для чего используются нити в аппликации из ткани? Объединяющим элементом картины выступят нити, они используются для отделки деталей, декорирования. 26. Как присоединить нитки к деталям? Разноцветные нитки для вязания раскладываются по контурам кусочков ткани и приклеиваются термоклеем. 27. Принцип создания простой аппликации? Для ее создания подбирается понравившийся эскиз, выкройка переносится на яркую и мягкую ткань, перевырезанием отдельных элементов соблюдается припуск, необходимый для фиксации отдельных частей. 28. Принцип создания двухслойной аппликации? Принцип двухслойной аппликации заключается в пришивании отреза ткани контрастного цвета к изнаночной стороне изделия, после чего острыми маникюрными ножницами верхний стой материала срезается и подшивается. 29. Какие бывают способы крепления аппликации из ткани? Аппликацию из ткани можно соединить с фоном машинной строчкой, ручными стежками, способом приклеивания? 30. Что такое основа (основная нить) ткани? Основа – нити, идущие вдоль ткани. 31. Что такое уток (уточная нить) ткани? Уток – нити, идущие поперёк ткани. 32. Что такое кромка ткани? Кромка ткани – неосыпаемый край ткани.
Работа по карточкам-заданиям 1-2 типологическая группа КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Сторона ткани по признакам определения
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Способы крепления аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Нить основы ткани по признакам определения
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Для какого вида аппликации эскизы
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Вид аппликации
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Нити ткани
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ Напиши Вид аппликации по содержанию
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ Напиши Вид аппликации по наличию симметричности
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ Напиши Название технологической операции
3 типологическая группа КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Сторона ткани по признакам определения
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Нить основы ткани по признакам определения
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Нити ткани
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ Подчеркни правильный ответ Название технологической операции
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Способы крепления аппликации
1-2 типологическая группа КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Название инструментов, приспособлений, оборудования
3 типологическая группа КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Название инструментов, приспособлений, оборудования
Задание повышенной сложности КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ Напиши Нить основы ткани по признакам определения
Заполнение таблицы
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
Работа по карточкам-заданиям
Учащиеся выполня-ют объем работы соотноси-тельно своей типологич группы
Заполне-ние таблицы
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Индивидуальная работа |
Метод «Ромашка» Словесный отчёт о работе
1. Какой способ вырезания деталей и основы ты выбрала? 2. Какой способ обработки ткани ты выбрала для изготовления деталей твоего изделия? 3. Каким способом подготовила основу для своего изделия? 4. Все ли детали у тебя вырезаны правильно? 5. Допущены ли тобой ошибки во время работы? 6. Каким способом ты их исправляла (исправишь)? 7. Имеет ли значение в работе неправильное расположение инструментов и материалов на рабочем столе? 8. Нужно ли выполнять Правила безопасной работы? 9. Пользовалась ли ты «Подсказками» в работе? 10. Что получилось особенно удачно, красиво? 11. Нравится ли тебе работать с тканью? 12. Постарайся проверить качество работы по критериям, которые записаны в твоей карточке и оцени свою работу: · допущены ли ошибки в твоей работе? · как их исправить? · какую оценку поставишь? 13. С чего ты начала работу? 14. Обращалась ли ты в работе к Инструкционной карте? 15. Какие инструменты и приспособления используешь в работе? 16. Каким способом ты выполняла (ту или иную) операцию?
По окончании работы: · демонстрация учащимися своих заданий · самооценка метод «Рефлексия по кругу» · взаимооценка метод «Большой палец» Метод «Таблица ЗУХ» · Заполнение таблицы ЗУХ
Цель: определить уровень полезности полученной информации, необходимой для успешности в достижении целей урока
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
Заполне-ние таблицы
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкульт-минутка |
«Упражнения» (на выбор)
1.И.п. – стоя, руки опущены. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за лопатки.
«Попилить» несколько раз, меняя положение рук. перекат
с пятки на носок. 6-8 раз. стороны, вверх и вперед. 6-8 раз. |
Все учащиеся выполняют упражнения на релакса-цию |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Подведение итогов занятия |
Метод «Ромашка» Анализ деятельности учащихся
Беседа:
Анализ выполненной работы учащимися:
вопросы, словесного отчёта
Оценка работы:
Критерии оценивания: · продуктивность деятельности оценивается по степени аккуратности Уровни оценивания: · низкий - в работе преобладают явные погрешности, неаккуратность; · средний - работа выполнена аккуратно с несущественными погрешностями; · высокий - работы аккуратные. Домашнее задание
Рефлексия Метод «Светофор» Учитель предлагает ученикам установить по результатам их работы степень достижения ими учебной цели и приобретение уверенности в своих знаниях. Зеленый цвет: цели достигнуты, уверенно движутся вперед. Желтый цвет: частичная динамика, достигнуты отдельные элементы успеха, не достаточная степень уверенности, обращаются за советом, помощью. Красный цвет: цели не достигнуты, находятся в замешательстве, о чем ставят в известность учителя.
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IХ. Уборка рабочих мест и помещения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.