Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Лекции
docx
технология
5 кл
24.02.2022
Конспект урока
План урока "Изучение новой темы"
конспект урока.docx

План  урока № 5

Дата проведения:                                               5 класс

Тема: «Техника и техническое устройство. Понятие о машине»     

1.     Цели урока:                                                                                           

Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями: техника, техническое устройство, сформировать понятие о машине;

Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.  

2.     Методическое оснащение урока.

Дидактическое обеспечение:

v Информационные карты «Объекты», «Технические устройства», схемы «Технические устройства»,  «Сверлильный станок»

3.     Метод обучения: рассказ, объяснение, демонстрация схем.

4.     Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Ø Приветствие.

Ø Проверка учащихся по списку

Ø Проверка готовности учащихся к уроку.

Ø Доведение до учащихся плана урока.

2.  Актуализация знаний учащихся.                                                            

        Что такое машина?

3. Изложение нового материала

      Слово «техника» в современном русском языке име­ет два основных значения.

       Во-первых, техника — это всё, что сделано чело­веком для преобразования материалов, энергии, информации: станки, приборы, инструменты, при­способления, а также устройства (утюги, холодильни­ки, швейные машины), средства транспорта и те объекты, которые вы сами изготавливаете на уроках технологии.

      Во-вторых, это — совокупность приёмов, приме­няемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Например, техника выполнения резьбы по дереву, кости, камню, росписи по ткани, дереву, стеклу; техника игры на пи­анино; техника ведения мяча в футболе и др. Любое умелое выполнение каких-либо действий также назы­вают техникой. Обучаясь приёмам обработки различ­ных материалов, вы приобретали именно технику умелой работы инструментами.

      В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте.

Техника облегчает условия жизни человека. Разви­тие и совершенствование техники — от самой прими­тивной (заступ, молот и др.) до новейшей — отражает развитие человеческих знаний и опыта, науки и куль­туры.

       Все материальные объекты на Земле можно раз­делить на две группы:

Многие искусственные объекты принято называть техническими объектами или техническими устройствами.

 

 

    Основная функция технического устройства — это действие, для осуществления которого оно создано. Например, основная функция рубанка — строга­ние древесины с целью получения гладкой и ровной поверхности обрабатываемого материала. Основная функция сверлильного станка — получение отверстий в различных материалах, как сквозных, так и глухих.

   Любое техническое устройство, будь то повоз­ка, книга, станок, телефон, кинофильм, создава­лось, когда в нём возникала потребность. Иначе говоря, любое техническое устройство создано для вы­полнения им строго определённой, или основной, функции.

Техническое устройство (ТУ) может быть простым, например лопата. Простые технические устройства называют орудиями труда.

      К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер. Сложные техни­ческие устройства называются техническими система­ми (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение).

Основная функция простых и сложных технических устройств может совпадать. Сложные технические устройства выполняют при этом основную функцию более производительно и на более высоком уровне.

     Орудие — технический объект, при помощи кото­рого осуществляется какое-либо действие и произво­дится работа. К ним обычно относятся ручные инстру­менты и несложные приспособления.

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/a/aoydZXeUvqMjpOGlW5IsYLSxirmw76P3g1b4BA/slide-0.jpg      Техническая система (ТС) — составной объект, со­стоящий из группы связанных между собой частей. При этом свойства технической системы существенно отличаются от свойств отдельных составляющих её частей. Так, например, детали самолёта — крылья, двигатели, шасси — сами летать не могут, но собран­ный из них самолёт обладает способностью летать.

        Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа.

 

 

 

https://keytool.com.ua/content/catalog/images/2018/07/11/Htools-07K212.jpg

 

Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы. ( тиски слесарные)

   

 

 

           Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1542122/pub_5e2ad429433ecc00b248c034_5e2ad46e027a1500b09d3da1/scale_1200

https://pngpress.com/wp-content/uploads/2020/08/uploads_iron_iron_PNG15526.png

 

             

  

 

https://flyclipart.com/thumb2/wooden-compass-transparent-png-655960.pnghttps://magnit.rv.ua/upload/iblock/59c/59cf760ca5c1ff168b21ce447c58ed40.jpg        Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например:

https://w7.pngwing.com/pngs/985/782/png-transparent-stopwatch-clock-vacheron-constantin-pocket-watch-chronograph-clock-watch-accessory-chronometer-watch-metal.png

хронометр компас.

 

термометр

      Машина – сооружение (перевод с латинского),  техника

Техника – это:

1. станки, приборы, инструменты, приспособления, бытовые устройства, транспортные средства и другие объекты.

2. совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве.

 Техника облегчает условия жизни человека

     Агрегат несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое.

     Следует отметить, что всякая машина есть техника, но не всякая техника есть ма­шина. Что же называют машиной и какое техниче­ское устройство можно считать машиной?

           Главное отличие машины от других технических устройств заключается в том, что она без приложения человеком силы совершает основные рабочие опера­ции. В то же время орудия (лопата, игла, нож) не могут сами совершать работу. Они только помогают человеку выполнять работу. Например, обычная лопата — про­стейшее орудие, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибё­тесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек только управляет им.

        Любая машина — это техническая система, так как состоит из составляющих её элементов, и свойство ма­шины всегда отличается от свойств составляющих её элементов. Например, ав­томобиль может перевозить грузы, а его элементы нет. Так, колесо хотя и перекатывается, но никого не пере­везёт, в кузове можно разместить груз, но переместить его куда-либо невозможно.

           Исторически машины про­изошли из орудий (инструментов и приспособлений), постепенно усложнившись до технических систем. Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлиль­ных работ от орудия до машины. В историческом му­зее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники ко­пий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйст­венных нужд. Эти орудия поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на де­ревянную ручку. Как же люди каменного века делали такие отверстия? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим обра­зом. Из прочного дерева вырезали стержень, один ко­нец которого заостряли. Этот заострённый конец стержня помещали в углубление в камне, наполнен­ное мелкозернистым песком. Стержень вращали меж­ду ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.

         В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально за­кручивали тетиву лука. При приведении лука в дви­жение стержень начинал вращаться, ив камне про­сверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Лучковый привод является самым древним механиз­мом, который изобрёл человек для облегчения своего труда.

           Основная функция лучкового привода — облегчить операцию, т. е. удерживать и задавать движение стержню с увеличением скорости его вращения.

        Привод стал промежуточным звеном между инст­рументом и руками человека, он задал и передал дви­жение от рук человека к орудию.

         Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом (от греч. mechane — орудие, сооружение).

    Механизм  – техническое устройство для передачи и преобразования движения

     Любые приводы, способные передавать движение к рабочему органу, в технике называют трансмиссией (от лат.  transmissio — пересылка, передача).

     Пока стержень для сверления человек вращал ру­ками, стержень был орудием. Вместе с приводом, за­дающим движение, он стал прообразом технической системы. Всё дело в том, что в нём имеются два необ­ходимых взаимосвязанных элемента: тетива с луком (механизм) — привод, который передаёт движение на рабочий орган, и острый стержень (рабочий орган) — орудие, которое выполняет работу.

      Когда же техническая система становится маши­ной? Если к рабочему органу добавить трансмиссию, двигатель и органы управления (кнопки, педали, рыча­ги, штурвалы), то получится машина — сложная тех­ническая система, где двигатель служит источником механического движения.

       Если двигателем является человеческая сила, то такая техническая система называется механизирован­ным инструментом (от лат. instrumentum — орудие). Например, инструментом является ручная механиче­ская дрель. А вот сверлильный станок или велосипед с мотором — настоящие машины. Человек здесь не при­кладывает физических усилий, а только управляет.

   Таким образом, механическая машина как цель­ная техническая система включает в себя:

основные части машины:

Части машины (сверлильный станок):

1-двигатель – источник энергии;

2-трансмиссия - часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган;

3- рабочий орган - это орудие, которое выполняет работу.

4-органы управления

 

 

4.   Закрепление нового материала.                                                    

Приведите примеры простых и сложных технических устройств.

1)    Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию.

2)    Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства?

3)    Как вы понимаете фразу «Всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина»? Поясните на примерах.

4)    При выполнении каких условий техническая система становится машиной?

5)    Что является признаком машины как технической системы?

6)    Найдите четыре части машины в сверлильном стан­ке.

7)    Найдите четыре части машины в других известных вам технических системах.

8)    Объясните, почему работоспособность машины зави­сит от полноты ее частей.

Повторение новых понятий:                                                               

Ø Техника,

Ø Объект,

Ø Простые технические устройства (орудия),

Ø Сложные технические устройства.

6.   Подведение итогов.

Ø Сообщение о достижении целей урока.

Ø Оценка результатов труда учащихся.

Ø Задание на дом

 

Домашнее задание: Прочитать §4 , заполнить таблицу № 1 на стр. 32.

Ссылки на источники:

Технология : 5 класс : учебник / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев и др. — М. : Дрофа, 2018. — 320 с. : ил.


 

План урока № 5 Дата проведения : 5 класс

План урока № 5 Дата проведения : 5 класс

В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте

В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте

К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер

К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер

Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы

Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы

Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибё­тесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек…

Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибё­тесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек…

Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом (от греч

Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом (от греч

Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию

Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2022