Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
22.03.2022
Конспект урока
Конспект урока Кровообращение 8 класс.docx

МОУ «Атемарская СОШ»

Учитель биологии Баронова М.А.

Тема урока: Транспорт веществ. Органы кровообращения.

 

Цель урока: углубление знаний об органах кровообращения, изучение движения крови в организме человека.

Задачи:

1.      Продолжить формирование знаний о работе сердечно-сосудистой системы, изучить движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

2.      Развивать биологическое мышление на основе умений анализа, сравнения, обобщения, совершенствования навыков работы с книгой и карточками. Развивать умения видеть образ, проявлять самостоятельность в создании образа.

3.      Воспитание культуры учебного труда, значения биологических знаний

Развитие ключевых компетенций: разрешения проблем, познавательных.

Технологии: проблемное обучение, ИКТ

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядно-демонстрационный, контроля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Ресурсы: презентация, анимации

Новые термины и понятия: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, аорта, артерии, вены, капилляры.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

III. Изучение нового материала

1. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца. 
2. Строение сердца. 
3. Строение и функции кровеносных сосудов. 
4. Изучение кругов кровообращения. 

IV. Закрепление изученного

V.  Итоги урока

VI. Домашнее задание

 Ребята, сегодня у нас необычный урок. Эпиграфом нашего урока являются слова «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, думать сообща». Разобраться сегодня в новой теме нам помогут знания, умение думать самому и слушать мнение других, работать с учебником, сравнивать, выделять главное, исследовать, делать выводы.

Повторение. Проверим наши знания. На прошлом уроке мы говорили об иммунитете, группах крови, поэтому сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов.

 Индивидуальные тесты в системе краб – тесты. 3 человека.

Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).

Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).

 

 

Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет?

Какие бывают виды иммунитета?

По каким признакам различают группы крови? 

У доски работает ученик со схемой групп крови.

Какая группа самая распространенная, а какая нет?

 Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор?

 

«К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Учитель предлагает сформулировать тему урока и вопросы по названной теме. Обучающиеся предлагают следующие варианты

Тема: Органы кровообращения. Строение сердца.

Вопросы:

1.      строение сердца

2.      какие строение имеют кровеносные сосуды

3.      как движется кровь в организме

 

 

 

III. Изучение нового материала

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром говорят: сердце – это жизнь. Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Знания о строении, функции и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

 

Кровь в организме человека течёт по замкнутой системе сосудов. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Движение крови в организме человека называется кровообращением. Органами кровообращения являются: сердце и кровеносные сосуды.

1. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца.

Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце располагается в грудной полости, оно на 2/3 смещено в левую сторону. Сердце находиться в околосердечной сумке. Сама сумка и жидкость, находящаяся в ней, выполняют защитную роль и уменьшают трение сердца при его работе. 
Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. (Слайды 1, 2)

Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? (ответы учащихся)

От его это зависит? (Конечно, это связано с строением сердца)

2. Строение сердца (Слайд 3)

Сердце – это полый мышечный орган. Полость сердца подразделяется на четыре камеры: два предсердия (правое и левое) и два желудочка (правый и левый). (Слайд 4)
Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани (эпикард), средний мышечный слой – миокард, внутренний слой состоит из эпителиальной ткани (эндокард). Миокард предсердий значительно тоньше, чем миокард желудочков. Миокард левого желудочка в три раза толще, чем миокард правого желудочка. Степень развитости миокарда зависит от величины работы, которую выполняют камеры сердца.
Благодаря особым свойствам ткани сердца оно способно ритмично сокращаться. Правая сторона сердца заполнена венозной кровью, левая – артериальной. Сплошная перегородка предохраняет кровь от смешивания. 
Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются створчатые клапаны. В правой половине сердца находится техстворчатый клапан, в левой – двустворчатый (митральный). Между желудочками и артериями находятся полулунные клапаны. Работа клапанов сердца обеспечивает одностороннее движение крови в сердце: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

 

4. Строение кровеносных сосудов. (Слайд 8)

Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают всё наше тело. Среди них различают артерии, вены и капилляры.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к органам.  Аорта – самая крупная из них.
Вены – сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями.
Разность давлений в разных участках сосудистого русла – главная причина движения крови.

(Просмотр видеофрагмента).

Физкультминутка

5. Изучение кругов кровообращения

(Слайд 9.) Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу – он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка – легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.

(Слайд 10.) Малый круг кровообращения – путь крови от правого желудочка до левого предсердия.

(Просмотр видеофрагмента).

(Слайд 11.) Большой круг кровообращения – путь крови от левого желудочка до правого предсердия.

(Просмотр видеофрагмента).

Закрепление. Работа «Кардиограмма»

А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним работу “Кардиограмма”. У вас нас столах отрезки с цифрами от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то зубец рисуется сверху, если “нет”, то снизу.

 

 

 


1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами? (да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем.

Решить задачу.

Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.

3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.

475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.

 

 

Итог урока.

 Рефлексия – «Линейка успешности», «Вершина».

Каждый ученик отметил свои успехи на линейке успешности и поставил свое сердечко на тот перевал, где, по его мнению, он оказался в результате работы на уроке – знаю, понимаю, применяю, анализирую.

 Рефлексия: «Рефлексивный экран»

Закончите предложения…

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что …

Я приобрела…

Я научилась…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Мне сегодня удалось…

Для меня было открытием, что …

На мой взгляд удалось…

Я бы учла на будущее…

На уроке было важным…

Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..

Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощающее.

Сердцу посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты.  Музыка не только может поднять настроение,взбодрить или успокоить, она способна лечить серьезные заболевания. Например,

сердечно-сосудистую систему приведет в норму «Свадебный марш»Мендельсона

 

Используемая литература.

  1. Биология. Человек и его здоровье. 8класс
  2. Тематические тесты, тренировочные задания. Учебно-методическое пособие.

Интернет - ресурсы

  1. ЭОР – Виртуальная школа Кирилл и Мефодий “Уроки Кирилла и Мефодия” 2004-2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МОУ «Атемарская СОШ» Учитель биологии

МОУ «Атемарская СОШ» Учитель биологии

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты)

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты)

Знания о строении, функции и болезнях сердца накапливались постепенно

Знания о строении, функции и болезнях сердца накапливались постепенно

Физкультминутка 5. Изучение кругов кровообращения (Слайд 9

Физкультминутка 5. Изучение кругов кровообращения (Слайд 9

Каждый ученик отметил свои успехи на линейке успешности и поставил свое сердечко на тот перевал, где, по его мнению, он оказался в результате работы на…

Каждый ученик отметил свои успехи на линейке успешности и поставил свое сердечко на тот перевал, где, по его мнению, он оказался в результате работы на…

Используемая литература. Биология

Используемая литература. Биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022