Урок русского языка 3 класс
Тема урока: «Сложные слова».
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем в группах. Сегодня мы продолжим раскрывать секреты русского языка.
II. Минутка чистописания.
А урок начнем с минутки чистописания. Открыли тетради, записали число – 24 октября.
Раскрывать секреты мне будут помогать помощники – буквы русского алфавита «о» и «е».
Почему они? Позже узнаете.
- Запишем эти буквы.
С какими буквосочетаниями связаны эти буквы?
ОРО ОГО ОЛО ЕРЕ
Пропишем буквосочетания на следующей строке.
III. Словарная работа.
- Эти буквосочетания часто встречаются и в словарных словах, которые мы сейчас вспомним и запишем.
- Итак, словарная работа. Записываем слова, обозначаем ударение, подчеркиваем орфограммы:
МОРОЗ, ИЗМОРОСЬ, ПОГОДА, ХОЛОД, ВЕТЕР.
IV.Актуализация опорных знаний.
На какую тему записали слова? Погода
Запишите пословицу: Весна и осень- на день погод восемь.
О чем говорит эта народная мудрость? Подпишите части речи.
V. Сообщение темы и целей урока.
Откройте учебник с. 78 упражнение 139.
Прочитайте отрывок, как написал о погоде писатель Юрий Коваль.
- Упр.139. с.78.
Какое слово придумал автор, чтобы рассказать о погоде?
(снегодождь)
КАК образовалось это слово? Выделим в нем корни.
- Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?
(Двукорневые, составные, сложные.)
- ТАКИЕ слова называются сложными!!!
КАРТОЧКА (Сложные слова.)
- На доске появляется табличка с названием темы.
- Тема нашего урока «Сложные слова».
- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.
ГОВОРЮ ФРАЗЫ
· Мы узнаем… (какие слова называются сложными).
· Мы познакомимся…(как пишутся такие слова).
· Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)
VI.Изучение нового материала.
Наблюдение над сложными словами.
- А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет нам сформулировать правило.
Учебник с.77 упр.138. Работаем в прах. Выделяем корни у слов, подчеркиваем соединительную букву.
- Сколько корней в этих словах? ( 2 )
- Что добавили, чтобы соединить корни слов?
(Взяли гласные «о» и «е»)
- Как можно назвать эти гласные? Почему? (Соединительные)
- Какова их роль? (Соединить корни слов)
- Вот они наши буквы – помощницы, вспомните начало урока.
Формулирование правила.
- А сейчас всё обобщим и попытаемся сформулировать правило, которого нет в учебнике.
Слова, у которых 2 корня, соединённые гласными о или е, называются сложными словами.
Физминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VII.Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
А теперь будем тренироваться в написании сложных слов.
Упр.140, с.78
Прочитайте, в каждой группе слов найти «лишнее» слово. Объясните свой ответ.
(Водитель - не родственное слово, не сложное.)
(Лесовод – нет корня «ход».)
(Вихрь – не родственное, или ветромер – сложное слово.)
Списать слова, выделить корни. Подчеркнуть соединительные гласные.
- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
Работа в группах
- А сейчас попробуем сами составлять сложные слова.
Приготовьтесь к работе в группах.
Соедините слова, образовав сложные.
скоро + варить
.....................................
тело + греть...........................................
мухи + ловить .........................................
пчёлы + водить
.......................................
хор + водить -.......................................
VШ. Итог урока.
- С какими словами мы сегодня познакомились?
- Что такое сложные слова? Ответим хором ДА или НЕТ:
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова - это сложные.
3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.
- Кто может повторить правило?
- Как вы думаете, встречаемся ли мы в школе со сложными словами?
(Спортзал, завуч)
- А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?
(Чистописание – чисто пишу)
IХ.Рефлексия.
Чемодан, мясорубка, мусорка.
Х.Домашнее задание.
С.78,упр.141, знать правило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.