Тема: Ошибки органов чувств (иллюзии). Проблема измерения.
Практическая работа № 15 «Зрительные иллюзии».
Цели урока.
Продемонстрировать детям характерные «ошибки» органов чувств.
1. Формирование понятия о работе органов чувств человека, необходимости измерения для точного сравнения предметов по определенному признаку.
2. Формирование УУД
1) метапредметных: умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, доказывать свою точку зрения, развитие внимания , мышления умения поиска проблемы и путей его решения.
2) личностных: формирование познавательного интереса ,воображения, культуры общения, умения организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, уважения к мнению других.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
1 Организационный момент.
Я рада видеть вас, ваши умные глазки, улыбнитесь друг другу. Думаю,
что наш сегодняшний урок окружающего мира пройдет как всегда
интересно и откроет вам что-то новое. Садитесь.
1. Зрительное восприятие.
На доске цифры: один, восемь. четыре. ноль; буквы: А, Б, В, О; фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
-Что общего в этих строчках? (Ответ детей)
-Один и тот же значок «О» в одном случае прочитывается как цифра, в другом как буква, а в третьем как геометрическая фигура.
- С помощью какого органа чувств вы это определили? (ответы детей)
-А какие еще органы чувств есть у человека? (ответы детей, на доске появляются картинки органов чувств)
-Всегда ли вы доверяете своим органам чувств? (ответы детей, это есть главный вопрос урока)
-Давайте проверим. (вызываю двух девочек одинакового роста и у одной бант на голове)
-Кто из них выше? Докажите. (дети сами доказывают)
Проверяем, снимая бант. (дети приходят к выводу, что девочки одинакового роста) (Бант создавал зрительный обман – иллюзию)
- Каким органом чувств вы пользовались? (ответ детей)
Физминутка.
- А теперь внимание на экран. (электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, 2 класс).
- Кто из мужчин выше? Обсудите в парах. (ответы детей)
- Докажите. (Давайте проверим. Ставим на одну линию мужчин – первый способ. Прикладываем к друг другу – второй способ.)
- Почему нам казалось что они разного роста? (ответы детей. Полосы широкие, полосы узкие создавали зрительный обман – иллюзию)
- Каким органом чувств вы пользовались?
- Всегда ли можно доверять органам зрения?
2. Работа с отрезками
- Определите, какой отрезок длиннее? (дети выдвигают гипотезы: A>Б, А=Б, А<Б…). Детские гипотезы фиксирую на доске.
- Давайте проверим, чья гипотеза верна. Что для этого надо сделать? (ответы детей: измерить. – А чем вы будете измерять?(ответ детей: линейкой))
- У вас у каждого есть такие же отрезки. Обозначьте их буквами А и Б, и проверьте ваши гипотезы. (Дети приходят к выводу, что А равно Б.) Правильную гипотезу фиксирую на доске.
- Что нам мешало определить одинаковые отрезки или нет? (отрезки по-разному ограничены, что создавало зрительную иллюзию.)
- Всегда ли можно доверять органам чувств? (ответы детей)
Физминутка.
- А другие органы чувств могут «ошибаться»? (ответы детей).
3. Работа с учебником
- Откройте учебник на странице 69. («Окружающий мир» 2 класс Е.В. Чудинова)
- Послушайте разговор Вити и Сережи. (Читает учитель)
- Почему возник спор? (ответы детей)
- Смогут ли мальчики убедить друг друга в своей правоте? Обсудите это в парах. (слушаем ответы детей)
Договориться мальчики не смогут, у всех ощущения разные.
- Какими органами чувств пользовались мальчики? (органами зрения-глазами, органом осязания-кожей)
В данном случае органы зрения и осязания не дают точную информацию.
- А что надо сделать, чтобы узнать точно температуру воздуха, силу ветра? (ответ детей: измерить)
- А для этого нужны измерительные приборы.
Итог урока:
- А теперь, давайте вернемся к вопросу урока. (ответ детей: Всегда ли можно доверять органам чувств? (НЕТ))
- Чтобы развеять иллюзию восприятия, нужно измерять.
Д/З: Раздаю детям карточки.
Что из нижеперечисленного вы уже умеете измерять, отметить галочкой.
«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Не допустил ни одной ошибки, доволен собой |
Допустил неточность |
Надо постараться и успех будет |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять. Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять.
Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять. Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять. Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять. Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять. Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять. Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
Подчеркни что из перечисленного ты уже умеешь измерять. Объём банки, сила дождя, сила ветра, длина пути, длительность процесса ,давление воздуха, длина стола, площадь квадрата, температура тела, длительность урока, свой вес, свой рост, сила электрического тока. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.