Тема урока: «Безопасность в Интернете»
Класс: 5 класс
Цель урока:
Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи урока:
· Научить учащихся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
· Уметь отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную информацию от безопасной;
· Избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся;
· Формировать навык распознавания признаков злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки вовлечения их в противоправную деятельность;
· Дидактические основы урока:
· Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
· Тип урока: открытие новых знаний;
· Формы учебной работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах в группах, фронтальная беседа, мозговой штурм.
· Этапы урока:
ü самоопределение к деятельности (1 минута)
ü актуализация знаний (5 минут),
ü постановка учебной задачи (5минут),
ü открытие нового знания (10 минут),
ü первичное закрепление (10 минут),
ü самостоятельная работа (7 минут),
ü рефлексия (2 минуты).
Ход урока:
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Самоопределение к деятельности |
||||
|
Я приглашаю вас в творческую мастерскую и хочу, чтобы вы почувствовали себя здесь свободно, комфортно и раскрыли все свои таланты. Послушайте, пожалуйста, загадку. |
|
||
Актуализация деятельности учащихся. |
||||
Слайд 1 |
Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж... (Интернет)
|
Ответы учащихся |
||
Постановка учебной задачи. |
||||
Слайд 2 |
Определите ключевое слово, которое всем вам известно. Давайте назовем плюсы интернета.
А как вы думаете, есть ли минусы? Сегодня на уроке мы с вами научимся избегать этих опасностей. Сформулируйте тему урока («Безопасность в сети интернет»). Определите учебную задачу урока (Научиться безопасно работать в сети Интернет) Ребята, а что такое безопасность?
Вы все знакомы с компьютером и каждый из вас заходил в интернет. Что такое Интернет? Внимание! Вслушайтесь в информацию с телетайпа |
Интернет · Оперативность получения любой информации. · Общение · Самореализация. · Получения дополнительного образования. · Обеспечение досуга. Недостоверность информации, спам, и т.д. Безопасность в сети интернет Научиться безопасно работать в сети Интернет Безопасность – это когда человеку не угрожают ни внешние, ни внутренние факторы
Доклады учеников, определение понятия Интернет (Приложение 1) |
||
Открытие нового знания. |
||||
Слайд 3 |
Для того чтобы, понять суть услышанной информации и ответить на вопрос, что же такое «интернет» составим синквейн. а) Составление синквейна. Название (существительное) Описание (два прилагательных) Действия (глаголы) Чувство (фраза) Синоним Например: Интернет Всемирный, быстрый Найдёт, поможет, подскажет Дружелюбное, безопасное общение Всемирная паутина б) Проблемная ситуация (мозговой штурм) Учащиеся читают стихотворение и отвечают на вопрос: Согласны ли вы с утверждением, высказанным в данном фрагменте. Обмен мнениями. Как не сбиться нам в пути? Где и что в сетях найти? Нам поможет непременно Поисковая система. Ей задай любой вопрос, Всё, что интересно – Вмиг ответ она найдёт И подскажет честно. *** Иногда тебе в сети Могут встретиться вруны. Обещают всё на свете: Подарить бесплатно детям Телефон, щенка, айпод И поездку на курорт. Их условия не сложны: СМС отправить можно С телефона папы, мамы – И уже ты на Багамах. Ты мошенникам не верь, Информацию проверь! Какой умный совет дает нам автор данных строк? |
(Работа в парах)
Афиширование творческих работ.
Самостоятельная работа.
Не верить мошенникам, проверять информацию |
||
Первичное закрепление. |
||||
Слайд 4 |
Внимание! Работаем в группах. У вас на партах текст. Внимательно его изучаем и в группе составляем кластер (Приложение 2) |
Работа с текстом об опасностях в интернете и составление кластера.
|
||
Слайд 5 |
Выделяем 7 направлений опасностей: 1. Незнакомая информация в Интернете. 2. Неприятная и огорчительная информация в Интернете. 3. Не открывать незнакомые файлы. 4. Не спешите отправлять СМС. 5. Не встречаться с незнакомыми людьми из Интернета. 6. Не писать грубые слова в Интернете. 7. Не рассказывать о себе в Интернете.
|
Ответы учащихся. |
||
Слайд 6 |
Физкультминутка. |
|
||
Самостоятельная работа |
||||
Слайд 7-14 |
Составление правил поведения в сети Интернет. Каждая группа составляет памятку безопасности в Интернете по своим направлениям на компьютере. |
Работа в группах |
||
Рефлексия (Приложение 3) |
||||
|
Помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна! Приучайтесь не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.
|
|
||
Приложение 1
1 ученик. Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.
2 ученик. Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.
3 ученик. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника.
4 ученик. В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.
5 ученик. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
Приложение 2
Интернет - технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей. Угрозы, хулиганство, вымогательство, неэтичное и агрессивное поведение – все это нередко можно встретить. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
Большую опасность для наших компьютеров представляют вредоносные программы. К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
Приложение 3.
Заполните оценочный лист. Поставьте + или –
№ п/п |
Я знаю, что… |
Отметка о выполнении |
1. |
Интернет имеет положительные и отрицательные стороны |
|
2. |
Меня в социальных сетях могут подстерегать опасности |
|
3. |
Существуют правила безопасного поведения в Интернете |
|
4. |
Нужно критически относится к информации, распространяемой в сети Интернет
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.