Урок №4 4 класс
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)
С творчеством, каких композиторов познакомились на уроке?
Какие произведения послушали?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Посмотрите видеофрагмент и скажите, о каком былинном герои идет речь?
Просмотр видеофрагмент «Илья Муромец».
Учитель: О каком былинном герое идет речь? (Илья Муромец)
Учитель: Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
Учитель: (Слайд 4) Тема нашего урока.
Тема урока: «Святые земли Русской. Илья Муромец»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 5) Святые земли Русской... Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.
Учитель: (Слайд 6) Первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь.
(Слайд 7) Защитники Руси Александр Невский, русский богатырь Илья Муромец.
Учитель: (Слайд 8) В честь всех русских святых в церкви исполняют стихиру.
Учитель: Что же такое стихира?
Стихира - торжественная песнь-гимн.
Учитель: (Слайд 9) Послушайте стихиру русским святым «Земле Русская, граде святый!». Кто ее исполняет?
Слушание «Земле Русская, граде святый!».
Учитель: Кто ее исполняет? Где уместно ее исполнение?
Учитель: (Слайд 10) Посмотрите на икону «Всех святых, в земле Русской просиявших».
Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Икона – это изображение святых или священных событий, а картина – это произведение изобразительного искусства).
Учитель: (Слайд 11) Из века в век на Русь нападали враги, наши предки то и делали, что защищались. Как вы думаете, кого на иконе изображали одними из первых? (Богатырей)
Учитель: (Слайд 12) Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.
Учитель: (Слайд 13) Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».
Учитель: Все мы знаем былинного героя Илью Муромца. Посмотрите, как изобразил его в своей картине «Богатыри» Васнецов. Какой он? Попробуйте дать описание его внешности? (Сильный, могучий, храбрый)
Учитель: (Слайд 14) Почти 800 лет назад Илья Муромец действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом, получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.
Учитель: (Слайд 15) Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и Соловей разбойник». Соловей – разбойник, сидел на девяти развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника.
(Слайд 16) Просмотр видеофрагмента из фильма «Илья Муромец»
Учитель: (Слайд 17) Илья Муромец не только былинный герой, он — русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года — 1 января.
Мощи Святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.
Учитель: (Слайд 18) Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. Первое - это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.
Учитель: В одной былине говорится, что Илья «приехал-то во стольный Киев-град, а ко сланному ко князю на широкий двор».
Учитель: (Слайд 19) Послушайте пьесу «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. С каким чувством въезжает Илья Муромец в Богатырские ворота града Киева? О чем ещё «рассказала» вам эта музыка?
Слушание «Богатырские ворота» М.П. Мусоргский.
Учитель: С каким чувством въезжает Илья Муромец в Богатырские ворота града Киева? О чем ещё «рассказала» вам эта музыка?
Физминутка (Слайд 20)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением на богатырскую тему. Это «Симфония №2» «Богатырская» Александра Порфирьевича Бородина.
Учитель: (Слайд 21) Послушайте фрагмент первой части симфонии А. Бородина. Сравните её с «Богатырскими воротами» М. Мусоргского. Какие черты русского характера передаст каждое из этих сочинений?
Слушание «Симфония №2» «Богатырская» фрагмент 1 части.
Учитель: Какие черты русского характера передаст каждое из этих сочинений? (Мужественность, храбрость, силу, смелость)
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: (Слайд 22-23)
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 24) Подведем итог нашего урока.
О каком былинном герое (святом земли Русской) мы говорили на сегодняшнем уроке? (Илья Муромец)
Какие два произведения созвучны образу былинного героя Ильи Муромца? Назовите композиторов?
Учитель: Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.