Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1г. Сердобска
Конспект урока алгебры в 8 классе на тему:
«Решение неравенств
с одной переменной»
Разработала:
учитель математики
высшей категории
Горшенина Е.А.
2017 г.
Тема урока: « Решение неравенств с одной переменной».
Цели урока:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, экран, презентация к уроку, тесты, справочный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент урока. Слайды 1 – 2
Тема сегодняшнего урока «Решение неравенств с одной переменной».
Французская пословица гласит: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём».
Чем же мы пополним сегодня наши знания? Во-первых, узнаем, что является решением неравенства, и какие неравенства считают равносильными; во-вторых, познакомимся со свойствами равносильности. Затем рассмотрим решение линейных неравенств и научимся решать неравенства с одной переменной.
II. Устная работа. Повторение. Слайды 3 – 5
III. Актуализация опорных знаний. Слайды 6 – 9
- Дайте определение решения неравенств с одной переменной.
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
- Что значит решить неравенство?
Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет.
- Какие неравенства называются равносильными?
Неравенства, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, тоже считают равносильными.
-Сформулируйте свойства равносильности неравенств, используемые при решение неравенств с одной переменной.
При решении неравенств используются следующие свойства:
· Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство.
· Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится равносильное ему неравенство.
· Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство.
Между решением неравенства и решением уравнения много общего – неравенства тоже нужно с помощью преобразований сводить к более простым. Важное отличие состоит в том, что множество решений неравенства, как правило, бесконечно. Сделать полную проверку ответа, как мы это делали с уравнениями, в этом случае нельзя. Поэтому, решая неравенство, нужно обязательно переходить к равносильному неравенству – имеющему в точности то же множество решений. Для этого опираясь на основные свойства неравенств, надо проделывать лишь такие преобразования, которые сохраняют знак неравенства и обратимы.
IV. Формирование умений и навыков.
Слайды 10 – 11. Решаем неравенства:
1.
2.
Слайды 12. Покажите решение на числовой прямой и запишите ответ в виде интервала:
1. – 1,5х < 6;
2. 2,6 ≥ 26;
3. -2х > - 6.
Слайд 13. Запишите ответ в виде интервала:
1. х + 5 > 7х – 7;
2. 12 + 9х ≤ х + 4;
3. 8х + 3 < 9х – 2.
Слайд 14. Запишите ответ в виде неравенства:
1. 3( 2х + 1) – 4 ≤ 2 – 3(1 – 3х);
2. -5( 1 + 4х) -2х > 1+ 2(3 – х);
3. 5- 4(2 – 3х) ≤ 5(2х + 1) -3.
Слайд 15. Работа с учебником:
№ 841 (д, е)
д) 3у – 1 > -1 + 6у
3у – 6у > -1 +1
-3у > 0
у < 0
(-∞; 0).
е) 0,2х – 2 < 7 – 0,8х
0,2х + 0,8х < 7 + 2
х < 9
(-∞; 9).
№ 844 (а)
а) 5(х – 1) + 7 ≤ 1- 3( х + 2)
5х + 2 ≤ -5 -3х
5х + 3х ≤ -5 – 2
8х ≤ - 7
х ≤ - 7/8
(-∞; -7/8].
№ 845(а)
а) 4(2 – 3х) – (5 –х) > 11 – х
8 – 12х -5 + х > 11 – х
-12х + х + х > 11 – 8 + 5
-10х > 8
х < -0,8
(-∞; - 0,8).
V. Итоги урока. Слайд 16
При решении неравенств мы придерживались определённого порядка, который является алгоритмом решения неравенств с одной переменной
Алгоритм решения неравенств первой степени с одной переменной.
Неравенства такая штука – без правил не решить
Я тайну всех неравенств попробую открыть.
Три главных правила учи
Тогда найдешь ты к ним ключи,
Тогда сумеешь их решить.
Не будешь думать и гадать
Куда перенести и что в нем поменять.
И будешь знать наверняка,
Что знак изменится, когда неравенств обе части
Делить на с минусом число.
Но будет оно верным всё равно.
Решение покажешь на прямой.
Ответ запишешь в виде промежутка.
Оценка результатов урока учителем. Оценка работы класса (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных детей, уровень самоорганизации, прилежание).
VI. Домашнее задание. Слайд 17.
п. 34 (выучить определения, свойства и алгоритм решения)
№ 841 (ж, з), № 844 (б, в), № 845 (б, в).
VII. Завершение урока.
Спасибо за внимание! Успехов!
Литература.
Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского – М.: Просвещение, 2011.
Интернет – ресурсы.
1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-17083.html
2. http://school4mashuk.org.ru
3. http://mistress.ucoz.ru/index/0-7
4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1185919
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%EE%F0%E4,_%D0%EE%E1%E5%F0%F2
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Pierre_Bouguer_-_Jean-Baptiste_Perronneau.jpg
7. http://www.tutoronline.ru/blog/jevrika-zakon-arhimeda.aspx
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Euklid2.jpg
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%E1%EB%E8%EB%E8%E9_%D1%E8%F0
10. http://www.southwarkpct.nhs.uk/sim/4305.jpg
11. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки%20про%20школу&noreask=1&img_url=cs-x.clan.su%2F_nw%2F0%2F44837438.jpg&pos=16&rpt=si
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.