Конспект урока "Арифметическая прогрессия"
Оценка 4.8

Конспект урока "Арифметическая прогрессия"

Оценка 4.8
doc
22.02.2024
Конспект урока "Арифметическая прогрессия"
Конспект урока Арифметическая прогрессия.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бортойская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                  

 

Тема: «Арифметическая прогрессия»

 

(Алгебра, 9 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Раднаева Р.Г.

учитель математики МБОУ «Бортойская СОШ»

                                             

 

 

 

 

 

 

 

у. Бортой, 2022 г

 

Класс:9

Название курса: Алгебра

Название темы: Арифметическая прогрессия

Автор: Раднаева Раиса Геннадьевна

УМК:  Учебник Алгебра 9 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Тема: «Арифметическая прогрессия»

Цели урока: Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей, введение рекуррентной формулы и формулы n-го члена.

 Задачи урока:
Образовательные - ввести понятия арифметической прогрессии; рекуррентной формулы и формулы n-го члена; характеристическое свойство, которым обладают члены арифметических прогрессий.

Развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

УДД:

Познавательные: освоение  нового способа деятельности, применение способов действий (формул) к новым ситуациям.

Личностные: формирование мотивации, развитие познавательного интереса, осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: работа с информацией, работа  в коллективе, в группе, умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: таблица «Арифметическая и геометрическая прогрессии»; индивидуальные карточки.

 

Структура урока:

1.Организационный этап.

2. Новая тема

3. Закрепление

4. Самостоятельная работа

5. Подведение итога и домашнее задание

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Новая тема

Откройте тетради и запишите новую тему урока «Арифметическая прогрессия».

Прежде чем пройти новую тему, повторим предыдущую тему. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1.      Что называется числовой последовательностью?

2.      Как можно задать числовые последовательности?

3.      Какой способ называется рекуррентным?

  Из всех числовых последовательностей особо выделяют две. Их назвали прогрессиями. В силу своих особенностей, или закономерностей, одну прогрессию назвали арифметической, другую – геометрической. Слово «прогрессия» (с латинского) буквально означает «движение вперёд» (как и слово «прогресс»). Задачи на обе прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах».

Теперь рассмотрим следующие числовые последовательности:

                                                      1,2,3, ……..

2004, 2008, 2012, 2016, ….

                                                      -5, -7,-9,-11, ….

Ответьте на вопрос: Что характерно для этих числовых последовательностей?

  В этих последовательностях каждый последующий член отличается от предыдущего на одно и то же число. Такие последовательности называются арифметическими прогрессиями. Теперь попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии.

Определение: Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, в которой каждый последующий член, начиная со второго, отличается от предыдущего на одно и то же число.

  Теперь, используя определение, запишем рекуррентную формулу арифметической прогрессии.

аn+1  = аn   +  d,

где аn – предыдущий член,

 аn+1-последующий член,  

 d – разность арифметической прогрессии

d = аn+1  -  аn

Используя рекуррентную формулу, решаем N715

Теперь решим такую задачу: Найдите а100, если задано a1=5 и d=-2.

Как вы думаете, каким образом проще найти значение а100?

Удобно ли применять рекуррентную формулу?

Для того, чтобы найти а100, надо знать формулу n-го члена арифметической прогрессии. Давайте выведем эту формулу.

                    a2=a1+d

                    a3=a2+d=a1+d+d=a1+2d

                    a4=a3+d=a1+2d+d=a1+3d

                     ……………………………

аn  = а1 + (n – 1) dформула n-го члена арифметической прогрессии

Используя данную формулу, решаем N717; 719

3.      Закрепление

Выполните самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

1.        Найдите четыре первых члена арифметической прогрессии, первый член которой равен 2,8 и разность равна -3,2.

2.        В арифметической прогрессии (an) известны а1= -1,2 и d=3. Найдите:

а) а4                    б) а8                 в) а40

3. Найдите разность и двадцатый член арифметической прогрессии  -5, -7, -9,…

 

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание: Выучить определение и формулы; решить N 716, 718


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бортойская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бортойская средняя общеобразовательная школа»

Класс:9 Название курса : Алгебра

Класс:9 Название курса : Алгебра

Ответьте на вопрос: Что характерно для этих числовых последовательностей?

Ответьте на вопрос: Что характерно для этих числовых последовательностей?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2024