Выполнила: Фелькер
Инна
Класс: пятый
Тема: Беглые гласные
Цели урока:
1. Дать понятие о беглых гласных
2. Развить умение выделять корни с беглыми гласными
Тип урока: изучение нового
Основной метод: частично-поисковый
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя и учеников |
Орг. момент 1 минута |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Инна Вячеславовна (записывает на доске) и я буду вести у вас курс русского языка. Сегодня у нас новая тема. Запишите в тетрадь число (сегодня 18 февраля), классная работа. |
Опрос
|
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим, хорошо ли вы усвоили предыдущую тему. - Какую тему вы изучали на прошлом
уроке? (чередование звуков)
Светит Береговой Мрак Вещание Известие Пишущий Бережок Орех Орешек Ушки Ухо Облачное
- Давайте проверим. Кто назовет первую пару? Вторую? - Являются ли эти слова однокоренными? - Безусловно, лексическое значение, заключенное в корне - одно, значение корня не меняется. Просто звуки заменяют друг друга.
|
Изучение
нового
Разъяснение и осознание 5 минут
Воспроизведение и запоминание |
- А
сейчас обратите внимание на следующие слова. Лоб – лба Сон – сна Брать – беру - Внимательно прочитайте эти пары слов. Являются ли они однокоренными? (нет, это формы слова) Давайте выделим корни в словах (лоб – лб, сон – сн, бр – бер) Сынок – сынка Кубанец – кубанца - А эти слова являются однокоренными? (нет, тоже формы слова) Выделим суффиксы (ок – к, ец – ц) И еще две пары слов. Вобрать – вбирать Подорвать – подрывать - Ну может быть хотя бы эти слова однокоренные? (нет, тоже формы слова) Давайте выделим приставки у этих слов (во – в, подо – под) Что необычного вы заметили в словах? Внимательно посмотрите на слова еще раз. (исчезают гласные)
- На прошлом уроке с Татьяной Юрьевной вы изучали чередование звуков. Так вот, ребята, здесь тоже происходит чередование. Только гласные «о» и «е» чередуются с чем? (с нулем звука) Эти гласные как бы «убегают». В каких частях слова «убегают» наши гласные? (в приставках, корнях, суффиксах) Но ребята, мы ведь с вами лингвисты и не можем называть гласные «бегающими» или «убегающими», как нам корректно называть эти гласные? (беглые)
- Вы знаете, я так торопилась, что не успела дописать текст. Впишите пропущенные слова, чтобы получился текст. Первые 5 человек подходят ко мне и показывают, что у них получилось. В одной и той же морфеме гласные «...» и «...» в некоторых случаях отсутствуют, то есть чередуются с «...». Это «...» гласные. Они бывают в таких частях слова, как «...», «...» и «...». Давайте проверим себя и прочитаем теорию в учебнике. На странице 24. Правильные ли выводы мы сделали? Вот видите, мы отлично с вами справились и без учебника. Давайте запишем тему нашего урока «Беглые гласные». |
Первичное закрепление 1 стадия Анализ изученного языкового явления в тексте без деформаций 5 минут |
- Давайте сравним две группы слов и определим, где есть беглые гласные. Записываем в тетрадях слова в столбик. Лоб – лба Рот - рта Ложь - лжи Лев - льва День - дня Дом - дома Год – года Лом - лома Село – села Дело - дела - Запишите рядом со словами формы в родительном падеже (например, лоб – лба) и выделите корни. В каких парах слов встречаются беглые гласные? (лоб-лба, рот – рта, ложь – лжи, лев – льва, день – дня) |
2 стадия 15 минут
|
Выполняем упражнение 425. Записываем в тетрадях слова с беглыми гласными по образцам и выделяем морфему с беглой гласной. Пишем и комментируем. Лоб – лбы, вихор – вихры, угол – углы, чехол – чехлы Ветер – ветра, кашель – кашля, узел – узла, ремень – ремня Подослать – подсылать, подозвать – подзывать Городок – городка, флажок – флажка, листок – листка Молодец – молодца, горец – горца, купец – купца
- Я подготовила для вас интересный текст,
давайте его прочитаем и назовем орфограммы. (пришёл-пришли,
пни-пень, лёд-льды) - Какое время года описано в тексте? (Зима) |
Подведение итогов и задавание на дом 2 минуты
|
- Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. - Какие это гласные? (О, Е) - В каких морфемах они встречаются? (приставка, корень, суффикс) Дома выполните Упр. 426 и упр. 428 на странице 25-ой Теорию выучить
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.