Конспект урока "Беглые гласные"

  • docx
  • 22.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Beglye_glasnye.docx

Выполнила: Фелькер Инна
Класс: пятый
Тема: Беглые гласные

Цели урока:

1.     Дать понятие о беглых гласных

2.     Развить умение выделять корни с беглыми гласными

Тип урока: изучение нового
Основной метод: частично-поисковый

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Орг. момент

1 минута

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Инна Вячеславовна (записывает на доске) и я буду вести у вас курс русского языка. Сегодня у нас новая тема. Запишите в тетрадь число (сегодня 18 февраля), классная работа.

Опрос
(фронтальный)
Актуализация ранее изученного материала
(сопутствующее повторение)
5 минут

 

 

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим, хорошо ли вы усвоили предыдущую тему.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (чередование звуков)
- Какие звуки называются чередующимися? (звуки, которые заменяют друг друга на письме)
- А кто может привести примеры? (кормить-кормлю, ловить-ловлю, подруга – дружный)
- Молодцы! Теперь предлагаю вам сыграть в игру «Найти пару». Соедините стрелочками парные слова на карточках и укажите чередование.


Игра «Найди пару».

   
Писать        Мрачный

Светит        Береговой
Облако       Освещение

Мрак           Вещание

Известие     Пишущий

Бережок      Орех

Орешек       Ушки

Ухо              Облачное

 

- Давайте проверим. Кто назовет первую пару? Вторую?

- Являются ли эти слова однокоренными?

- Безусловно, лексическое значение, заключенное в корне - одно, значение корня не меняется. Просто звуки заменяют друг друга.

 

 

Изучение нового
Предъявление и восприятие
8 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разъяснение и осознание 5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение и запоминание
2 минуты

- А сейчас обратите внимание на следующие слова.
(на доске слова)

Лоб – лба

Сон – сна

Брать – беру

- Внимательно прочитайте эти пары слов. Являются ли они однокоренными? (нет, это формы слова)

Давайте выделим корни в словах (лоб – лб, сон – сн, бр – бер)

Сынок – сынка

Кубанец – кубанца

- А эти слова являются однокоренными? (нет, тоже формы слова)

Выделим суффиксы (ок – к, ец – ц)

И еще две пары слов.

Вобрать – вбирать

Подорвать – подрывать

- Ну может быть хотя бы эти слова однокоренные? (нет, тоже формы слова)

Давайте выделим приставки у этих слов (во – в, подо – под)

Что необычного вы заметили в словах? Внимательно посмотрите на слова еще раз. (исчезают гласные)

 

- На прошлом уроке с Татьяной Юрьевной вы изучали чередование звуков. Так вот, ребята, здесь тоже происходит чередование. Только гласные «о» и «е» чередуются с чем? (с нулем звука)

Эти гласные как бы «убегают». В каких частях слова «убегают» наши гласные? (в приставках, корнях, суффиксах)

Но ребята, мы ведь с вами лингвисты и не можем называть гласные «бегающими» или «убегающими», как нам корректно называть эти гласные? (беглые)

 

- Вы знаете, я так торопилась, что не успела дописать текст. Впишите пропущенные слова, чтобы получился текст. Первые 5 человек подходят ко мне и показывают, что у них получилось.

В одной и той же морфеме гласные «...» и «...» в некоторых случаях отсутствуют, то есть чередуются с «...». Это «...» гласные. Они бывают в таких частях слова, как «...», «...» и «...».

Давайте проверим себя и прочитаем теорию в учебнике. На странице 24. Правильные ли выводы мы сделали?

Вот видите, мы отлично с вами справились и без учебника.

Давайте запишем тему нашего урока «Беглые гласные».

Первичное закрепление

1 стадия

Анализ изученного языкового явления в тексте без деформаций

5 минут

- Давайте сравним две группы слов и определим, где есть беглые гласные. Записываем в тетрадях слова в столбик.

Лоб – лба

Рот - рта

Ложь - лжи

Лев - льва

День - дня

Дом - дома

Год – года

Лом - лома

Село – села

Дело - дела

- Запишите рядом со словами формы в родительном падеже (например, лоб – лба) и выделите корни.

В каких парах слов встречаются беглые гласные? (лоб-лба, рот – рта, ложь – лжи, лев – льва, день – дня)

2 стадия
Анализ изученного языкового явления в тексте с одной деформацией

15 минут

 

 

 

 

 

 

Выполняем упражнение 425.

Записываем в тетрадях слова с беглыми гласными по образцам и выделяем морфему с беглой гласной.

Пишем и комментируем.

Лоб – лбы, вихор – вихры, угол – углы, чехол – чехлы

Ветер – ветра, кашель – кашля, узел – узла, ремень – ремня

Подослать – подсылать, подозвать – подзывать

Городок – городка, флажок – флажка, листок – листка

Молодец – молодца, горец – горца, купец – купца

 

- Я подготовила для вас интересный текст, давайте его прочитаем и назовем орфограммы. 

В лес пришёл Моро... - Красный Нос. Сне... укрыл пни и кусты. Толстый лё... сковал быстрый ручей. Пушистый шарф лежит на ветках дуба.

- Выпишите из текста слова с чередующейся согласной в корне. Подберите однокоренное слово, подчеркните чередующуюся согласную.
нег-снежный, пушистый-пуховой)

- Выпишите из текста слова с беглой гласной в корне слова. Измените форму слова. Подчеркните беглую гласную.

(пришёл-пришли, пни-пень, лёд-льды)

Беседа.

- Какое время года описано в тексте? (Зима)
- Ребята, а кто скажет, какие гости прилетают к нам зимой? (Птицы)
- Давайте изменим слово птица так, чтобы появилось чередование согласных. (Птичка)
- А теперь измените слово птичка так, чтобы появилась беглая гласная. (Птичек)
- Молодцы, 5Г!

Подведение итогов и задавание на дом

2 минуты

 

- Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.
- Какие гласные называются беглыми? (беглые гласные - это гласные, которые чередуются с нулевым звуком, они появляются при изменении формы слова)

- Какие это гласные?  (О, Е)

- В каких морфемах они встречаются? (приставка, корень, суффикс)

Дома выполните Упр. 426 и упр. 428 на странице 25-ой

Теорию выучить