Конспект урока биологии 9 кл. ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Оценка 4.9

Конспект урока биологии 9 кл. ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
биология
20.02.2020
Конспект урока биологии 9 кл. ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
показать многообразие доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека
4 Урок 24. Происхождение человека.rtf

У р о к  24

Происхождение человека 9 кл

Цель: изучить основные сведения о движущих силах антропогенеза.

Задачи:

образовательная: показать многообразие доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека;

развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выделять главное, формулировать выводы;

воспитательная: показать несостоятельность теории расизма.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: школьная лекция, самостоятельная работа с опорным конспектом.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о происхождении человека, многообразии рас человека и их значении;

знать: основные этапы эволюции приматов и человека; понятия: «антропология», «антропогенез»;

уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации изученных сведений.

Междисциплинарные связи: география, история.

Внутридисциплинарные связи: анатомия, физиология человека.

Образовательные ресурсы: таблицы «Австралопитек», «Неандерталец» и др.; опорный конспект.

Сценарий урока

I. Фронтальный опрос (с. 93 учебника, вопросы 1–5).

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Проблема антропогенеза (возникновения человека) не утратила своей актуальности.

III. Открытие новых знаний.

1. Антропология. Доказательства происхождения человека от животных.

Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождении. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в самых различных легендах, сказаниях и верованиях. И уже в древней философии при решении этого вопроса выделяются два совершенно противоположных направления:

1) материалистическое, пытающееся объяснить происхождение человека естественным путем;

2) идеалистическое, утверждающее, что человек создан сверхъестественными, божественными силами.

В конце XVIII начале XIX в. появляются первые эволюционные представления о происхождении человека.

Пример:

«Изучив все части тела всех животных, – пишет молодой русский естествоиспытатель Афанасий Каверзиев, – и сравнив их друг с другом, надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые необходимо имеют все животные, у всех животных наблюдается удивительное сходство. С этой точки зрения можно бы, пожалуй, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной единой семьи».

– Что можно сказать о сходстве человека и животных на основании этих данных?

Таким образом, учащиеся приходят к выводу о том, что у человека и животных много сходного.

Учитель организует беседу и на доске заполняется таблица «Сходство человека с животными».

Основные черты

От кого унаследованы

Генетический код ядра

Первые одноклеточные эукариоты

Генетический код митохондрий

Прокариоты

Двусторонняя симметрия

Предшественники ранних хордовых

Костный скелет

Рыбы

Пятипалые конечности

Рыбы, земноводные

Легочное дыхание

Земноводные и пресмыкающиеся

Амниотическое яйцо

Пресмыкающиеся

Удлиненные конечности, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность

Примитивные млекопитающие

Плацента, живорождение

Ранние плацентарные млекопитающие

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что несмотря на большое число сходных признаков, человек имеет специфические, присущие только ему особенности. Какие это особенности?

1) Прямохождение.

2) Сводчатая стопа.

3) Подвижная кисть руки, противопоставленный остальным большой палец.

4) Позвоночник с четырьмя изгибами (лордозы и кифозы).

5) Крупные размеры мозговой части черепа и малые размеры лицевой его части.

6) Бинокулярное зрение и др.

Изучением происхождения и эволюции человека, занимается наука антропология.

В качестве доказательств учитель приводит примеры атавизмов и рудиментов человека, которые указывают на родство с животными:

1) Рудименты:

– ушная раковина и мышцы, приводящие ее в движение (шевеление ушами);

– остаток мигательной перепонки;

– копчиковая кость;

– тонкие волосы на теле;

– аппендикс и др.

2) Атавизмы:

– наружный хвост;

– обильный волосистый покров по всему телу;

– добавочные соски;

– когти на отдельных пальцах;

– сильно развитые клыки и др.

Далее учитель отмечает, что по своему строению человек очень похож на высокоразвитых животных. Изучение всей совокупности анатомических и физиологических особенностей человека убеждает нас в том, что человек по происхождению примат.

Определение систематического положения человека:

Класс: Млекопитающие.

Отряд: Приматы (Primates – князья).

Подотряд: Человекообразные обезьяны.

Семейство: Люди.

Род: Человек.

Вид: Человек разумный.

2. Эволюция приматов.

Вспомните, когда (в какую геологическую эпоху) появились млекопитающие? (Конец мезозойской эры.)

Учитель объясняет эволюцию приматов с использованием данной схемы.

Что происходило с климатом в конце кайнозойской эры?  (Похолодание.)

К каким последствиям это привело? (Отступление тропических и субтропических лесов, появление обширных открытых пространств.)

В таких условиях решающим шагом на пути от обезьяны к человеку являлось прямохождение.

Одной из групп обезьян, давшей начало ветви ведущей к человеку, считается группа австралопитеков. Их остатки найдены в Южной Африке.

Учитель отмечает стадный образ жизни австралопитеков, их параметры: массу тела, рост, способ передвижения, массу мозга и др.

Учащиеся рассматривают рис. 55 на с. 95 учебника.

Далее учитель отмечает, что около 2–3 млн лет назад были существа, стоявшие ближе к человеку, чем австралопитеки.

Человек умелый. Учитель коротко рассказывает о параметрах Человека умелого, характеризует его образ жизни, подчеркивая тем самым монофилетическое происхождение человека.

3. Стадии эволюции человека.

При рассмотрении этого вопроса учитель использует опорный конспект (или выносит на доску отдельные его элементы).

Демонстрируя опорный конспект, учитель дает необходимые пояснения:

– движущими силами антропогенеза являются: биологические (речь, сознание) и социальные факторы (труд, общественная жизнь);

– в борьбе за существование получали преимущество те первобытные стада древних людей, у которых были законы общественной жизни (забота о стариках, взаимопомощь, защита слабых);

– с появлением речи древние люди могли передавать накопленный опыт и знания.

Затем учитель, используя опорный конспект, рассказывает об этапах эволюции человека:

1) древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) (демонстрируется изображения питекантропа или синантропа, дается краткое его описания);

2) древние люди (неандертальцы);

3) современные люди (кроманьонцы) (рассматриваются аналогичным образом).

Рассмотрите рис. 56 на с. 96, рис. 57А, Б на с. 98–99 учебника. Какие выводы можно сделать? (Об изменении в строении черепа и причинах, вызвавших эти изменения.)

С возникновением человека как социального существа биологические факторы эволюции постепенно ослабляют свое действие, и ведущее значение в развитии человечества приобретают социальные факторы. Однако человек по-прежнему остается существом живым, подверженным законам, действующим в живой природе. Возникший в процессе эволюции как часть животного мира, Человек разумный в результате общественно-исторического развития настолько выделился из природы, что приобрел власть над ней. Насколько разумно и дальновидно сумеет он использовать эту власть – вопрос будущего.

4. Современный этап эволюции человека.

Задание: прочитайте одноименную статью в учебнике (с. 100–101), ответьте на вопросы:

1) Докажите, что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.

2) Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?

После обсуждения этих вопросов учитель дополняет: попытки доказать с помощью тестов умственные способности, психическую неравноценность различных рас оказались безуспешными: различия, вызванные принадлежностью исследуемых к различным социальным группам, а также связанные с условиями воспитания, образования, труда и быта, намного превосходили расовые различия.

В расовом многообразии человечества заключается замечательное эволюционное наследие, которое обеспечивает многообразие приспособительных возможностей Человека разумного.

IV. Закрепление изученного материала.

Обобщение материала одним из учащихся по опорному конспекту.

V. Рефлексия.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.

Домашнее задание: § 20, с. 93–101; вопросы 1–8.

У р о к 24 Происхождение человека 9 кл

У р о к 24 Происхождение человека 9 кл

С этой точки зрения можно бы, пожалуй, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной единой…

С этой точки зрения можно бы, пожалуй, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной единой…

Атавизмы: – наружный хвост; – обильный волосистый покров по всему телу; – добавочные соски; – когти на отдельных пальцах; – сильно развитые клыки и др

Атавизмы: – наружный хвост; – обильный волосистый покров по всему телу; – добавочные соски; – когти на отдельных пальцах; – сильно развитые клыки и др

Стадии эволюции человека. При рассмотрении этого вопроса учитель использует опорный конспект (или выносит на доску отдельные его элементы)

Стадии эволюции человека. При рассмотрении этого вопроса учитель использует опорный конспект (или выносит на доску отдельные его элементы)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020