Конспект урока биологии 9 кл. ТЕМА: ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ И СТРУКТУРЫ
Оценка 4.6

Конспект урока биологии 9 кл. ТЕМА: ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ И СТРУКТУРЫ

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
биология
20.02.2020
Конспект урока биологии 9 кл. ТЕМА: ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ И СТРУКТУРЫ
рассмотреть уровни эволюционного процесса, показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры; выявить критерии вида и его структуру;
3 Урок 13. Вид, его критерии и структуры.rtf

У р о к  13

Вид, ЕГО критерии и структуры 9 кл

Цель: изучить понятие вида, его критерии и структуру.

Задачи:

образовательная: рассмотреть уровни эволюционного процесса, показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры; выявить критерии вида и его структуру;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с определениями, устанавливать причинно-следственные связи, формировать выводы;

воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, занимавшихся изучением микроэволюционных процессов.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, объяснение, самостоятельная работа.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах отечественных ученых в этой области;

знать: определение понятия «вид», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;

уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.

Междисциплинарные связи: биология, география, экология.

Внутридисциплинарные связи: анатомия, физиология, генетика.

Обеспечение: изображения нескольких организмов, относящихся к одному виду.

Сценарий урока

I. Фронтальный опрос (по вопросам на с. 52).

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Проблема изучения вида актуальна на сегодняшний день. До сих пор идет спор о критериях вида.

III. Открытие новых знаний.

1. Уровни эволюционного процесса (беседа).

– Что такое эволюция?

– Что такое эволюционная теория? Эволюционный процесс?

Идет совместное обсуждение этих понятий, затем учитель делает обобщение.

Существует огромное число определений эволюции. Каждый ученый дает свое определение эволюционного процесса, исходя из своей специализации. Даже ученые одной области знаний дают различные определения, если один из них теоретик, а другой – практик.

Пример:

Завацкий: «Эволюционный процесс – образование новых адаптаций, повышение устойчивости организмов…».

Шмальгаузен: «Эволюционный процесс – происходящий при смене поколений организмов процесс приспособления биологических систем к условиям окружающей среды».

Выделяют следующие уровни эволюционного процесса:

1. Микроэволюционный.

2. Макроэволюционный (изучает эволюцию рода, семейств и т. д.).

Учение о микроэволюции – центральный раздел современного эволюционного учения, рассматривающий механизм эволюционного процесса, действующий при возникновении новых видов.

На предыдущих уроках мы говорили о том, что эволюционные изменения – это разные стороны развития адаптаций.

Микроэволюция – эволюционные изменения, которые идут внутри вида и приводят к его дифференцировке, завершаясь видообразованием.

Коротко вспомним историю изучения «вида». (Здесь подразумевается работа одного из учащихся у доски. На доске заранее нужно сделать три графы.)

Задание: внести в данную схему фамилии ученых, взгляды которых соответствовали этим тезисам.

Схема «История изучения вида»

«Виды неизменны
и созданы творцом»

«Виды изменчивы,
поэтому нет вида, нет эволюции»

«Вид устойчив
и реален»

К. Линней

Ж. Б. Ламарк

Ч. Дарвин

2. Понятие вида. Его структура и критерии.

– Что такое вид? (Используется наглядное пособие. Учащиеся формулируют свое определение вида, обсуждают его, записывают в тетрадь.)

Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Далее учитель может проиллюстрировать неравномерность распределения видов по таксонам.

На сегодняшний день описано около 1,2 млн видов животных и растений. Процесс описания новых видов непрерывно продолжается. Каждый год описывается до тысячи новых видов живых организмов.

Из предыдущих курсов биологии вы знаете, что виды распределены неравномерно по таксонам: целый подкласс Рептилий представлен лишь одним видом – Гаттерий, а другой подкласс этого же класса представлен несколькими тысячами видов.

Критерии вида – совокупность определенных признаков, свойственных только одному какому-либо виду.

Критериев вида на сегодняшний день существует очень много, поэтому их все объединили в две группы:

– отражающие эволюционную обособленность;

– показывающие степень уклонения от исходной формы.

Сегодня мы рассмотрим основные критерии вида из этих двух групп. Обратимся к таблице «Критерии вида» и сформулируем показатели каждого критерия.

Критерии вида

Показатели каждого критерия

1

2

Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида; характеристика особенностей строения представителей одного вида

Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и, прежде всего, размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются или их потомство бесплодно

Биохимический

Видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот

Генетический

Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом, их структурой и дифференцированной окраской


Окончание табл.

1

2

Эколого-географический

Ареал обитания и непосредственная среда обитания – экологическая ниша. Каждый вид имеет свою собственную нишу обитания и ареал распространения

Примеры (для таблицы «Критерии вида»)

1. Морфологический критерий.

В одних районах малярийный комар предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно не домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной.

2. Физиологический, биохимический.

Есть примеры внутривидовой изменчивости физиологических и биохимических показателей.

3. Географический.

Есть виды с совпадающим ареалом, виды-космополиты, быстрорасселяющиеся виды.

4. Генетический.

Как бы ни были изолированы некоторые популяции и подвиды, поток генетической информации между ними всегда существует. Даже единичные миграции отдельных особей из одной популяции в другую, повторяясь на протяжении сотен и тысяч поколений, создают поток генов.

Вопросы к таблице:

1. Что подразумевает морфологический критерий? (Сходство внешнего и внутреннего строения.)

2. Что изучает физиология как наука? (Процессы жизнедеятельности живых организмов и т. д.)

3. Как вы думаете, к каким группам можно отнести указанные критерии вида? (Отражают эволюционную обособленность – генетический, эколого-географический критерий; показывают степень уклонения от исходной формы – морфологический, физиологический, биохимический критерии.)

4. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?

5. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?

Беседа о структуре вида.

В характеристике вида мы указали, что вид занимает определенную территорию (ареал). Если рассмотреть, как распределены особи одного вида на этой территории, то мы увидим неравномерность распределения. Этот вопрос можно рассмотреть на примере конкретного вида, обитающего на территории нашей области. Таким образом, можно сказать, что вид представляет собой совокупность отдельных групп организмов – популяций.

Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.

Примеры «видов-двойников».

1. Два вида серых полевок (Microtus arvalis и M. subarvalis), которые различаются числом хромосом (46 и 54) и формой сперматозоидов, но на больших пространствах распространены совместно и нередко живут в тесном соседстве.

2. Например, оказалось, что в пределах ранее считавшегося единым вида черная крыса (Rattus rattus) скрываются два вида-двойника: 38-хромосомный вид из Европы и Западной Азии, завезенный европейцами в Америку и Австралию, и 42-хромосомный вид из Юго-Восточной Азии.

3. До сих пор среди натуралистов идут споры, считать ли шотландскую куропатку-грауса подвидом белой куропатки или отдельным видом. Белая куропатка зимой имеет белое оперение, а летом – коричневато-пестрое. Шотландские куропатки не приобретают белой окраски зимой.

IV. Рефлексия.

Совместная формулировка вывода. Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: § 10, с. 53–55; вопросы 1–6, пояснить 5-й вопрос.

У р о к 13 Вид, ЕГО критерии и структуры 9 кл

У р о к 13 Вид, ЕГО критерии и структуры 9 кл

На предыдущих уроках мы говорили о том, что эволюционные изменения – это разные стороны развития адаптаций

На предыдущих уроках мы говорили о том, что эволюционные изменения – это разные стороны развития адаптаций

Физиологический Сходство всех процессов жизнедеятельности и, прежде всего, размножения

Физиологический Сходство всех процессов жизнедеятельности и, прежде всего, размножения

Окончание табл. 1 2

Окончание табл. 1 2

Например, оказалось, что в пределах ранее считавшегося единым вида черная крыса (Rattus rattus) скрываются два вида-двойника: 38-хромосомный вид из

Например, оказалось, что в пределах ранее считавшегося единым вида черная крыса (Rattus rattus) скрываются два вида-двойника: 38-хромосомный вид из
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020