Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Строение и функции органов дыхания»
Цель: формирование знаний об особенностях строения органов дыхания в связи с их функциями;
Задачи: (обучающая) – создать условия для изучения особенностей строения органов дыхания в связи с выполняемыми ими функциями;
(развивающая) – развивать умения самостоятельной работы с текстом, таблицами и рисунками учебного пособия; развивать умения выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции;
(воспитательная) – воспитывать у учащихся стремление к здоровому образу жизни, прививать интерес к учебному предмету и освоению биологических знаний. [1 с.51]
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, карточки с индивидуальными заданиями, плакат «Система органов дыхания», вырезанные из цветной бумаги «легкие», эпиграф.
Ход урока
В начале урока учащимся раздаются вырезанные из цветной бумаги «легкие» и комплекты кружочков (альвеол) красного, желтого и синего цвета.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к занятию, сообщение темы и плана урока. Обращение внимания детей к эпиграфу на доске:
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других.
Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
А. де Сент-Экзюпери
– Сегодня у вас на разных этапах урока будет возможность самих себя оценить. Посмотрим, как вы справитесь с данной задачей.
(Пояснение об использовании «легких» и «альвеол».) С помощью данных элементов учащиеся будут самостоятельно оценивать себя на разных этапах урока. Красный – успешное выполнение, желтый – средний уровень выполнения и синий – слабый уровень выполнения. Кружочки приклеиваются к «легким».
2. Проверка домашнего задания.
Осуществляется по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы».
Выполнение заданий пособия [3 с.56-58] (Минец М.Л., 2019)
Задание 2 (ответить на вопросы), задание 3 (выбрать правильные утверждения). Задание 10 раздать на карточках (вставить пропущенные слова).
3. Целемотивационный этап.
(Создание проблемной ситуации) – Сожмите губы и пальцами зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.
Через пару минут обсуждение. (- Как себя чувствуете? Почему так, а не иначе?) Постановка целей и задач.
4. Актуализация знаний и умений учащихся.
– Задумывались ли вы когда-нибудь о том, без чего человек не может жить? Без еды, воды или еще чего-либо? Без еды – более месяца, без воды – около 10 дней. А вот без кислорода уже через 5 – 10 минут в организме начнутся необратимые процессы, влекущие за собой тяжелые последствия. Сегодня мы попробуем разобраться в том, что такое дыхание, зачем оно нужно и как осуществляется попадание кислорода в организм. Если ткани и органы организма не будут получать необходимое количество кислорода, то они не смогут выполнять свои функции. Так в процессе дыхания организм обеспечивается кислородом и выводится углекислый газ.
5. Изучение новой темы.
Работа с плакатом на доске «Система органов дыхания» с пояснениями учителя.
Работа с учебным пособием с последующим заполнением заданий 1,2,3 в рабочей тетради. [2 с.68-69] (Борисов О. Л., 2019)
С помощью учебного пособия выполнить задание 2 (заполнить таблицу) пособия [3 с.61] (Минец М.Л., 2019)
6. Проверка понимания изученного.
Выполнение задания 3(указать, описание какой части дыхательной системы представлено в тексте) пособия [3 с.61] (Минец М.Л., 2019)
Физкультминутка.
Приемы «Любопытная Варвара», «Времена года», «Росток» пособия [4 с.216-217]
7. Закрепление изученного.
Выполнение задания 5 пособия [3 с.61]. (Минец М.Л., 2019)
Выполнение кроссворда в рабочей тетради (кроссворд) [2 с.70] (Борисов О. Л., 2019)
8. Информация о домашнем задании.
§31 учебного пособия.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Анализ и обработка результатов работы на уроке. Демонстрация «легких» с «альвеолами», обсуждение.
Больше красных кружочков – здоровые легкие и хороший результат работы на уроке, а значит материал понятен и не вызвал затруднений. Больше желтых кружочков – бледность легких, как признак нарушения их работы, а значит материал понятен, но некоторые моменты вызвали затруднение. Синий цвет легких указывает на их болезненность, а относительно нашего урока указывает на недостаток знаний в данной теме и трудности в ее усвоении.
Выставление отметок за урок и комментарии к ним.
Литература
1. Борщевская, Е. В. Биология.8 – 9 кл. : примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. Образования / Е. В. Борщевская, Н. Д. Лисов, О. Н. Рогожников. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – 63 с. – (Библиотека учителя).
2. Борисов, О. Л. Биология. 9класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О. Л. Борисов, А. А. Антипенко, М. В. Мащенко. – Минск : Аверсэв, 2019. – 112 с. : ил.
3. Минец, М. Л. Биология. 8 – 9 классы : дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общ. сред. Образования с белорус. и рус. яз. обучения / М. Л. Минец, А. С. Чубарова, Е. В. Борщевская. – Минск : Аверсэв, 2019. – 143с.: ил. – (Компетентностный подход).
4. Яцына, И. Д. Биология : план-конспект уроков : 7 класс / И. Д. Яцына. – 2-е изд., перераб. – Минск : Аверсэв, 2018. – 222 с. : ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.