Конспект урока биологии по теме "Размножение и развитие насекомых с полным и неполным превращением".

  • doc
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока биологии для 7 класса, который буду давать.doc

Конспект урока биологии для 7 класса
по теме

«Развитие животных с превращением и без превращения»

Цель урока: создание  условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний учащихся об особенностях развития животных;

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с типами развития  животных; сформировать понятие о метаморфозе, развитии, размножении.
  • развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового и  сравнительного  характера;
  • воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.

 

Оборудование: учебник биологии  для 7 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.

Методы: поисковый, сравнительно-аналитический

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний

Ход  урока:

I.      Организационный  момент.                                                                         – 1 мин.

– Проверяю  готовность класса к уроку  (проверка учащихся по группам, оборудование рабочего места, готовность класса к уроку).

II. Мотивация учебной деятельности.  Актуализация знаний.                         – 5 мин.

- Наш сегодняшний урок будет немного волшебным, так как  сегодня мы будем работать с превращениями.

- Но сначала предлагаю вам познакомиться с одной из удивительных историей.

 (читаю эту сказку вслух на фоне порхания бабочек).                                      (слайд 1)

- Ребята о чем говорится в сказке?       (о превращении гусеницы в бабочку)

- Правильно!  

-  Открываем тетради, записываем число и тему «Развитие  животных с превращением и без превращения».                         (слайд 2)

  III.Постановка цели и задач урока.                                                                   – 3 мин.

- Ребята, но ведь нам гораздо интереснее добыть как можно больше знаний об этих интересных  свойствах живых организмах – размножении и развитии, не так ли? Мы разделились на пары и будем вести бурную деятельность по изучению различной информации по данной теме.

- Каждая пара определит для себя цель своей деятельности.

 (говорят цель занятия).

- Да, действительно, целью  нашего урока станет изучение развития животных с превращением и без превращения и познакомиться с новыми  понятиями.

- Что вы уже знаете по данной теме?

- Что бы хотели узнать?

IV. Изучение нового материала.  Первичное усвоение новых знаний.     – 15 мин.

- Какое главное слово вы  смогли  бы выделить из темы урока?

( развитие).

- Что такое развитие?

развитие – это изменения, которые происходят с отдельной особью в течение жизни.             (слайд 3)

- А что предшествует развитию?   (размножение)

размножение – это увеличение числа особей.                                                  (слайд 4)

- Какой процесс более продолжителен:  размножение или развитие? (Развитие)

- Что предшествует размножению и развитию? (Оплодотворение)

- Что такое оплодотворение?                                                                                (слайд 5)

- Действительно,  у организмов после размножения наступает процесс развития.

- Из оплодотворенного яйца,  достигнув  определенных размеров, выходит личинка. Если личинка не похожа на взрослую особь, тогда имеет место  развитие с превращением (метаморфозом).

- Если личинка  похожа на взрослую особь, тогда имеет место  развитие без превращения.  (найдите это в учебнике…стр.242)

- Давайте познакомимся с этими понятиями поближе.

Новое понятие «метаморфоз» - (в переводе с др.греч. —«превращение») (слайд 6)

— глубокое преобразование строения организма (или отдельных его органов).

Давайте запишем его в рабочий лист.

- Рассмотрим развитие с превращение  (с метаморфозом), используя рис.184 учебника, стр.243.

- Какие 2 вида развития вы знаете? (с полным и неполным превращением)

- Что значит с полным превращением? (яйцо---личинка---куколка---взрослая особь)

- Что значит с неполным превращением? (яйцо---личинка---взрослая особь)

V. Первичное закрепление.                                                                               – 15 мин.

- Сегодня на уроке работа в парах.

- У вас на столах положен текст развития разных животных. Прочитайте внимательно инструкцию и выполните задания.

- Так же на столах лежат памятки, которыми  можно пользоваться при составлении схемы развития животного.

- Результатом своей  работы поделится каждая  пара.

(пары выступают с нарисованными схемами).

1 пара – цикл развития  капустной белянки;

2 пара – цикл развития стрекозы

3 пара – цикл развития бычьего цепня.

VI. Контроль.                                                                                                       – 4 мин.

- Выполните тест. Проверьте и оцените себя.

Тестовые задания по теме:

 «Развитие животных с превращением и без превращения»

             (слайд 7)

1.Метаморфоз – это…


А) Преобразование в строении организма

Б) Название растения

В) Название животного

Г) Способ питания организма


2.Индивидуальное развитие – это…

А) Период от рождения   до старения организма

Б) Период от рождения   до зрелости организма

В) Период от оплодотворения   до конца жизни

Г) Период от рождения   до размножения организма

3.Развитие с превращением  происходит у


А) воробья

Б) жука

В) ящерицы

Г) кошки

4.Развитие без  превращения  происходит у

А) бабочки

Б) жука

В) морского ежа

Г) кошки

5. Гусеница – это личинка …

А) морского ежа

Б) жука

В) бабочки

Г) многощетинкового червя

 

Критерии оценивания:

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - три правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа

 

- да-нет

1. Одной из стадий развития жука является куколка.

2. Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.

3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом.

4. Личинки не линяют

5. Яйцо-личинка-куколка. Это стадии развития с полным превращением.

6. Куколка – это стадия роста и активного питания.

7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел.

Критерии оценивания:

«5» - 7 правильных ответов

«4» - 6 правильных ответа

«3» - 5 правильных ответа

 

 

 

VII. Рефлексия.                                                                                                           – 1 мин.

Отметьте в ваших листах самооценки.

1. Я работал активно/ нективно.

2. Своей работой я доволен/ не доволен.

3. Урок для меня показался интересным/ скучным.

4. Материал урока мне был понятен/ не понятен.

5. Материал урока я усвоил / не усвоил.

VIII. Информация о домашнем задании.                                                               – 1 мин.

- Параграф 27, зад. 2 стр.246.

Сравнительная характеристика развития колорадского жука  и   речного окуня

Признаки

Колорадский жук

Речной окунь

1. Среда обитания

2. Способ питания

(чем питается?)

3. Тип развития

4. Стадии развития

2. Заполнить таблицу:  Сравнительная характеристика гусеницы и бабочки. Сделайте вывод о значении  развития с метаморфозом  (для желающих):

 

Признаки сравнения

Гусеница

Бабочка

Ротовой аппарат

 

 

Пища

 

 

Форма тела

 

 

Наличие крыльев

 

 

Вывод:

биологическое значение развития с метаморфозом заключается в том, что:

— личинка самостоятельно растет, накапливая клеточный материал для дальнейших превращений. В результате снижаются затраты материнского организма на развитие каждого потомка, что позволяет увеличить численность потомства;

— личиночные формы и взрослые организмы, как правило, обитают в разных условиях среды и используют разные источники питания, что снижает интенсивность борьбы за существование между молодыми и зрелыми формами;

— свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических форм способствуют расселению вида.


 

- Личинки бабочек - червеобразные гусеницы, питающиеся растительной пищей, превращаются  в куколок и временно замирают. Выйдя из куколок,  насекомые покрываются хитиновым покровом и приобретают способность к полету. Питаются бабочки нектаром цветов и различными сахаристыми выделениями растений. Мы видим, что личинка (гусеница) и бабочка различаются по способу питания и внешнему виду. Между ними нет соперничества (конкуренции). А значит, у  особей больше шансов выжить! Вот еще одно волшебство!

- Это что же получается? Раз конкуренции нет, значит, количество прожорливых гусениц будет постоянно увеличиваться. Да так они все растения съедят. Я прав?

(нет, есть насекомые, сдерживающие рост вредителей растений, например, наездники).

- Интересен метаморфоз у бычьего цепня. (стр.245 учебника)                  (слайд 6)

- У него из яйца выходит  личинка с 6-ю крючками; затем она превращается в финну- пузырек с расположенными внутри головкой и шейкой; вскоре у взрослого червя пузырек отваливается, а шейка растет и делится на новые членики. Причем каждое превращение происходит при условии смены хозяина.

- Метаморфоз свойственен и позвоночным животным. (слайд 7) (стр.243, рис.184)

- Развитие с метаморфозом наблюдается у  многощетинковых червей, брюхоногих моллюсков, морских ежей, насекомых и земноводных.

- А для каких животных не свойственен метаморфоз? (пауки, пресмыкающиеся, рыбы, млекопитающие, пиявки, малощетинковые черви)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

(Физкультминутка)

(Работа в парах с текстом, выданным на парты).

- Прочитайте внимательно инструкцию к выполнению задания. (Выступление групп).

Сравнительная характеристика развития колорадского жука  и   речного окуня

Признаки

Колорадский жук

Речной окунь

1. Среда обитания

2. Способ питания

(чем питается?)

3. Тип развития

4. Стадии развития

Проверка заполнения таблицы  на ватмане  по желанию учащихся

Вывод: Развитие колорадского жука  происходит с метаморфозом, т.к.  его личинка не похожа на взрослую особь, в отличии от речного окуня, где развитие идет без метаморфоза.

V.  Первичное закрепление

1.     Задание  по группам  (каждый ряд  парт -  отдельная группа)

Распределите животных: (слайд 13)

Вариант 1 –развитие с метаморфозом ,

Вариант 2 –развитие без метаморфоза.

2.     Задание (слайд 14)

Соберите жизненные циклы бабочки и клопа. Назовите стадии их развития. Кто желает выполнить задание на доске?  Давайте проверим.

3.     Задание. (слайд 15)

Выполните тест (письменно в тетради)