Конспект
урока биологии для 7 класса
по теме
«Развитие животных с превращением и без превращения»
Цель урока: создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний учащихся об особенностях развития животных;
Задачи:
Оборудование: учебник биологии для 7 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.
Методы: поисковый, сравнительно-аналитический
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний
Ход урока:
I. Организационный момент. – 1 мин.
– Проверяю готовность класса к уроку (проверка учащихся по группам, оборудование рабочего места, готовность класса к уроку).
II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. – 5 мин.
- Наш сегодняшний урок будет немного волшебным, так как сегодня мы будем работать с превращениями.
- Но сначала предлагаю вам познакомиться с одной из удивительных историей.
(читаю эту сказку вслух на фоне порхания бабочек). (слайд 1)
- Ребята о чем говорится в сказке? (о превращении гусеницы в бабочку)
- Правильно!
- Открываем тетради, записываем число и тему «Развитие животных с превращением и без превращения». (слайд 2)
III.Постановка цели и задач урока. – 3 мин.
- Ребята, но ведь нам гораздо интереснее добыть как можно больше знаний об этих интересных свойствах живых организмах – размножении и развитии, не так ли? Мы разделились на пары и будем вести бурную деятельность по изучению различной информации по данной теме.
- Каждая пара определит для себя цель своей деятельности.
(говорят цель занятия).
- Да, действительно, целью нашего урока станет изучение развития животных с превращением и без превращения и познакомиться с новыми понятиями.
- Что вы уже знаете по данной теме?
- Что бы хотели узнать?
IV. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. – 15 мин.
- Какое главное слово вы смогли бы выделить из темы урока?
( развитие).
- Что такое развитие?
развитие – это изменения, которые происходят с отдельной особью в течение жизни. (слайд 3)
- А что предшествует развитию? (размножение)
размножение – это увеличение числа особей. (слайд 4)
- Какой процесс более продолжителен: размножение или развитие? (Развитие)
- Что предшествует размножению и развитию? (Оплодотворение)
- Что такое оплодотворение? (слайд 5)
- Действительно, у организмов после размножения наступает процесс развития.
- Из оплодотворенного яйца, достигнув определенных размеров, выходит личинка. Если личинка не похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие с превращением (метаморфозом).
- Если личинка похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие без превращения. (найдите это в учебнике…стр.242)
- Давайте познакомимся с этими понятиями поближе.
Новое понятие «метаморфоз» - (в переводе с др.греч. —«превращение») (слайд 6)
— глубокое преобразование строения организма (или отдельных его органов).
Давайте запишем его в рабочий лист.
- Рассмотрим развитие с превращение (с метаморфозом), используя рис.184 учебника, стр.243.
- Какие 2 вида развития вы знаете? (с полным и неполным превращением)
- Что значит с полным превращением? (яйцо---личинка---куколка---взрослая особь)
- Что значит с неполным превращением? (яйцо---личинка---взрослая особь)
V. Первичное закрепление. – 15 мин.
- Сегодня на уроке работа в парах.
- У вас на столах положен текст развития разных животных. Прочитайте внимательно инструкцию и выполните задания.
- Так же на столах лежат памятки, которыми можно пользоваться при составлении схемы развития животного.
- Результатом своей работы поделится каждая пара.
(пары выступают с нарисованными схемами).
1 пара – цикл развития капустной белянки;
2 пара – цикл развития стрекозы
3 пара – цикл развития бычьего цепня.
VI. Контроль. – 4 мин.
- Выполните тест. Проверьте и оцените себя.
Тестовые задания по теме:
«Развитие животных с превращением и без превращения»
(слайд 7)
1.Метаморфоз – это…
А) Преобразование в строении организма
Б) Название растения
В) Название животного
Г) Способ питания организма
2.Индивидуальное развитие – это…
А) Период от рождения до старения организма
Б) Период от рождения до зрелости организма
В) Период от оплодотворения до конца жизни
Г) Период от рождения до размножения организма
3.Развитие с превращением происходит у
А) воробья
Б) жука
В) ящерицы
Г) кошки
4.Развитие без превращения происходит у
А) бабочки
Б) жука
В) морского ежа
Г) кошки
5. Гусеница – это личинка …
А) морского ежа
Б) жука
В) бабочки
Г) многощетинкового червя
Критерии оценивания:
«5» - 5 правильных ответов
«4» - 4 правильных ответа
«3» - три правильных ответа
«2» - 2 правильных ответа
- да-нет
1. Одной из стадий развития жука является куколка.
2. Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.
3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом.
4. Личинки не линяют
5. Яйцо-личинка-куколка. Это стадии развития с полным превращением.
6. Куколка – это стадия роста и активного питания.
7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел.
Критерии оценивания:
«5» - 7 правильных ответов
«4» - 6 правильных ответа
«3» - 5 правильных ответа
VII. Рефлексия. – 1 мин.
Отметьте в ваших листах самооценки.
1. Я работал активно/ нективно.
2. Своей работой я доволен/ не доволен.
3. Урок для меня показался интересным/ скучным.
4. Материал урока мне был понятен/ не понятен.
5. Материал урока я усвоил / не усвоил.
VIII. Информация о домашнем задании. – 1 мин.
- Параграф 27, зад. 2 стр.246.
Сравнительная характеристика развития колорадского жука и речного окуня
Признаки |
Колорадский жук |
Речной окунь |
1. Среда обитания |
||
2. Способ питания (чем питается?) |
||
3. Тип развития |
||
4. Стадии развития |
2. Заполнить таблицу: Сравнительная характеристика гусеницы и бабочки. Сделайте вывод о значении развития с метаморфозом (для желающих):
Признаки сравнения |
Гусеница |
Бабочка |
Ротовой аппарат |
|
|
Пища |
|
|
Форма тела |
|
|
Наличие крыльев |
|
|
Вывод:
биологическое
значение развития с метаморфозом заключается в том, что:
— личинка самостоятельно растет, накапливая
клеточный материал для дальнейших превращений. В результате снижаются затраты
материнского организма на развитие каждого потомка, что позволяет увеличить
численность потомства;
—
личиночные формы и взрослые организмы, как правило, обитают в разных условиях
среды и используют разные источники питания, что снижает интенсивность борьбы
за существование между молодыми и зрелыми формами;
— свободноживущие личинки прикрепленных или
паразитических форм способствуют расселению вида.
- Личинки бабочек - червеобразные гусеницы, питающиеся растительной пищей, превращаются в куколок и временно замирают. Выйдя из куколок, насекомые покрываются хитиновым покровом и приобретают способность к полету. Питаются бабочки нектаром цветов и различными сахаристыми выделениями растений. Мы видим, что личинка (гусеница) и бабочка различаются по способу питания и внешнему виду. Между ними нет соперничества (конкуренции). А значит, у особей больше шансов выжить! Вот еще одно волшебство!
- Это что же получается? Раз конкуренции нет, значит, количество прожорливых гусениц будет постоянно увеличиваться. Да так они все растения съедят. Я прав?
(нет, есть насекомые, сдерживающие рост вредителей растений, например, наездники).
- Интересен метаморфоз у бычьего цепня. (стр.245 учебника) (слайд 6)
- У него из яйца выходит личинка с 6-ю крючками; затем она превращается в финну- пузырек с расположенными внутри головкой и шейкой; вскоре у взрослого червя пузырек отваливается, а шейка растет и делится на новые членики. Причем каждое превращение происходит при условии смены хозяина.
- Метаморфоз свойственен и позвоночным животным. (слайд 7) (стр.243, рис.184)
- Развитие с метаморфозом наблюдается у многощетинковых червей, брюхоногих моллюсков, морских ежей, насекомых и земноводных.
- А для каких животных не свойственен метаморфоз? (пауки, пресмыкающиеся, рыбы, млекопитающие, пиявки, малощетинковые черви)
IV. Первичное закрепление изученного материала.
(Физкультминутка)
(Работа в парах с текстом, выданным на парты).
- Прочитайте внимательно инструкцию к выполнению задания. (Выступление групп).
Сравнительная характеристика развития колорадского жука и речного окуня
Признаки |
Колорадский жук |
Речной окунь |
1. Среда обитания |
||
2. Способ питания (чем питается?) |
||
3. Тип развития |
||
4. Стадии развития |
Проверка заполнения таблицы на ватмане по желанию учащихся
Вывод: Развитие колорадского жука происходит с метаморфозом, т.к. его личинка не похожа на взрослую особь, в отличии от речного окуня, где развитие идет без метаморфоза.
V. Первичное закрепление
1. Задание по группам (каждый ряд парт - отдельная группа)
Распределите животных: (слайд 13)
Вариант 1 –развитие с метаморфозом ,
Вариант
2 –развитие без метаморфоза.
2. Задание (слайд 14)
Соберите жизненные циклы бабочки и клопа. Назовите стадии их развития. Кто желает выполнить задание на доске? Давайте проверим.
3. Задание. (слайд 15)
Выполните тест (письменно в тетради)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.