Конспект урока "Биосфера. Среды обитания. Водная среда" 9 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Биосфера. Среды обитания. Водная среда" 9 класс

Оценка 4.9
doc
03.10.2023
Конспект урока "Биосфера. Среды обитания. Водная среда" 9 класс
Урок 1 биосфера.doc

Урок в 9 классе

 

Тема урока:

Биосфера. Среды обитания. Водная среда.

 

Цель урока:

-формирование понятий о биосфере как планетарной экосистеме

-развить знания учащихся о средах обитания

-формировать экологическую позицию учащихся

 

Задачи урока:

-показать взаимосвязи живой и неживой природы  в биосфере

-развить понятие об адаптации живых организмов как о результате эволюции

-продолжить формирование умения работать с текстом, таблицами

-стимулировать самостоятельную познавательную деятельность

 

Тип урока:

- изучение нового материала

 

Средства ведения урока:

- Учебник по биологии 9 класс. Авторы: Л.А. Каменский, . Крикунов, В.В. Пасечник Е.А. Тетрадь

-Компьютерные презентации

-Таблица «Биосфера»

 

Образовательные технологии

-структурон-логическая

-проблемное обучение

-здоровьесберегающие

-информационно-комуникативные

 

План урока

1.Организационный момент

2 Постановка цели урока

3.Изучение нового материала(рассказ учителя с элементами беседы)

4.Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы

5.Закрепление материала (беседа по  таблицы)

6.Домашнее задание

7.Итоги урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

 

1.Организационный момент.

 

2.Постановка целей урока. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Пояснение цели урока, его место в изучаемой теме, Актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с темой урока: биосфера, среды жизни, адаптация.

 

2.Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)

В процессе рассказа учителя учащиеся записывают основные понятия и определения темы (биосфера, границы биосферы. среда обитания, бентос, нектон, планктон) в тетрадь.

Понятие биосферы. Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему. Оболочку Земли – ее сушу, воды и окружающее воздушное пространство, населенное живыми существами, называют биосферой, т. е. сферой жизни. В эру научно-технического прогресса особое значение приобретают знания о жизненных процессах на Земле в целом. Важную роль в этих процессах играют живые организмы. За миллиарды лет, прошедшие с момента образования нашей планеты, они наполнили атмосферу кислородом и азотом, очистили ее от углекислого газа, сформировали отложения известняка, нефти, природного газа. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка – биосфера (греч. bios “жизнь”). Этот термин первым ввел в 1875 году Эдуард Зюсс, а учение о биосфере было создано в 1926 году Владимиром Вернадским

Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.).

Границы биосферы:

-в атмосферу -20 км. (до озонного слоя)

-в гидросферу – 12 км.(вся) занимает 70% поверхности Земли

- в литосферу 3 км.

Биосфера качественно неоднородна. Имеет разнообразный видовой состав (растений 500тыс. видов, животных -1.5 мил.)

Особенность биосферы неравномерность распределения живых организмов (мозаичность).

Биосфера в целом представляет гигантскую экосистему.

Значение живых организмов в биосфере:

-аккумулируют энергию солнечного света

-преобразуют эту энергию в энергию химических связей (фотосинтез)

-основная причина разнообразия – деятельность живых организмов.

Между организмами и окружающей средой происходит непрерывный обмен веществ и поэтому разные участки суши и океана отличаются друг от друга.

Среды обитания - та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

Какие среды обитания живых организмов вам известны?

Водная среда (демонстрация презентации) была первой, в которой возникла и распространилась жизнь.

 Характеристика водной  среде (компьютерная презентация)

Главная отличительная черта этой среды – ее относительная консервативность (незначительные колебания температуры, рельеф дна)

Эти особенности среды строятся на физико-химических свойствах воды.

Удельная масса воды соизмерима с таковой у животных.

Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха и поэтому эволюция шла по направлению формирования формы тела и типов движения, которые снижают сопротивление воды и экономят энергию (реактивное движение головоногих моллюсков)

Хорошая электропроводимость воды позволила сформировать особые средства защиты и нападения.

Приспособленность организмов к среде носит названиеадаптация.

Способность к адаптации – одно из основных свойств живого.

Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции.

Растения заселяют моря и океаны до глубины 300-500 м, где еще возможен фотосинтез.

В Мировом океане происходит одна треть всего фотосинтеза.

Растительноядные животные концентрируются преимущественно в этих зонах.

Живее организмы населяющие мировой океан, подразделяются на

-планктон- организмы населяющие толщу воды

-бентос – обитающие на дне

-нектон – совокупность способных к активному передвижению(рыбы, водные млекопитающие, головоногие моллюски).

 

3. Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы «Среды обитания» графа «Водная среда» ( стр.173-175)

Вопросы

Водная среда

Наземно-воздушная

Почва

Другой организм

Характеристика среды

 

 

 

 

Адаптации животных к среде

 

 

 

 

Адаптации растений к среде

 

 

 

 

Влияние человека на среду

 

 

 

 

 

4.Закрепление материала

Проверка заполнения таблицы (беседа по графам таблицы):

-Назовите приспособления животных к водной среде.

-Как растения приспособились к жизни в воде?

 

4. Домашнее задание ответить на вопросы стр.177 в.2; стр.172 в.1, 2.

 

5.Итог урока

Выводы:

-Биосфера – планетарная экосистема.

-Можно выделить четыре среды обитания, каждая из них обладает определенными физико-химическим характеристикам.

-К водной среде у организмов в ходе эволюции выработались приспособления.

 

Выставление оценок за работу на уроке.

.

 


Урок в 9 классе Тема урока:

Урок в 9 классе Тема урока:

Конспект урока 1.Организационный момент

Конспект урока 1.Организационный момент

Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха и поэтому эволюция шла по направлению формирования формы тела и типов движения, которые снижают сопротивление воды и…

Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха и поэтому эволюция шла по направлению формирования формы тела и типов движения, которые снижают сопротивление воды и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023