Урок в 9 классе
Тема урока:
Биосфера. Среды обитания. Водная среда.
Цель урока:
-формирование понятий о биосфере как планетарной экосистеме
-развить знания учащихся о средах обитания
-формировать экологическую позицию учащихся
Задачи урока:
-показать взаимосвязи живой и неживой природы в биосфере
-развить понятие об адаптации живых организмов как о результате эволюции
-продолжить формирование умения работать с текстом, таблицами
-стимулировать самостоятельную познавательную деятельность
Тип урока:
- изучение нового материала
Средства ведения урока:
- Учебник по биологии 9 класс. Авторы: Л.А. Каменский, . Крикунов, В.В. Пасечник Е.А. Тетрадь
-Компьютерные презентации
-Таблица «Биосфера»
Образовательные технологии
-структурон-логическая
-проблемное обучение
-здоровьесберегающие
-информационно-комуникативные
План урока
1.Организационный момент
2 Постановка цели урока
3.Изучение нового материала(рассказ учителя с элементами беседы)
4.Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы
5.Закрепление материала (беседа по таблицы)
6.Домашнее задание
7.Итоги урока
Конспект урока
1.Организационный момент.
2.Постановка целей урока. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Пояснение цели урока, его место в изучаемой теме, Актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с темой урока: биосфера, среды жизни, адаптация.
2.Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)
В процессе рассказа учителя учащиеся записывают основные понятия и определения темы (биосфера, границы биосферы. среда обитания, бентос, нектон, планктон) в тетрадь.
Понятие биосферы. Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему. Оболочку Земли – ее сушу, воды и окружающее воздушное пространство, населенное живыми существами, называют биосферой, т. е. сферой жизни. В эру научно-технического прогресса особое значение приобретают знания о жизненных процессах на Земле в целом. Важную роль в этих процессах играют живые организмы. За миллиарды лет, прошедшие с момента образования нашей планеты, они наполнили атмосферу кислородом и азотом, очистили ее от углекислого газа, сформировали отложения известняка, нефти, природного газа. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка – биосфера (греч. bios “жизнь”). Этот термин первым ввел в 1875 году Эдуард Зюсс, а учение о биосфере было создано в 1926 году Владимиром Вернадским
Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.).
Границы биосферы:
-в атмосферу -20 км. (до озонного слоя)
-в гидросферу – 12 км.(вся) занимает 70% поверхности Земли
- в литосферу 3 км.
Биосфера качественно неоднородна. Имеет разнообразный видовой состав (растений 500тыс. видов, животных -1.5 мил.)
Особенность биосферы неравномерность распределения живых организмов (мозаичность).
Биосфера в целом представляет гигантскую экосистему.
Значение живых организмов в биосфере:
-аккумулируют энергию солнечного света
-преобразуют эту энергию в энергию химических связей (фотосинтез)
-основная причина разнообразия – деятельность живых организмов.
Между организмами и окружающей средой происходит непрерывный обмен веществ и поэтому разные участки суши и океана отличаются друг от друга.
Среды обитания - та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.
Какие среды обитания живых организмов вам известны?
Водная среда (демонстрация презентации) была первой, в которой возникла и распространилась жизнь.
Характеристика водной среде (компьютерная презентация)
Главная отличительная черта этой среды – ее относительная консервативность (незначительные колебания температуры, рельеф дна)
Эти особенности среды строятся на физико-химических свойствах воды.
Удельная масса воды соизмерима с таковой у животных.
Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха и поэтому эволюция шла по направлению формирования формы тела и типов движения, которые снижают сопротивление воды и экономят энергию (реактивное движение головоногих моллюсков)
Хорошая электропроводимость воды позволила сформировать особые средства защиты и нападения.
Приспособленность организмов к среде носит название – адаптация.
Способность к адаптации – одно из основных свойств живого.
Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции.
Растения заселяют моря и океаны до глубины 300-500 м, где еще возможен фотосинтез.
В Мировом океане происходит одна треть всего фотосинтеза.
Растительноядные животные концентрируются преимущественно в этих зонах.
Живее организмы населяющие мировой океан, подразделяются на
-планктон- организмы населяющие толщу воды
-бентос – обитающие на дне
-нектон – совокупность способных к активному передвижению(рыбы, водные млекопитающие, головоногие моллюски).
3. Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы «Среды обитания» графа «Водная среда» ( стр.173-175)
Вопросы |
Водная среда |
Наземно-воздушная |
Почва |
Другой организм |
Характеристика среды |
|
|
|
|
Адаптации животных к среде |
|
|
|
|
Адаптации растений к среде |
|
|
|
|
Влияние человека на среду |
|
|
|
|
4.Закрепление материала
Проверка заполнения таблицы (беседа по графам таблицы):
-Назовите приспособления животных к водной среде.
-Как растения приспособились к жизни в воде?
4. Домашнее задание ответить на вопросы стр.177 в.2; стр.172 в.1, 2.
5.Итог урока
Выводы:
-Биосфера – планетарная экосистема.
-Можно выделить четыре среды обитания, каждая из них обладает определенными физико-химическим характеристикам.
-К водной среде у организмов в ходе эволюции выработались приспособления.
Выставление оценок за работу на уроке.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.