Автор: Морозова Альфия Фанусовна, учитель английского и татарского языков, первая квалификационная категория, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемуховская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Тема: Доклад «Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка в начальной школе.»
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
А основная задача начальной школы – развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции.
Аудирование.
При подготовке к выполнению заданий по аудированию и педагогам, и ученикам необходимо обратить внимание на следующее. Аудирование - является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Необходимо учить учеников понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены.
Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они аудируют только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически. Поэтому на всех современных аудиокассетах тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. Важно также, чтобы изучающие иностранный язык имели возможность аудировать людей разного возраста» .
При обучении аудированию учитель должен ориентироваться на речевой опыт учеников, корректировать его и выбирать соответствующую структуру работы с аудиотекстом. Понимание потенциальных трудностей, которые тот или иной текст представляет для конкретной аудитории, может помочь грамотно организовать тренировку необходимых речевых умений.
Аудироване может включать в себя не только тексты, но и песни, диалоги, мультфильмы и т д.
Система работы с аудиотекстами обычно состоит из трех этапов:
1. до прослушивания;
2. во время прослушивания;
3. после прослушивания.
На этапе до прослушивания выполняются следующие задания:
обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания,
догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям,
краткое изложение основной темы учителем,
введение в проблематику текста.
Этап слушания текста предполагает следующие задания:
- прослушать текст и вставить пропущенные слова в данных предложениях,
- прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений,
- прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались,
- закончить данные предложения.
После прослушивания текста предполагает возможность использовать прослушанный текст, для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения.
Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи.
Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом.
Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.
Чтение на уроках английского языка очень важно.
Оно способствует:
-расширению лексического словарного запаса
- умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)
- закреплению различных разделов грамматики
- совершенствованию речевых навыков
Система работы с текстами обычно состоит из трех этапов:
1. Предтекстовый этап
2. Текстовый этап
3. Посттекстовый этап
Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи, то и на олимпиаде чтение проверяется именно с данных позиций.
При контроле чтения могут быть использованы различные формы заданий:
- задание на множественную подстановку;
- задание на множественный выбор;
- восстановление текста;
- поиск конкретной информации.
Работу с текстом следует проводить по трем этапам:
Дотекстовый этап (работа с заголовком, использование ассоциаций, связанных с именем автора, формулировка предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки, определение тематики/проблематики текста по вопросам или утверждениям).
Текстовый этап (ответы на предложенные вопросы, подтверждение правильности/ложности утверждений, выбор подходящего заголовка к каждому из абзацев и т.д.).
Послетекстовый этап, на котором выполняются следующие упражнения и задания:
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
Доказать, что...
Охарактеризовать...
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
Сказать, с каким из данных выражений был не согласен автор.
Составить план текста, выделив его основные мысли.
Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, журналиста и т.д.).
Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к нему.
Вашему вниманию я хочу представить методику работы с текстом
Методика «5 W» ( автор Анатолий Гин).
Методика подразумевает работу с текстом. Сначала учащиеся читают текст. Затем выписывают в таблицу основную мысль, отвечая на определенные специальные вопросы.
Alisher Navoi was a great poet. He was born in Herat on 9 February 1441. Alisher Navoi got a very good education. He was a good architect and he designed a lot of schools, hospitals, bridges, roads and canals. Navoi’s poems in old Uzbek are ‘Chor-Devon’. His poems in Persian were collected and called ‘Devoni-Foni’. His most important work is the ‘Quintuple’, five poems from 1483 and 1485. Alisher Navoi lived his last years in Herat. He died on 3 January 1501.
Who? |
What? |
When? |
Where? |
Why? |
|
|
|
|
|
Методика «Кроссенс».
(Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".)
Этот приём хорошо использовать для контроля понимания текста. Лист делится на девять квадратов. В центральном квадрате помещается ключевое слово, можно с рисунком, соответствующее главной идее текста, затем заполняются оставшиеся квадраты сверху вниз, ключевыми словами в соответствии с содержанием основных частей текста ( можно с рисунками)
При подготовке к выполнению заданий лексико-грамматического теста учителю необходимо обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, так как ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики.
Методика «Помоги. Научи» (Сингапурская методика - Релли Коуч)
Парная работа очень важна. Поэтому следующая методика очень хорошо помогает решить эту задачу.
Методика хорошо подходит для отработки словообразования, грамматики.
Дается на одном листе. Ученик А решает задачу, горомко проговаривает. Ученик Б наблюдает, слушает, проверяет, тренирует и хвалит. Если не справляется с задачей, то корректирует, дает подсказки.
Затем ученик Б решает задачу. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученики продолжают по очереди, решая последующие задачи.
Например, степени сравнения приалагательных.
Ученик А Happy - Young - Difficult - Dirty - Patient - |
Ученик Б Hot - Comfortable - Late - Little - Small - |
Повышаем уровень задания.
После проделанной работы, ученики могут составить предложения, используя прилагательные.
Ученик А 1. Jill’s a far________ (intelligent) person than my brother. 2. Kate was the_________ (practical) of the family. 3. Greg felt __________ (bad) yesterday than the day before.
|
Ученик Б 1. Jack was the________ (tall) of the two. 2. Jack is the__________ (clever) of the three brothers. 3. Could you come a bit _______ (early) tomorrow? |
Письмо
При подготовке к выполнению заданий по письму необходимо обратить внимание обучающихся на следующие моменты:
- внимательно изучить установку и понять цель письма:
- что я пишу (письмо, отчет, рассказ, статью и т.д.);
- кому я это пишу (учителю, предполагаемому работодателю, другу);
- зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, предостеречь и т.д.).
Методика «Мысли на столе» + методика «Крестики-нолики»
Берется определенное количество листочков. Учащиеся записывают слова и выражения по заданной теме. 1 слово на одном листочке. Слова не должны повторяться в паре (группе учащихся). Листочки со словами раскладываются на столе так, чтобы ученики их видели.
Итак, Ваша тема «Прилагательные»
Методика «Крестики-нолики»
расставляем слова 3 на 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Даем задание написать предложения, используя эти слова.
Например, код предложения 159. Конечно же, можно добавлять новые слова – местоимения, глаголы, прилагательные и т д.
Затем дается задание учащимся написать текст о своем лучшем друге, используя эти слова и предложения. Отвечая на вопросы, которые учитель предложит учащимся.
Ну а для вас это будет домашним заданием.
Вывод.
Таким образом, олимпиады являются важным направлением работы с одаренными детьми. При подготовке одаренных детей педагогу нужно психологически настроить участника на успех, подобрать индивидуальный план подготовки и использовать различные приемы и методы обучения. Главной задачей педагога при этом является содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту личности, создание условий для самореализации учащихся. Работа с одаренными детьми доставляет огромное удовольствие педагогу, потому что, во-первых, учитель видит отдачу, результаты своего труда, во- вторых, видит личностный рост учащихся, в-третьих, с ними просто приятно общаться как с интересными людьми, можно свободно обмениваться точками зрения, подискутировать.
Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях. Данная система подготовки учащихся полностью себя оправдывает. Она работает не только на реальный результат, но и на то, чтобы разбудить и заинтересовать ученика. Участие в олимпиадах способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала учащихся, поддержанию и развитию у них интереса к предметам, а также позволяет ребятам почувствовать свой успешный рост.
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1. Книга «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан»
2. Книга по направлению «Кооперативное обучение» в рамках программы «Совершенствование преподавания в Республике Татарстан»
3. Корниенко Е.Р. Современный подход к обучению одарённых школьников / Е.Р. Корниенко // Одарённый ребёнок. – 2012. - №3. – с. 80
4. Лопатина И.С. Одарённость ребёнка: раскрыть, понять, поддерживать / И.С. Лопатина // Одарённый ребёнок. - 2012. - №3. - с.122.
5. Анатолий Гин. «Приемы педагогической техники», - Москва, «Вита-Пресс», 2009.
6. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html
http://infourok.ru/material.html?mid=56324
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.