Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет»
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
1863 г. – М.И. Мечников
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Защитные барьеры организма:
Защитные барьеры |
Тип защиты |
|||
I барьер: Кожа и слизистые оболочки |
Физическая |
Химическая |
Экологическая |
|
Кожа и слизистые оболочки |
Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl) |
Микроорганизмы на коже и слизистых |
||
II барьер: Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма) |
Неспецифический иммунитет |
Специфический иммунитет |
||
Лейкоцитами путем фагоцитоза |
Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва |
|||
Схема иммунной системы организма человека:
Воспаление:
1. Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.
2. Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
3. Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
IV. Д/з
Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.