Конспект урока чтение 3 класс
Оценка 5

Конспект урока чтение 3 класс

Оценка 5
pdf
25.01.2023
Конспект урока чтение 3 класс
Конспект + анализ урока 3 класс чтение.pdf

 

 

 

«АЛЁНУШКИНЫ   СКАЗКИ».  Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК.

ПРИСКАЗКА.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ.

 

 

ЦЕЛЬ   УРОКА: формирование  понятия  о литературных  сказках; Задачи:

Обучающие:

       познакомить с присказкой, с творчеством писателя Д.Н МаминаСибиряка,

       учить работать с текстом, описывать эмоциональное состояние, совершенствовать  навыки выразительного чтения, активизировать словарь обучающихся.

Развивающие:

       развивать мыслительные операции,        речь обучающихся.

Воспитательные: воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения, внимание к художественному слову, языку.

Формы работы: 

1.Фронтальная

2.   Индивидуальная

3.   Групповая

4.   Работа в парах

Планируемые результаты: 

Предметные: 

1.формирование умения сравнивать сказки

2.формирование умения создавать собственные тексты на основе художественных

Метапредметные:

1.Регулятивные УУД:

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи

-   соотносить внешнюю оценку и самооценку

2.Познавательные УУД:

-   применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы

-   уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное 

3.Коммуникативные УУД:

-   выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге; использовать доступные       речевые средства в соответствии с задачей высказывания

-   участвовать в учебном диалоге

4.Личностные УУД:

-   основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер,  презентация, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, словарь В.Даля.

ПЛАН УРОКА:

1.     Организационный момент

2.     Проверка домашнего задания

3.     Актуализация знаний

4.     Постановка учебной задачи.  Введение  в  тему.

5.     Работа над новым материалом.

Физкультминутка.

6.     Продолжение работы над новым материалом.

7.     Рефлексия. (Итог урока).

8.     Домашнее задание.

ХОД  УРОКА:

1.Организационный  момент.

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

2. Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний

4Речевая  разминка. 

 

Сидит в корзине девочка  У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несёт её домой.

(Слайд 1)

 

-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?

-Прочитайте  загадку орфографически.

-Прочитайте загадку орфоэпически.

Отгадайте загадку.

 

Удивляется народ: Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

(Слайд 2)

 

 

 

 

-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?

-Прочитайте  загадку орфографически.

-Прочитайте загадку орфоэпически.

Отгадайте загадку.

 

-Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).

- Правильно. Как вы думаете,  над чем мы будем работать сегодня на уроке?

(Над сказками).

 4. Постановка учебной задачи.  Введение  в  тему.

- С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете  кроссворд. Работа в парах.

 

(Слайд 3)

 

Вопросы  к кроссворду:

1.        Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ).

2.        Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. (БИЛИБИН).

3.        Поэт который в детстве часто говорил в рифму, например:

«Что - же мама не идёт?

Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ).

4.        Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).

5.        Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ).

6.        Любитель      природы,    спаситель   зайцев        из      произведения  Некрасова.(МАЗАЙ).

7.        Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА).

8.        Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?».(ПУШКИН).

9.        Известный русский баснописец.(КРЫЛОВ).

10.   Кто из героев басни Крылова сказал:

«Смотри, кум, милый мой,

Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА).

11.   История рассказанная  Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по  своему. (ПРЫЖОК).

12.   В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова.

(ЗЕРКАЛО).

(Слайд 4)

 

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ) - Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).

 

 

(Слайд 5)

 

5. Работа над новым материалом.

1). Работа с учебником.

-            Правильно     сегодня       мы     открываем новый         раздел        учебника

«Литературные сказки».

-            Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их  написали писатели.)

-            Прочитаем об этом в учебнике. (Чтение текста по ролям заранее подготовленных учеников.)

Физминутка активная 

2). Беседа после чтения.

-            Рассмотрите рисунки.

 

 

 

(Слайд 6)

Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.

- На какие две группы можно разделить сказки? ( народные и литературные)

(Слайд 7)

 

- В чём их отличие?

3). Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка.

 (Слайд 8)

 

-                    Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.

-                    Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской  губернии, его отец  был священником и учителем  в поселковой  школе, мама работала  в этой же школе учителем.

  Мамин - Сибиряк получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился  на  юридическом  факультете

Петербургского   университета.      Однако       получить    законченное   образование так и не смог.

    Незаконченное образование не помешало Мамину-Сибиряку стать хорошим и любимым  писателем  взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.

   Среди них известная вам сказка о больной,  но очень сильной и храброй уточке. («Серая  шейка»).

(Слайд 9)

 

   Особое  место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкины сказки». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.      Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них - отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.

      Познакомимся с названиями некоторых из них. (Обзор выставки книг.)

(Слайд 10)

 

 

(Слайд 11)

 

 

(Слайд 12)

 

 

(Слайд 13)

 

6. Продолжение работы над новым материалом.

(Слайд 14)

 

-   «Алёнушкины сказки» начинаются с присказки. 

-   Особый интерес представляет присказка.

-   А что это такое? (Предположения детей).

-   Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря  Даля  объяснить нам значение этого слова.

(к доске выходят двое  хорошо читающих детей)

-   Прочитаем её на стр.182 самостоятельно, жужжащим чтением.

«Проблемный вопрос»: с чем можно сравнить присказку?

Обмен впечатлениями. Ответ на поставленный вопрос.

(Своей напевностью она близка колыбельным песням.)

-   Как вы думаете, как   надо читать присказку?  (Тихим голосом, протяжно, нежно).

-   Прочитаем   присказку  вслух.

-   Где вы встречались с присказкой?

-   Какие из них помните.

(Слайд 15)

 

Гимнастика для глаз.

Работа в группе:

-   Попробуйте сочинить свою присказку .

-   Кто мог сказывать присказку? (Ответы детей).

-   Представьте сказительницу. Как она выглядит? Во что она одета? Как смотрит на нас? Как произносит слова?

Учебная ситуация: «Наш театр» . 

-   Попробуйте сыграть сказительницу.

(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски).

 

7. Рефлексия. (Итог урока).

-        С какими  сказками познакомились на уроке?

-        В чём отличие литературных сказок от народных?

-        С творчеством, какого писателя познакомились?

-        Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок. Самоанализ:

                       Было интересно …

                       Я понял, что …

                       Мне захотелось …

                       Урок дал мне для жизни …

                       Трудно было …

                       Я научился …         Я смог…

 

-   При помощи трёх сердечек красного, желтого, зелёного поставьте оценку себе, своему классу. (Красное –«3», Зеленое – «4», Жёлтое –«5»).

8. Домашнее задание.

Найти и прочитать  сказку Д.Н.Мамина – Сибиряка «Сказочка про

Козявочку».

 

(Слайд 16)

 

 

                                              Анализ  урока.     

 

Анализируемый урок входит в раздел «О братьях наших меньших».

На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:

-         образовательный:  познакомить с присказкой, с творчеством писателя Д.Н Мамина-Сибиряка, учить работать с текстом, совершенствовать  навыки выразительного чтения, активизировать словарь обучающихся.

-         развивающий:              развивать   мыслительные     операции,   речь обучающихся,  образное мышление.

-         воспитательный: воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения, внимание к художественному слову, языку.

На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

                        1.      Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:

-         создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;

-         разнообразие форм и методов организации работы (частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание произведений и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка;

2.  Принцип индивидуального и личностного подхода:

                        -    осознание    своего    «Я»,    максимальный    учёт   индивидуальных

особенностей ребёнка ;

3. Принцип гуманистичности:

- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом,      основанной          на      сотрудничестве, на      взаимном   уважении             (работа в паре, группе, индивидуальная работа).

 Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.

На первом этапе урока была мотивация к учебной деятельности, организационный момент и  эмоциональный настрой.

На втором этапе урока была проведена проверка домашнего задания для того, чтобы установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. Формируемые универсальные  учебные действия:1. познавательные – произвольное  и осознанное построение речевого высказывания , поиск и выделение необходимой информации; 2.коммуникативные – развитие умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; 3.регулятивные – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; 4.личностные – установление обучающимися значения результатов своей деятельности  для  удовлетворения своих потребностей, формирование чувства  сопереживания героям.

На этапе актуализации знаний была проведена речевая разминка,  направленная на активизацию познавательной деятельности, на анализ и синтез в процессе отгадывания загадок, на формирования навыка правильного, выразительного чтения.

На этапе сообщения темы и целей урока (до чтения текста)  была организована и направлена работа познавательной деятельности учащихся , определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,  актуализация читательского опыта. Формируемые универсальноучебные действия: 1.познавательные - логическое предположение общеучебных речевых высказываний; 2.коммуникативные – речевая деятельность с целью получения информации; 

На этапе знакомства  с   писателем  работа  строилась в форме беседы и краткого рассказа учителя о жизни Мамина-Сибиряка. Формируемые универсально-учебные действия: 1.познавательные – получение информации; 2.коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы.

При знакомстве с присказкой работа организована и направлена на формирование умений работать со словарем, высказывать свои предположения, на развитие навыка чтения вслух и про себя. (Сочинение присказки является  эффективным средством речевого развития обучающихся, так как приучает тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.)Формируемые универсальные учебные действия: 1.познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений;

2.регулятивные – целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция; 3.коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, ;4.личностные – развитие готовности к сотрудничеству. 

На заключительном этапе урока были подведены итоги, прокомментирована деятельность обучающихся, проведен самоанализ  работы,  было предложено домашнее задание.  

Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.

На уроке применялась здоровьесберегающая технология : использование гимнастики для глаз и физкультминутки.

 Все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы. 

 

 

 

 

 

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ». Д.Н

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ». Д.Н

Метапредметные: 1.Регулятивные

Метапредметные: 1.Регулятивные

Продолжение работы над новым материалом

Продолжение работы над новым материалом

Ест большие калачи! (Слайд 2) -Прочитайте текст медленно жужжащим чтением

Ест большие калачи! (Слайд 2) -Прочитайте текст медленно жужжащим чтением

Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям

Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям

Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки»

Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки»

Мамин - Сибиряк получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию

Мамин - Сибиряк получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию

Слайд 13) 6. Продолжение работы над новым материалом

Слайд 13) 6. Продолжение работы над новым материалом

Представьте сказительницу. Как она выглядит?

Представьте сказительницу. Как она выглядит?

Анализируемый урок входит в раздел «О братьях наших меньших»

Анализируемый урок входит в раздел «О братьях наших меньших»

На этапе актуализации знаний была проведена речевая разминка, направленная на активизацию познавательной деятельности, на анализ и синтез в процессе отгадывания загадок, на формирования навыка правильного,…

На этапе актуализации знаний была проведена речевая разминка, направленная на активизацию познавательной деятельности, на анализ и синтез в процессе отгадывания загадок, на формирования навыка правильного,…

Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне

Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2023