«АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ». Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК.
ПРИСКАЗКА.
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование понятия о литературных сказках; Задачи:
Обучающие:
• познакомить с присказкой, с творчеством писателя Д.Н МаминаСибиряка,
• учить работать с текстом, описывать эмоциональное состояние, совершенствовать навыки выразительного чтения, активизировать словарь обучающихся.
Развивающие:
• развивать мыслительные операции, речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения, внимание к художественному слову, языку.
Формы работы:
1.Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Групповая
4. Работа в парах
Планируемые результаты:
Предметные:
1.формирование умения сравнивать сказки
2.формирование умения создавать собственные тексты на основе художественных
Метапредметные:
1.Регулятивные УУД:
-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи
- соотносить внешнюю оценку и самооценку
2.Познавательные УУД:
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное
3.Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге; использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания
- участвовать в учебном диалоге
4.Личностные УУД:
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, словарь В.Даля.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
4. Постановка учебной задачи. Введение в тему.
5. Работа над новым материалом.
Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новым материалом.
7. Рефлексия. (Итог урока).
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
2. Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний
4Речевая разминка.
Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несёт её домой.
-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
-Прочитайте загадку орфографически.
-Прочитайте загадку орфоэпически.
Отгадайте загадку.
Удивляется народ: Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
-Прочитайте загадку орфографически.
-Прочитайте загадку орфоэпически.
Отгадайте загадку.
-Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).
- Правильно. Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?
(Над сказками).
4. Постановка учебной задачи. Введение в тему.
- С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Работа в парах.
Вопросы к кроссворду:
1. Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ).
2. Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. (БИЛИБИН).
3. Поэт который в детстве часто говорил в рифму, например:
«Что - же мама не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ).
4. Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).
5. Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ).
6. Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова.(МАЗАЙ).
7. Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА).
8. Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?».(ПУШКИН).
9. Известный русский баснописец.(КРЫЛОВ).
10. Кто из героев басни Крылова сказал:
«Смотри, кум, милый мой,
Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА).
11. История рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК).
12. В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова.
(ЗЕРКАЛО).
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ) - Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).
5. Работа над новым материалом.
1). Работа с учебником.
- Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника
«Литературные сказки».
- Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)
- Прочитаем об этом в учебнике. (Чтение текста по ролям заранее подготовленных учеников.)
Физминутка активная
2). Беседа после чтения.
- Рассмотрите рисунки.
Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
- На какие две группы можно разделить сказки? ( народные и литературные)
- В чём их отличие?
3). Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка.
- Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.
- Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.
Мамин - Сибиряк получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете
Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину-Сибиряку стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке. («Серая шейка»).
Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкины сказки». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их. Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них - отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.
Познакомимся с названиями некоторых из них. (Обзор выставки книг.)
(Слайд 10)
(Слайд 11)
(Слайд 12)
(Слайд 13)
6. Продолжение работы над новым материалом.
- «Алёнушкины сказки» начинаются с присказки.
- Особый интерес представляет присказка.
- А что это такое? (Предположения детей).
- Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова.
(к доске выходят двое хорошо читающих детей)
- Прочитаем её на стр.182 самостоятельно, жужжащим чтением.
«Проблемный вопрос»: с чем можно сравнить присказку?
Обмен впечатлениями. Ответ на поставленный вопрос.
(Своей напевностью она близка колыбельным песням.)
- Как вы думаете, как надо читать присказку? (Тихим голосом, протяжно, нежно).
- Прочитаем присказку вслух.
- Где вы встречались с присказкой?
- Какие из них помните.
Гимнастика для глаз.
Работа в группе:
- Попробуйте сочинить свою присказку .
- Кто мог сказывать присказку? (Ответы детей).
- Представьте сказительницу. Как она выглядит? Во что она одета? Как смотрит на нас? Как произносит слова?
Учебная ситуация: «Наш театр» .
- Попробуйте сыграть сказительницу.
(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски).
7. Рефлексия. (Итог урока).
- С какими сказками познакомились на уроке?
- В чём отличие литературных сказок от народных?
- С творчеством, какого писателя познакомились?
- Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок. Самоанализ:
• Было интересно …
• Я понял, что …
• Мне захотелось …
• Урок дал мне для жизни …
• Трудно было …
• Я научился … Я смог…
- При помощи трёх сердечек красного, желтого, зелёного поставьте оценку себе, своему классу. (Красное –«3», Зеленое – «4», Жёлтое –«5»).
8. Домашнее задание.
Найти и прочитать сказку Д.Н.Мамина – Сибиряка «Сказочка про
Козявочку».
Анализ урока.
Анализируемый урок входит в раздел «О братьях наших меньших».
На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:
- образовательный: познакомить с присказкой, с творчеством писателя Д.Н Мамина-Сибиряка, учить работать с текстом, совершенствовать навыки выразительного чтения, активизировать словарь обучающихся.
- развивающий: развивать мыслительные операции, речь обучающихся, образное мышление.
- воспитательный: воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения, внимание к художественному слову, языку.
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
- создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;
- разнообразие форм и методов организации работы (частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание произведений и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка;
2. Принцип индивидуального и личностного подхода:
- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных
особенностей ребёнка ;
3. Принцип гуманистичности:
- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении (работа в паре, группе, индивидуальная работа).
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
На первом этапе урока была мотивация к учебной деятельности, организационный момент и эмоциональный настрой.
На втором этапе урока была проведена проверка домашнего задания для того, чтобы установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. Формируемые универсальные учебные действия:1. познавательные – произвольное и осознанное построение речевого высказывания , поиск и выделение необходимой информации; 2.коммуникативные – развитие умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; 3.регулятивные – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; 4.личностные – установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формирование чувства сопереживания героям.
На этапе актуализации знаний была проведена речевая разминка, направленная на активизацию познавательной деятельности, на анализ и синтез в процессе отгадывания загадок, на формирования навыка правильного, выразительного чтения.
На этапе сообщения темы и целей урока (до чтения текста) была организована и направлена работа познавательной деятельности учащихся , определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, актуализация читательского опыта. Формируемые универсальноучебные действия: 1.познавательные - логическое предположение общеучебных речевых высказываний; 2.коммуникативные – речевая деятельность с целью получения информации;
На этапе знакомства с писателем работа строилась в форме беседы и краткого рассказа учителя о жизни Мамина-Сибиряка. Формируемые универсально-учебные действия: 1.познавательные – получение информации; 2.коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы.
При знакомстве с присказкой работа организована и направлена на формирование умений работать со словарем, высказывать свои предположения, на развитие навыка чтения вслух и про себя. (Сочинение присказки является эффективным средством речевого развития обучающихся, так как приучает тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.)Формируемые универсальные учебные действия: 1.познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений;
2.регулятивные – целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция; 3.коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, ;4.личностные – развитие готовности к сотрудничеству.
На заключительном этапе урока были подведены итоги, прокомментирована деятельность обучающихся, проведен самоанализ работы, было предложено домашнее задание.
Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.
На уроке применялась здоровьесберегающая технология : использование гимнастики для глаз и физкультминутки.
Все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.