Конспект урока окружающий мир 3 класс
Оценка 4.8

Конспект урока окружающий мир 3 класс

Оценка 4.8
pdf
25.01.2023
Конспект урока окружающий мир 3 класс
Конспект + анализ 3 класс окружающий мир.pdf

 

 

                                     Окружающий мир                                             

 

Тема урока:    Что такое почва                                                                                                  

Тип урока:  изучение нового материала Этапы урока:

     Этапы урока

время

I.   Мотивация к учебной деятельности 

1 мин

  II.  Актуализация знаний

5 мин

III.  Сообщение темы и цели урока

2 мин

IV.  Подготовка к усвоению новых знаний

7 мин

V.  Физкультминутка

4  мин

VI. Практическая деятельность учащихся

5 мин

VII. Закрепление  изученного материала 

10 мин

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке IX.Итог урока

3  мин

 

2 мин

X. Домашнее задание

1 мин

 

 

Планируемые  результаты:  учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений,  работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.  

Оборудование: компьютер, оценочные листы, карточки-задания для групп.

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Класс

3 класс

Автор УМК

А.А. Плешаков

Тема урока

Урок – исследование «Что такое почва»                                   

Тип урока 

Изучение нового материала

Формы урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы урока

Репродуктивный, частично – поисковый  

 

Цель урока

Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве и её роли в жизни человека.

Задачи

Образовательные: 

      формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

      выявить основные свойства  почвы;

      установить состав почвы;

      узнать о преобладающих почвах родного края; Развивающие:

      развивать умение работать со словарями;

      выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

      делать выводы на основе проведённых опытов;

      развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность;

      умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательные:

      воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

      воспитывать        интерес      к        самостоятельной экспериментальной      работе,       любовь       к          природе, родному краю.

 

Формируемые УУД

Формировать УУД:

      Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

      Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать

предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

      Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение

 

и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемые результаты

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему   решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

 

Оборудование

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер.

 

Ход  урока

Этапы урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

 

Актуализация

- Ребята, отгадайте загадку:

 

 

знаний

Бьют меня ногами, режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять.

-                 А, что вы представляете, когда говорите  слово  земля?

 

-                 Сколько значений имеет слово земля? 

 

-                 Назовите эти значения.             (Слайд 2,3) Правильно.         Богаты        недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные         ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным         творением природы,         поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля.  Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково         зовём          мы     нашу родную землю.

-Давайте послушаем историюзагадку и определим тему нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

земля

 

Планета Земля, часть суши, страна, государство.

У слова «земля» несколько значений.

 

 - Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Читает    заранее подготовленный ученик.)

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой  - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать  вёдер.

Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О какой кладовой шла речь?

-Какое научное название? - Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». Какие слова у вас ассоциируются со словом «почва»?

-Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. 

-На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

-                     Обсудите в паре, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

-Какую цель поставит каждый для себя? 

-Для чего необходимы эти знания?

-                     Кто догадался, какова тема нашего урока? Что нам

предстоит узнать?(Слайд1)

нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. 

О земле. Почва.

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушиваются вопросы учащихся.

Сообщение темы и цели урока

Вставьте ключевые слова  для постановки          проблемы:          (на доске)

1.   Что такое …….?

2.   Из чего …….. почва?

3.   Как ……почва?

4.   …………. почвы.

5.   Кто ……… в почве?

 

 

1.                 Что такое почва?

2.                 Из     чего          состоит почва?

3.                 Как    образуется почва?

4.                 Свойства почвы.

 

 

 

-Какова      основная          проблема урока?

Верно, мы выясним из чего

состоит почва, как образуется,  определим её свойства, а так же вы узнаете, кто обитает в почве,  какие бывают почвы. 

Предположите, на каком уровне находятся ваши знания по данной теме?

 

 

5. Кто обитает  в почве? Ответы  учеников.

 

 

 

 

 

 

 

На оценочных листах начертите шкалу и отметьте, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме.  

                            

Подготовка к усвоению новых знаний

-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Работа в парах со словарями. Поиск в словаре русского языка. 

-Найдите и сравните определение «почва»  в учебнике с. 64           

-Почему     же     почва плодородна? Докажите.

Выскажите          гипотезу     и обоснуйте её?

 

- Вспомните, какие условия нужны для развития растения. -Посмотрите         на      образцы почвы, какого она цвета?

-Давайте проведём несколько опытов и проверим, есть ли эти вещества в почве, выясним состав почвы.

В словаре, в интернете….

 

 

Почва – это ….

Чтение определения в учебнике с.64

 

Ответы учеников.

 

В почве содержится то, что  необходимо растениям для жизни. Вода, воздух, питательные вещества.

 

Тёмного.

 

Физминутка

 

Пойдём с тобою в огород- Немало там у нас забот!

Возьмём лопаты (имитация копания земли) ,      тяпки (имитация  рыхления почвы).

Взрыхлим, прополем грядки. Потом польём из лейки

(имитация поливания) и сядем

 

 

 

на скамейке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая деятельность учащихся

Работа в группе.

Сегодня мы маленькие учёные  и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности, правила работы в группе.

Приступим         к        нашему научному исследованию. Любое       исследование предполагает      различные методы изучения.

1.Метод наблюдения.

 Рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

 (верхний или нижний)

(светлый или тёмный)

(плотный или рыхлый) слой земли.

(Слайд 4)Плодородиеосновное свойство почвы.(Слайд 5)

 

 

 

2.     Метод         исследования         – эксперимент.

-Докажем, что в почве есть воздух.

 

Опыт 1                     (Слайд 6)

 Возьмём стакан с водой  Бросаем комочек сухой почвы  Что наблюдаем?

Работают в группе

 

 

 

Открываем учебники  на с.65

 

 

 

Рассматривают почву.

Делают     вывод         на карточке.

 

Почва – это … (верхний, тёмный) рыхлый) слой земли.

 

 

 

 

 

Работа в тетради (по ходу работы заполняем таблицу)

Из почвы выходят пузырьки воздуха. В почве есть воздух.

Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–Для чего нужен воздух в почве?

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2                 (Слайд 7)

Докажем, что в почве есть вода.

 Возьмём бумажную салфетку

 Положим   на      неё    немного почвы. Сильно сожмём.

 Стряхнём почву.

 Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

                               (Слайд 8)

Опыт 3  (выполняет учитель)

 Почву в пробирке начнём нагревать на огне. 

 Что наблюдаем?

 Продолжаем нагревать почву.  Что вы видите и чувствуете? Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие  почвы определяется количеством в ней перегноя.

 Какой вывод можно сделать?  Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

                          (Слайд 9)

Опыт 4 (выполняет учитель)

 Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой, размешаем.

 Через         некоторое   время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

 Какой вывод можно сделать?

Опыт 5                 (Слайд 10 )

 Профильтруем воду, в которой

 

На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.

В почве есть вода. Ответы учеников.

 

 

 

 

Над почвой появился дым.

Чувствуем неприятный запах.

 

 

 

 

 

В почве есть перегной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В почве есть глина и песок.

 

 

 

 

 

 

 

 

В почве есть минеральные соли. Составили схему

«Состав почвы»

 

 

 

долго находилась почва.

 Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт.

 Какой вывод можно сделать?

  - Итак, из чего состоит почва?

(Слайд 11) В почве есть особые микробы, без      них    почва         давно          бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро       нас избавляют          от         останков погибших         растений     и животных.         Гнилостные  бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо        растениям         для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то,  что необходимо         для    роста растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление  изученного материала 

-Что растения получают из почвы? Постройте модель без помощи учебника.

  -    Почему    почву    называют

«чудесной кладовой»?

 

-Как вы думаете, все ли почвы  одинаковые по цвету и составу.

(у каждой группы на партах три образца почв)

-Рассмотрите разные образцы почв. - Что заметили?

(Слайд 12)

-От чего зависит цвет почвы? - Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный?

Самостоятельная работа.

 

Выполнение в задания  тетради 

 

 

 

 

 

Почвы разного цвета. От  количества перегноя. Чернозём.

 

 

 

 

 

Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах        самое          большое количество перегноя.

-Какая        почва          наиболее характерна для нашего края? Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек  научился использовать их.Но нужно охранять почву  от разрушения,чтобы не было техногенных

катастроф.(Слайд13,14) Науку о почвах создал великий  русский ученый

В.В.Докучаев.(Слайд15)Он учил,как правильно ее обрабатывать,чтобы получать хорошие урожаи,как охранять ее от разрушения.Его исследования имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

 

 

Ответы учеников.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, потому что работали все дружно. Почву  интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. 

-А какую?

 

 

 

 

 

 

-Поделитесь впечатлениями об уроке. 

-Какое  ваше настроение.  - Как вы сможете использовать свой новый опыт?

 

 

 

 

 

 

 

Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек).

Сегодня на уроке было интересно...

Больше       всего мне понравилось...

 

 

 

 

Итог урока.

                                  

 

 

А сейчас вернёмся к  оценочным листам и  попробуем их заполнить с  учётом полученных сегодня знаний. Заполните карточки.   И отметьте на шкале,  на каком уровне находятся ваши знания по этой теме.

 

 

 

 

Для   меня было открытием то, что...

 

Почва - это...

В       состав         почвы входит...

Самый        ценный компонент в почве, от которого зависят виды и          свойства     почвы          - это... 

В природе существуют виды почв...

Эту почву называют царём почв...

В      нашем             крае

преобладают… почвы Основное   свойство почвы - это...

 

Почему нужно бережно относиться к почвам?

Домашнее задание

 Сочинить                         сказку 

«Путешествие жука в почве ». 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Анализ   урока

 

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,  работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационнокоммуникативных технологий.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный  метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебноисследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты.

 

Окружающий мир

Окружающий мир

Тема урока Урок – исследование «Что такое почва»

Тема урока Урок – исследование «Что такое почва»

Формируемые УУД Формировать

Формируемые УУД Формировать

Планируемые результаты Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы

Планируемые результаты Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы

Бьют меня ногами, режут грудь ножами

Бьют меня ногами, режут грудь ножами

Планета Земля, часть суши, страна, государство

Планета Земля, часть суши, страна, государство

О какой кладовой шла речь? -Какое научное название? -

О какой кладовой шла речь? -Какое научное название? -

Сообщение темы и цели урока

Сообщение темы и цели урока

Подготовка к усвоению новых знаний -Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Подготовка к усвоению новых знаний -Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Практическая деятельность учащихся

Практическая деятельность учащихся

Для чего нужен воздух в почве?

Для чего нужен воздух в почве?

Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина)

Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина)

Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

Закрепление изученного материала -Что растения получают из почвы?

Закрепление изученного материала -Что растения получают из почвы?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итог урока.

Итог урока.

Урок построен в соответствии с

Урок построен в соответствии с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2023