Окружающий мир
Тема урока: Что такое почва
Тип урока: изучение нового материала Этапы урока:
Этапы урока |
время |
I. Мотивация к учебной деятельности |
1 мин |
II. Актуализация знаний |
5 мин |
III. Сообщение темы и цели урока |
2 мин |
IV. Подготовка к усвоению новых знаний |
7 мин |
V. Физкультминутка |
4 мин |
VI. Практическая деятельность учащихся |
5 мин |
VII. Закрепление изученного материала |
10 мин |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке IX.Итог урока |
3 мин
2 мин |
X. Домашнее задание |
1 мин |
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.
Оборудование: компьютер, оценочные листы, карточки-задания для групп.
Технологическая карта урока
Класс |
3 класс |
Автор УМК |
А.А. Плешаков |
Тема урока |
Урок – исследование «Что такое почва» |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Формы урока |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы урока |
Репродуктивный, частично – поисковый |
Цель урока |
Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве и её роли в жизни человека. |
Задачи |
Образовательные: • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли; • выявить основные свойства почвы; • установить состав почвы; • узнать о преобладающих почвах родного края; Развивающие: • развивать умение работать со словарями; • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; • делать выводы на основе проведённых опытов; • развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность; • умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов. Воспитательные: • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность; • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
|
Формируемые УУД |
Формировать УУД: • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение |
|
и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать. |
Планируемые результаты |
Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
|
Оборудование |
Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности |
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. |
|
Актуализация |
- Ребята, отгадайте загадку: |
|
знаний |
Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. - А, что вы представляете, когда говорите слово земля?
- Сколько значений имеет слово земля?
- Назовите эти значения. (Слайд 2,3) Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю. -Давайте послушаем историюзагадку и определим тему нашего урока.
|
земля
Планета Земля, часть суши, страна, государство. У слова «земля» несколько значений.
- Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.
(Читает заранее подготовленный ученик.) Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда- |
|
-О какой кладовой шла речь? -Какое научное название? - Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». Какие слова у вас ассоциируются со словом «почва»? -Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. -На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? - Обсудите в паре, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве. -Какую цель поставит каждый для себя? -Для чего необходимы эти знания? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Что нам предстоит узнать?(Слайд1) |
нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. О земле. Почва.
Ответы учеников.
Заслушиваются вопросы учащихся. |
Сообщение темы и цели урока |
Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске) 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. Как ……почва? 4. …………. почвы. 5. Кто ……… в почве? |
1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. |
|
-Какова основная проблема урока? Верно, мы выясним из чего состоит почва, как образуется, определим её свойства, а так же вы узнаете, кто обитает в почве, какие бывают почвы. Предположите, на каком уровне находятся ваши знания по данной теме?
|
5. Кто обитает в почве? Ответы учеников.
На оценочных листах начертите шкалу и отметьте, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме.
|
Подготовка к усвоению новых знаний |
-Где мы можем найти ответ на первый вопрос? Работа в парах со словарями. Поиск в словаре русского языка. -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64 -Почему же почва плодородна? Докажите. Выскажите гипотезу и обоснуйте её?
- Вспомните, какие условия нужны для развития растения. -Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета? -Давайте проведём несколько опытов и проверим, есть ли эти вещества в почве, выясним состав почвы. |
В словаре, в интернете….
Почва – это …. Чтение определения в учебнике с.64
Ответы учеников.
В почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Вода, воздух, питательные вещества.
Тёмного.
|
Физминутка |
Пойдём с тобою в огород- Немало там у нас забот! Возьмём лопаты (имитация копания земли) , тяпки (имитация рыхления почвы). Взрыхлим, прополем грядки. Потом польём из лейки (имитация поливания) и сядем |
|
|
на скамейке.
|
|
Практическая деятельность учащихся |
Работа в группе. Сегодня мы маленькие учёные и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности, правила работы в группе. Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. 1.Метод наблюдения. Рассмотрите почву. Сделайте вывод: Почва – это … (верхний или нижний) (светлый или тёмный) (плотный или рыхлый) слой земли. (Слайд 4)Плодородиеосновное свойство почвы.(Слайд 5)
2. Метод исследования – эксперимент. -Докажем, что в почве есть воздух.
Опыт 1 (Слайд 6) Возьмём стакан с водой Бросаем комочек сухой почвы Что наблюдаем? |
Работают в группе
Открываем учебники на с.65
Рассматривают почву. Делают вывод на карточке.
Почва – это … (верхний, тёмный) рыхлый) слой земли.
Работа в тетради (по ходу работы заполняем таблицу) Из почвы выходят пузырьки воздуха. В почве есть воздух. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве.
|
|
–Для чего нужен воздух в почве? Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы. Опыт 2 (Слайд 7) Докажем, что в почве есть вода. Возьмём бумажную салфетку Положим на неё немного почвы. Сильно сожмём. Стряхнём почву. Что осталось на салфетке? -Для чего нужна вода в почве? (Слайд 8) Опыт 3 (выполняет учитель) Почву в пробирке начнём нагревать на огне. Что наблюдаем? Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Какой вывод можно сделать? Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. (Слайд 9) Опыт 4 (выполняет учитель) Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина). Какой вывод можно сделать? Опыт 5 (Слайд 10 ) Профильтруем воду, в которой |
На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно. В почве есть вода. Ответы учеников.
Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.
В почве есть перегной.
В почве есть глина и песок.
В почве есть минеральные соли. Составили схему «Состав почвы»
|
|
долго находилась почва. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Какой вывод можно сделать? - Итак, из чего состоит почва? (Слайд 11) В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то, что необходимо для роста растений. |
|
Закрепление изученного материала |
-Что растения получают из почвы? Постройте модель без помощи учебника. - Почему почву называют «чудесной кладовой»?
-Как вы думаете, все ли почвы одинаковые по цвету и составу. (у каждой группы на партах три образца почв) -Рассмотрите разные образцы почв. - Что заметили? (Слайд 12) -От чего зависит цвет почвы? - Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? |
Самостоятельная работа.
Выполнение в задания тетради
Почвы разного цвета. От количества перегноя. Чернозём.
|
|
Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя. -Какая почва наиболее характерна для нашего края? Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек научился использовать их.Но нужно охранять почву от разрушения,чтобы не было техногенных катастроф.(Слайд13,14) Науку о почвах создал великий русский ученый В.В.Докучаев.(Слайд15)Он учил,как правильно ее обрабатывать,чтобы получать хорошие урожаи,как охранять ее от разрушения.Его исследования имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы. |
Ответы учеников. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, потому что работали все дружно. Почву интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. -А какую?
-Поделитесь впечатлениями об уроке. -Какое ваше настроение. - Как вы сможете использовать свой новый опыт? |
Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек). Сегодня на уроке было интересно... Больше всего мне понравилось... |
Итог урока. |
А сейчас вернёмся к оценочным листам и попробуем их заполнить с учётом полученных сегодня знаний. Заполните карточки. И отметьте на шкале, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме.
|
Для меня было открытием то, что...
Почва - это... В состав почвы входит... Самый ценный компонент в почве, от которого зависят виды и свойства почвы - это... В природе существуют виды почв... Эту почву называют царём почв... В нашем крае преобладают… почвы Основное свойство почвы - это...
Почему нужно бережно относиться к почвам? |
Домашнее задание |
Сочинить сказку «Путешествие жука в почве ».
|
|
Анализ урока.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационнокоммуникативных технологий.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебноисследовательской.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.