Личность
понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в
обществе и выполняющий определенные общественные функции.
Личность моложе индивида, так как человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.
Рубинштейн Сергей Леонидович выделял 3 аспекта психического облика личности:
чего
хочет личность, что для нее
привлекательно,
к чему она стремится? Это вопрос о потребностях, интересах и идеалах;
что может личность? Это вопрос о
способностях, о его одаренности;
что личность есть, что из ее тенденций и
установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.
–
это аномалия характера, неправильное, патологическое
развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах.
![]() |
• |
Конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт. |
![]() |
Органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям. |
![]() |
Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма. Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих. |
![]() |
Имеет много общего с эпилепсией (G40), однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения. |
![]() |
При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагностируется редко. |
![]() |
В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. В школьном возрасте проявляется ипохондрия — боязнь за свое здоровье и здоровье близких. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность. |
![]() |
![]() |
![]() |
При эпилептоидном типе с детства преобладает своеобразная аффективность, могут выявляться нарушения влечений, усиливающиеся в подростковом возрасте. Аффекты отличаются бурным проявлением и быстрым истощением. При истероидном типе органической психопатии с детства наблюдаются бурные истерические реакции по незначительным поводам — при малейшей угрозе наказания или отказе в исполнении желаний. В подростковом возрасте безудержное хвастовство, малоправдоподобные фантазии. |
![]() |
![]() |
Описывается также особый вид аномального психического развития — дисгармоническоепротекание периода полового созревания: как его ускорение, так и задержка. Эти аномалии развития могут быть связаны как с генетическими особенностями, так и с экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. |
![]() |
В обобщенной, соответствующей клинической терминологии форме этими методиками пользуются для оценки мнестико-интеллектуальной сферы больного, т.е. при изучении процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, речи и других функций.
Патопсихологические
и нейропсихологические методики оценки восприятия построены с учетом его
различных модальностей. К последним относятся зрительное опознавание реальных,
контурных, зашумленных и расфокусированных изображений (например, проба
Поппельрейтера), опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними в тактильной
сфере (например, доска Сегена); восприятие на слух и оценка ритмических
структур; узнавание знакомых портретов известных лиц; восприятие объектов,
требующих зрительнопространственной переработки (схематические часы, контурная
географическая карта). Следует подчеркнуть, что нарушение или искажение
восприятия нередко выявляется при опознании не единичных объектов, а их
комплекса с увеличением объема перцептивного задания.
Выявление нарушений памяти осуществляется в ситуации произвольного или непроизвольного запоминания. При этом используются задания на заучивание последовательностей слов, зрительных объектов, цифр, фраз и специальных рассказов. Одной из информативных методик исследования памяти является "Пиктограмма", в которой запоминание осуществляется с помощью специальных средств в виде выполняемых больным рисунков, отражающих его ассоциации в связи с каждым из элементов предлагаемой для запоминания последовательности слов и словосочетаний.
![]() |
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ |
К
методикам косвенного изучения личности относятся проективные тесты, а также
различные опросники и шкалы. Все они позволяют на основе специально
разработанных процедур интерпретации получаемых данных (в их количественном и
качественном выражении) получить сведения об особенностях личности через оценку
ее динамических характеристик и отдельных составляющих (мотивация, самооценка,
эмоции, уровень субъективного контроля, межперсональные взаимодействия и
отношения, акцентуации характера и т.д.). Основная ценность этих методик
определяется возможностями многомерного подхода к исследованию личности,
позволяющего "объединить достоинства целостного подхода, свойственного
клиническому методу, с достоинствами метрического подхода, присущего
двухмерному эксперименту" (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение
в экспериментальную психологию личности.—М.: Просвещение, 1985.— С.5).
Приведенная цитата имеет своей целью привлечь внимание читателя к необходимости
глубокого понимания методической направленности личностно-ориентированных
процедур при их выборе для решения клинико-диагностических задач.
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.