Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила:
студентка группы ПНК-3
специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах
Исаенко Анна
Конспект урока литературного чтения
Саша Чёрный «Воробей», «Слон»
Место проведения: школа № 39, 3Б класс
Дата проведения: 31.01.22
Учитель: Кириенко И.Б.________
Методист: Борисова Л.Н. ________
Дзержинск-2022
Тип урока: закрепление изученного материала
Тема: Саша Чёрный «Воробей», «Слон»
Класс: 3Б
УМК: школа России
Цель: обобщение творчества С.Чёрного.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение анализировать лирическое произведение;
-формировать умение находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль.
Развивающие:
- развивать технику выразительного чтения ;
- развивать умение слушать и слышать, аргументировано доказывать своё мнение при ответах на вопросы учителя и работе в парах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету посредством выполнения познавательных заданий.
Планируемые результаты
Предметные:
- анализируют произведения С.Черного;
- находят изобразительно- выразительные средства и
определять их роль;
Метапредметные:
1. Коммуникативные:
- умеют точно и полно выражать свои мысли при ответе на вопрос;
- обсуждают и высказывают точки зрения по содержанию стихотворений;
2. Познавательные:
- соблюдают порядок действий при ответах на вопросы, аргументируют их.
3. Регулятивные:
- читают стихотворения выразительно;
Личностные:
- проявляют активность при выполнении познавательных заданий.
Оборудование: учебник, презентация, тетрадь для уч-ся, карточки, с заданием.
Ход урока
Этап урока |
Задачи этапа урока |
Методы и приемы работы |
Дидактические средства |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
Формы организации |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
|
|
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||
Орг. Момент. |
Организовать учащихся. |
Беседа |
Речь учителя |
Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня урок лит.чтения у вас проведу я. Проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должен лежать учебник, пенал и тетрадь
|
|
Фронтальная |
Самоконтроль |
|
Слушают учителя |
|
|
|
||
Актуализация опорных знаний. |
|
беседа |
Презентация, речь учителя |
С каким автором вы работали на прошлых урока? -Какие произведения изучили? - Чем они вас заинтересовали? -Какие интересные факты вы запомнили из жизни С.Черного? Давайте мы вспомним биографию автора. Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя. Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) в своих произведениях всегда писал о том, что прежде всего человеку необходимо быть добрым и чутким, жить по чести и любви. Творчество Саши Чёрного - уникальное явление в русской поэзии начала ХХ века. Его стихи своеобразны; в них сочетаются юмор, искренность, смелость и в то же время душевная боль. А сейчас я предлагаю Вам пройти небольшой тест по биографии С.Черного. Сегодня на уроке обобщим знания о произведениях С. Черного. |
|
Фронтальная |
Самоконтроль |
Знают прошлую тему урока |
Могут оценивать деятельность своих товарищей |
Участвуют в совместной деятельности |
|
|
||
Основная часть |
|
Беседа, рассказ, работа с учебником |
Презентация |
Работа над содержанием стихотворения «Воробей». Отгадайте загадку Маленький мальчишка В сереньком армячишке, По дворам шныряет, Крохи собирает. - О ком идёт речь? (о воробье). (повесить картинку) Откройте
учебнике на странице 46. - Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте? (ВЬЮШКА) - Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника. ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла. - Перечитайте первые четыре строчки стихотворения "Воробей". - Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий). - С кем его сравнивает автор? (с мышкой). - Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие). - Как поэт относится к воробью? Докажите. (Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”). - Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц) – Прочитайте стихотворение выразительно, так, будто вы сами разговариваете с воробышком Читают выразительно стихотворение (2–3 ученика) Работа над содержанием стихотворения «Слон» - Предлагаю поиграть в игру. Вы должны угадать название животного по моим подсказкам. Постарайтесь догадаться, о ком идёт речь как можно раньше. 1. Игра. (Описание животного “слон”). - Бывает индийский и африканский... - Большое животное весом до трёх тонн... - У него огромные уши и длинный нос. (Слон). - Именно так называется следующее стихотворение Саши Чёрного. Кто мне прочитает это стихотворение выразительно? Послушайте его и скажите, каким описан слон? (беззащитным) - Как написано стихотворение “Слон”? (как разговор автора и животного). - Первый вариант находит и читает слова автора, второй - слона. (Самостоятельная работа учащихся по вариантам). - А сейчас стихотворение прочитаем по ролям. (Приглашаются по одному человеку из каждого варианта для прочтения диалога и изображения его участников). - Какое чувство вызвало у вас стихотворение? (жалость к большому, но беззащитному животному). - Почему слон стал беззащитным? (потому что он оказался за решеткой). - Где мы в неволе можем встретить животных? (в зоопарке). - Что вы смогли бы сделать для слона в зоопарке? (навещать его, приносить ему гостинцев,...) Текст 1 вопроса: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали ответы на вопросы: 1)Маленькая птичка, живущая в городе. 2)Он имеет большие и уши и хобот. Текст 2 вопроса Разделите слова по тем произведениям, в которых они встречаются: Слова для выбора: бисер, пичужка, дружок, человек, глазки, крошки, бревна, малыш Каждое произведение нас чему-нибудь учит. Чему научили вас стихи ? Что объединяет эти произведения? О каких личностных качествах Саши Черного вы узнали на уроке? ( Этот человек неравнодушен к происходящему вокруг. Он призывает и нас быть неравнодушными.) Карточки А сейчас я предлагаю вам сочинить веселую историю про слона и запиши ее в «Рабочую тетрадь». На это задание вам 10 минут. |
. |
Фронтальная |
Самоконтроль |
|
Определяют тему урока |
Могут слышать и слушать одноклассников |
|
|
||
Рефлексия. Итог урока.
|
Учить оценке результатов деятельности (Р.) |
|
|
- Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения? - Чему нас учат стихи Саши Чёрного? ( учат доброте, чуткости, бережному отношению к природе, её обитателям) -Оцените
свою работу на уроке. Ребята, спасибо за работу! Урок окончен. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.