Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»
Конспект урока чтения
5 класс
(обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальной недостаточностью))
Тема: По Л. Жарикову. Рассказ «Снега, поднимитесь метелью».
Учитель русского языка: Рафейчик Ольга Александровна
Тема: |
По Л. Жарикову. Рассказ «Снега, поднимитесь метелью». |
||
Цель: |
Формирование условий для осмысления содержания рассказа. |
||
Задачи: |
1. Совершенствовать технику чтения; развивать умение отвечать на вопросы полными развернутыми ответами; расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне. 2. Развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста; развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения. 3. Воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей; воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера. |
||
Оборудование: |
учебник, электронная презентация. |
||
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Контроль за готовностью класса к уроку.
2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Задания:
* Назвать героев произведения Александра Ивановича Куприна «Белый пудель».
2. Вопросы:
- Кто из героев вам больше понравился? Почему?
- О чём заставил задуматься рассказ Куприна «Белый пудель»?
II группа – задание то же.
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
3. Опрос учащихся.
* Чтение отрывка из четвертой части.
II группа – задание то же.
III группа – выразительное чтение стихотворения.
4. Выставление оценок.
5. Сообщение темы и цели урока.
III. Работа над темой урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
* Вопросы:
- Произведения какого раздела изучаем?
- Какой праздник мы будем отмечать 9 мая?
- В каком году началась Великая Отечественная война?
- В каком году закончилась война?
- Какую годовщину Победы будет праздновать страна в этом году? (73)
- Что такое война?
* Сообщение учителя.
1)В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2)Война-это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
3)Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик,65 тысяч километров железнодорожных путей.
4)Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
5)Война- это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты
К теме Великой Отечественной войны обращались многие поэты и писатели. Сегодня на уроке познакомимся с произведением Л. Жарикова «Снега, поднимитесь метелью!».
Бои шли в ноябре 1941 года. Дивизия генерала Панфилова защищала Москву. Бойцы 4 роты в составе 28 человек держали оборону в течение 4-х часов, пока не пришло подкрепление. Бойцам пришлось сражаться с 50-ю вражескими танками. Всю страну тогда облетели слова одного из защитников столицы Василия Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда – позади Москва!» (Слайд 5) Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы фашистских машин. Все они погибли, но врага не пропустили. Этот подвиг панфиловцев стал примером для других. Недалеко от Москвы на разъезде Дубосеково поставлен памятник героям.
2. Гимнастика для глаз.
3. Словарная работа.
* Чтение хором «трудных» слов.
Ду-бо–се-ко-во
За-по-ро-шен-ные
Кро-во-про-лит-ная
Про-ти-во-тан-ко-вые
Бро-не-бой-ны-ми
Ав-то-мат-чи-ки
Ис-те-кав-ший
* Знакомство с новыми словами.
Эшелон танков – боевое построение танков.
Окоп- углубление в грунте, защищающее солдат и военную технику от поражения различными видами вооружения.
Разъезд-это переезд через высокую железнодорожную насыпь.
Высокая железнодорожная насыпь и глубокий ров перед насыпью была непреодолимой преградой для немецких танков. Осенью ров был заполнен водой, а потом присыпан снегом! И оставалась только узкая дорога, через переезд, которую, обороняли панфиловцы.
4. Чтение рассказа учителем.
* Вопросы:
- Почему автор так назвал свое произведение?
5. Динамическая пауза.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть»
6. Чтение и анализ рассказа по вопросам.
* Прочитать отрывок из гимна о Москве. Определить связаны ли они с рассказом «Снега, поднимитесь метелью!».
* Вопросы:
- Где происходил бой, о котором говориться в рассказе?
- Что защищали бойцы в этом смертельном бою?
- Почему этот бой можно назвать смертельным?
- Как вели себя защитники Москвы?
- Какие слова Клочкова стали главными для бойцов?
- Чем закончился бой?
II группа – задание то же.
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности, чтение отрывка по заданию учителя.
IV. Итог урока.
1. Выставление оценок.
2. Рефлексия.
3. Вопросы:
- Какое чувство вы испытали при прочтении произведения? Почему?
II группа – задание то же.
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
В канун Дня Победы на улицах прохожим раздают Георгиевские ленточки. Это своего рода проявление уважения к защитникам нашего отечества. Символ того, что мы не забыли о их великом подвиге. Прикреплять ленту на грудь , с левой стороны.
V. Домашнее задание.
стр. 217-221, читать, отвечать на вопросы
III группа – читать отрывок стр.221.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.