Конспект урока
чтения и развития речи
в 3«к» классе
на тему: В.Хомченко «Птица-синица».
Учитель-олигофренопедагог: Н.А.Никонорова
р.п. Черлак 2017
г.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить с рассказом В.Хомченко «Птица – синица».
Образовательные задачи:
· вырабатывать безошибочное, выразительное чтение;
· учить отвечать на вопросы полными фразами;
· продолжать знакомить учащихся с образом жизни птиц;
· закреплять умения в ориентировке во временах года.
Коррекционно – развивающие задачи:
· корригировать и развивать правильную связную устную речь через речевые упражнения, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас;
· развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
· развивать слуховое восприятие через повторение ритмов;
· развивать долговременную память, умение распределять внимание (ориентироваться в задании);
· развивать личностные качества учащихся (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);
· развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
· воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к птицам;
· воспитывать самостоятельность;
Здоровьесберегающие задачи:
· планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости учащихся;
· следить за правильной осанкой детей;
· способствовать созданию благоприятного климата, соблюдение дифференцированного индивидуального подхода.
Оборудование:
· картинки с изображением синицы(разрезные)
· пластилин
· клеёночки, салфетки
· словарные слова
· ноутбук
· шаблоны синиц
· кормушка
· презентация
· сюжетные картинки к сказке "Снегирь и синичка"
· Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч. 2 – 2-е изд. М.: Просвещение, 2016.
Этапы и виды работы на этапе |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I.Организационный А) Эмоциональный настрой на урок
2 мин.
Б) Пальчиковая гимнастика 1 мин. |
- Здравствуйте, ребята. -Встаньте все красиво, готовимся к уроку.
- Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? - А как вы поняли что сейчас зима?
- А кто знает какой сейчас месяц? - Назовите все зимние месяцы. - А после зимы какое будет время года? - Перечислите весенние месяцы. - Какой праздник мы отмечаем в марте? - Хорошо, но это не только праздник мам, этот праздник называется Международный женский день. - Молодцы! Присаживайтесь на свои места. - А теперь для того чтобы наши руки слушались сделаем пальчиковую гимнастику. (Складываю ладони)
|
Читают стихотворение: Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем. Ни минуты не теряем!
-Сейчас на улице зима.
-Потому что на улице холодно и лежит снег. -Сейчас февраль. -Декабрь, январь, февраль. -После зимы будет весна.
-Март, апрель, май. - В марте праздник мам.
-Дятел, дятел (указательные пальцы) -Тук-тук-тук (средние пальцы) -Эй, приятель! (безымянные пальцы) -Я - не жук! (мизинцы) -Ты, не жук? (указательными пальцами показываем) -Тогда пока! (машем руками) -Но похож ты на жука! (грозим пальцами) |
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Закреплять умения в ориентировке во временах года
Развитие мелкой моторики рук.
|
II.Актуализация прежних знаний А) беседа 1 мин.
Б) проверка домашнего задания 3 минут |
- Ребята, как называется раздел, который продолжаем изучать? - Что вам было задано на дом?
- А может это рассказ?
- Молодцы! Вам в помощь я приготовила сюжетные картинки. Они вам помогут при пересказе. (картинки на доске) Кто готов пересказывать? (если возникнут трудности мочь наводящими вопросами) - Почему Снегирь проголодался? - Почему Снегирю стало жалко Синичку? - Что он пообещал принести Синичке? - Что нашёл Снегирь? - Почему Снегирь не съел зёрнышко сам? - Как Снегиря можно назвать?
- Молодцы, хорошо подготовили д/з. |
- "Так нельзя, а так можно"
- Пересказ сказки "Снегирь и Синичка". - Нет, это сказка. потому что есть вымысел. Птички разговаривают.
Пересказывает: Маша, Виталя, Влад.
|
Коррекция памяти. Учить отвечать на вопросы полными фразами
Корригировать и развивать связную устную речь. |
III. Введение в тему урока.
А) Отгадывание загадок 2 мин.
Б) Беседа 2 мин.
В) Работа в парах Игра "Собери картинку" 2 мин.
IV. Сообщение темы урока а) Целеполагание
1 мин.
|
Ребята, я для вас приготовила загадки о птицах. - Слушайте внимательно. Если догадались про кого идёт речи, можно отвечать хором.
-Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …. . слайд1
Трещала с самого утра:
Озорной мальчишка, В сером армячишке, По дереву шныряет. Крошки собирает. слайд3
Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной, На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. слайд4
Спинка синеватая, Животиком желтоватая, Чёрненькая шапочка И полоска галстучка. слайд5
- Ребята, как можно одним словом назвать этих птиц? слайд 6
- Почему мы называем птиц зимующими? - А как живется птицам зимой?
- Как мы им можем помочь? - Хорошо, молодцы! Посмотрит какую кормушку я приготовила. Сегодня после урока мы с вами повесим ее на дерево в нашем школьном дворе и накормим птиц.
- А пока, давайте поиграем в игру, которая называется "Собери картинку". - У вас на столах лежат конверты. Ваша задача вынуть из конверта осколочные картинки и собрать в одно целое. - Какая птица изображена на картинке? - Молодцы, с заданием справились. - Руки? - Ноги? - Локти? - Спина?
- А как вы думаете почему именно синичка? - Хорошо, молодцы! - слайд7 Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Василия Хомченко "Птица-синица"
|
снегири
сорока
воробей.
дятел.
синица.
-Зимующие птицы.
- Потому что они зимуют у нас. -Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах.
- Сделать кормушки и подкармливать их.
Дети собирают картинки
-На картинке изображена синица.
На месте. На месте. У края. Прямая.
-Наверное потому, что мы будем читать произведение про синицу.
|
Развивать слуховое восприятие через отгадывание загадок.
Продолжать знакомить учащихся с образом жизни птиц. Учить отвечать на вопросы полными фразами.
Развивать внимание, целостное восприятие предмета
Коррекция осанки. Развивать навык самоконтроля.
Развивать умение формулировать цель урока |
V. Изучение нового материала. А) Рассматривание сюжетной картинки 2 мин.
Б) Физминутка для слухового восприятия 1 мин.
В)Чтение учителем 3 мин.
Г) Артикуляционная гимнастика 2 мин.
Д) Целеполагание
Е)Чтение трудных слов, словарная работа. 2 мин.
Ё)Чтение рассказа учащимися 4 мин.
Ж) Работа с текстом 2 мин. |
- Откройте учебник на стр. 27
-Рассмотрите внимательно картинку. - Давайте с вами немного пофантазируем. - Как вы думаете о чем это произведение? - Хорошо, а правильны ли ваши предположения мы узнаем чуть позже.
- А сейчас, дятел дерево долбит, эхо точно повторит. (.. .., . .., .. ., .. ..., ... ..)
- Умницы!
- А теперь сядьте ровненько, внимательно слушайте и подумайте правильны ли были ваши предположения о чем этот рассказ.
- Правильно ли вы думали о чем рассказ? - О какой птице рассказал нам автор? - Можно ли держать в неволе диких птиц?
- А теперь встаньте тихонечко из-за парты, сделаем артикуляционную гимнастику 1. Толстые внуки приехали в гости. 2. С ними худые лишь кожа да кости. 3. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. 4. Поцеловать они всех потянулись. 5. Утром проснулись в улыбочку губы. 6. Чистили мы свои верхние зубы. 7. Вправо и влево , внутри и снаружи. 8. С нижними зубками тоже мы дружим. 9. Губы сожмем мы и рот прополощем. 10. И самоваром пыхтим, что есть мочи. 11. Блюдца поставим- положат блины нам. 12. Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо. Блинчик жуем, завернем и прикусим. 13. Блинчик с вареньем малиновым вкусным. 14. Чашки поставим, чтоб чаю налили. 15.На нос подули- мы чай остудили. 16. Чаю попили- никто не обижен 17. Вкусный был завтрак - мы губки оближем 18. Бабушка шила, а Барсик с катушкой , бегал как будто с живою зверушкой. 19.Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем. 20. Бабушка швы на машинке строчила и на зигзаг её переключила. 21. Петли иголкой она обметала, пуговки круглые попришивала
22. Дедушка сделал для внуков качели, все мы на них покачаться успели. 23. После качелей мы в прятки играли, прятались на чердаке и в подвале. 24. Дедушка скачет на лошади ловко. 25. Звонкие вязнут на глине подковки. 26. Вот замедляет лошадка шажочки. 27. Вот на опушке мы видим грибочки. 28. Вот из сарая индюшка пришла важно сказала: "Бл-бл-бл-бла". - Хорошо, присаживайтесь на место.
- Как вы думаете, чему вы будете учиться на уроке? Слайд8 1. Писать слово "синица". 2. Рисовать синицу. 3.Читать выразительно и без ошибок.
- А теперь давайте поработаем с вами над трудными словами, которые встретятся при чтении произведения. Хором читаем. Слайд9 ХВА-ЛИТЬ-СЯ ХВАЛИТЬСЯ - Что значит это слово? Слайд10 ХО-РО-ВОД ХОРОВОД - Что такое хоровод?
- Молодцы. а теперь пришло время еще раз прочитать рассказ, но теперь это сделаете вы. Не забывайте, что у меня в руках колокольчик.
– Кого подарил Лиле мальчик-сосед?
- Как дети просили птичку петь, почему она не пела? - Как ты понимаешь папины слова, что клетка – это наказание для птицы?
- Почему Лиля решила выпустить на свободу птичку? - Для чего папа сделал кормушку?
- Как вы думаете правильно ли поступила Лиля, почему? |
Работа с учебником
Ответы детей.
Слушают.
Ответы детей
Надувают щёки Втягивают щёки Улыбка
Губы тянутся вперёд Улыбка Движения языком по зубам
Поочерёдное надувание щёк
Надувание щёк и выпускание воздуха Широкий язык на нижней губе
Дуют на язык. Жуют, прикусывают, заворачивают язык
Облизывают губы
Чашечка Дуют на нос Чашечка Облизывают губы
Кончик языка зацепляется за зубы
Иголочка
Иголочка двигается вперед-назад, вправо-влево Кончик языка описывает круг за губами. Язык упирается в щёки с одной, другой стороны, а палец толкает его в рот Качели
Язык за верхней губой, за нижней
Щёлкают языком
Замедляют щелчки Язык упирается в нёбо
Широкий язык ходит по верхней губе, упр. делается с голосом
- Читать выразительно и без ошибок.
Проговаривают вместе с учителем Хвалиться- значит хвастаться
Когда ходят вокруг. взявшись за руки.
Читают рассказ по очереди, услышав звон колокольчика одно слово читают хором.
-Мальчик-сосед подарил Лиле синицу в клетке. - Кормили ее, водили хоровод вокруг клетки. - Потому то синица привыкла жить на воле, а ее закрыли в клетке. - Потому что Лиле стало жалко птицу. - Папа сделал кормушку, чтобы кормить птиц. - Да, потому что нельзя держать вольных птиц в клетках. |
Развивать внимание, мышление. Учить отвечать на вопросы полными фразами
Развивать слуховое восприятие через повторение ритмов
Коррекция артикуляционного аппарата.
Развивать умение формулировать задачу урока
Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас Формировать навык правильного послогового чтения слов, чтения целыми словами
Вырабатывать безошибочное, выразительное чтение Развивать внимание , навык самоконтроля.
Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
|
VI.Практическая работа 4 мин.
|
- Ребята, в конце рассказа к Лилиной кормушке прилетели синички. А наша кормушка пустая. Давайте тоже покормим птичек. - У вас на партах лежат шаблоны птиц. - На какую птицу похожи наши птички? - А чего не хватает у наших синиц? - Ваша задача сделать из пластилина грудку синички цветной. |
-Они похожи на синичку.
-Не хватает жёлтой грудки. Выполняют работу. |
Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность |
VIII. Итог урока 3 мин. |
-А теперь выходите к доске по очереди и посадите свою синичку на кормушку.
- Ну вот теперь и наша кормушка ожила. - Вспомните пожалуйста, тему нашего урока? - А кто помнит автора этого произведения? - Чему вы сегодня научились на уроке? Слайд11 Сегодня на уроке я научился.... |
Выходят к доске.
-Рассказ "Птица-синица"
-Василий Хомченко
Ответы детей
|
Учить отвечать на вопросы полными фразами
Развивать память
|
IX. Домашнее задание 1 мин. |
-Откройте дневники, запишите домашнее задание Стр. 27-28 в. ч. |
Записывают в дневник. |
Воспитывать самостоятельность, организованность.
|
Х. Оценивание 2 мин. |
–Оцените самостоятельно свою работу на уроке. - Если вы работали хорошо и у вас все получалось поднимите зелёную карточку. - Если в чувствуете, что вам нужно еще постараться и работать лучше поднимите красную карточку. - Ребята, вы все старались, вы - молодцы! Оценки за урок |
Оценивают свою работу |
Развивать умение оценивать свою работу |
XI.Резерв |
-А теперь я предлагаю вам вспомнить стихотворения из раздела "Зимушка-зима" |
Рассказ детьми стихотворений |
Развивать долговременную память |
Самоанализ урока по чтению и развитию речи в 3 классе по программе коррекционных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Учитель: Плакса Александр Николаевич
Урок чтения был дан на тему: « В.Хомченко «Птица-синица». Перед учителем и обучающимся стояла цель: познакомиться с произведением В.Хомченко «Птица-синица». Поставленной цели соответствовал тип урока - комбинированный.. Были поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи:
• вырабатывать безошибочное, выразительное чтение;
• учить отвечать на вопросы полными фразами;
• продолжать знакомить учащихся с образом жизни птиц;
• закреплять умения в ориентировке во временах года.
Коррекционно – развивающие задачи:
• корригировать и развивать правильную связную устную речь через речевые упражнения, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас;
• развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
• развивать слуховое восприятие через отгадывание загадки;
• развивать долговременную память, распределять внимание – уметь ориентироваться в задании;
• развивать личностные качества учащихся (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к птицам;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие задачи:
• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости учащихся;
• следить за правильной осанкой детей;
• соблюдать режим охраны зрения, способствовать созданию благоприятного климата, соблюдение дифференцированного индивидуального подхода
Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника. Приёмы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Урок достиг цели и решил основную дидактическую задачу: сделав анализ произведения, учащийся понял тему и идею рассказа.
Проверка домашнего задания организована индивидуально в виде фронтальной беседы.
Подготовительной работой перед чтением произведения была речевая разминка для работы над дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз.
При первоначальном знакомстве учащегося с художественным произведением использовалась презентация, для быстрого прочтения и понимания значения слов и выражений в читаемом тексте была проведена словарная работа; для лучшего усвоения текста и более глубокого восприятия его в целом текст был прочитан учителем.
Вопросы при анализе произведения были построены в виде беседы на выявление отчётливого, глубокого понимания ребёнком авторского замысла, отношения автора к описываемым событиям и героям произведения, для анализа ситуации, в центре беседы было выявление идейного содержания рассказа и формирование его главной мысли.
Чтение на уроке было организовано в виде самостоятельного чтения, выборочного чтения по вопросам, так как, следуя за ходом развёртывания сюжета, ребёнок осваивал логику произведения в целом.
Читательский опыт учащегося на уроке анализировался с помощью наблюдения за окружающей действительностью.
На уроке были использованы методы:
а) словесные (беседа на всех этапах: при подготовке к активизации познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, рассказ учителя)
б) наглядные
в) практические ( складывание картинки, игра)
г) проблемно – поисковый (пересказ детьми по цепочке путём договаривания предложений из рассказа:)
На уроке были задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения. Учитывая психологические и возрастные особенности обучающегося, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, артикуляционная разминка. Применение дидактической игры на уроке способствовало развитию у учащегося интереса к обучению, повышению внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений. Задачи воспитания осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы на уроке, доброжелательные отношения учителя и ученика.
Продуктивность занятия оценивалась совместно с ребёнком.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у ребёнка интереса к чтению произведения, положительному отношению к окружающему миру. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные социально-психологические, эстетические условия для обучения. Урок поставленных задач достиг, о чём говорят показатели степени обученности:
- на уровне запоминания: учащийся может пересказать содержание, отвечает на вопросы репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности;
- на уровне понимания: учащийся не только воспроизводит, но может объяснить, привести пример. Сущность вопроса им понимается, а не просто формально закрепляется в сознании;
- на уровне применения: ученик может применить на практике теоретические знания в простейших заданиях. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки.
Рациональность и эффективность использования времени урока рассчитаны в соответствии с намеченными целями и имеющимися возможностями, чередования и смены видов деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.