КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений»
Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; формирование умений классифицировать растения по признаку «дикорастущие — культурные»; воспитание бережного отношения к природе;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: отличие культурных растений от дикорастущих;
Уметь: классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные»; приводить примеры растений каждой группы;
Личностные:
ü принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
ü проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
ü осознавать личностный смысл учения.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика
|
|||
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный метод: слово учителя |
1-2 мин |
- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. - Для начала проверьте свою готовность к уроку, на парте должен быть порядок. Помните: порядок в вещах – порядок в мыслях. - А теперь, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и дайте «пять» своему соседу по парте. - Здорово, вот мы и зарядились позитивным настроем на урок! Садитесь. - Ребята, посмотрите, это девиз нашего урока «Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой своей дорожи!» (на слайде) - Как вы понимаете его смысл? - Верно, молодцы! |
Проверяют свою готовность к уроку.
Взаимодействуют друг с другом.
Нужно работать с душой, беречь время.
|
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный метод: учебный диалог
Наглядный: демонстрация слайдов
Практический: работа в парах |
4-5 мин |
- Ребята, послушайте, внимательно стихотворение-загадку, и отгадайте ответ. Посмотри,
мой милый друг, - Совершенно верно, молодцы! Ребята, а что же такое природа?
- Хорошо, а кто сможет привести примеры природы, что к ней относится?
- Ребята, а что вы знаете о растениях? На какие группы их можно поделить? - Хорошо, молодцы! Растительный мир богат и разнообразен. Давайте попробуем все растения разделить на 2 группы. Для этого будем работать в парах: посоветуйтесь с соседом и разделите предложенные растения на 2 группы. (на слайде: крапива, сосна, репейник, яблоня крыжовник, огурец) - Проверяем, ребята, какие группы у вас получились?
- Почему вы объединили именно так растения?
- Ребята, а кто-нибудь знает, как называются эти группы растений?
|
- Природа. - Природа – это все что нас окружает, и не создано руками человека.
- Небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса.
- Растения делятся на: деревья, кустарники и травы.
Работа в парах (разделить растения на 2 группы).
- 1 группа: крапива, сосна, репейник 2 группа – яблоня, крыжовник, огурец - Одни из них растут в лесу, на лугу – сами по себе; другие – в саду, за ними ухаживает человек. - Дикорастущие и культурные растения. |
П: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнять и расширять знания.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
III. Постановка учебной задачи
Словесный метод: Проблемный вопрос |
4 -5 мин |
- Скажите, ваших знаний уже достаточно, чтобы правильно разделить все растения на 2 группы и объяснить принятое решение. - Почему вы так считаете? - Хорошо, тогда, кто сможет назвать сегодняшнюю тему урока? - Верно! Как вы думаете, какую цель поставим, чему мы научимся сегодня на уроке? (опора на слайде: узнаем: Научимся…) |
- Нет.
- Эту тему мы еще не проходили. - Дикорастущие и культурные растения. - Цель урока: узнаем, какие растения называются культурными и дикорастущими; научимся отличать культурные растения от дикорастущих; |
П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работ |
IV. Открытие нового знания
Наглядный: демонстрация слайдов
Словесный метод: учебный диалог
Практический: задние на слайде
Словесный метод: слово учителя
|
7-8 мин |
- Ребята, посмотрите! К нам на урок прилетела бабочка. Она летает везде, садится и на культурные растения и на дикорастущие, поэтому она будет сопровождать нас на уроке. Предлагаю вместе с ней изучать тему нашего урока. - Посмотрите, пожалуйста на слайд (культурные растения). Подскажите, пожалуйста, бабочке, что это за растения? - Какие растения мы называем культурными?
- Хорошо, молодцы, ребята! А здесь, какие растения изображены? (на слайде дикорастущие) - А какие растения мы называем дикорастущими?
- Хорошо, молодцы. А теперь, ребята, давайте на примере яблони и ели постараемся увидеть разницу между дикорастущими и культурными растениями, охарактеризуем каждую группу. - (на слайде ель и яблоня) Давайте подумаем, чем похоже и чем различаются ель и яблоня? - Хорошо, а в чем различие?
- Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, почему человек сажает яблони и ухаживает за ними?
- Ребята, какой вывод можно сделать из нашего примера?
- Теперь, внимательно рассмотрите рисунки и распределите их в группы: дикорастущие и культурные. (на слайде: крапива, рябина, черника, капуста, пшеница, помидор) - Молодцы! - Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными. - Сейчас, ребята, многие культурные растения совсем не похожи на своих диких предков. Давайте сравним плоды дикой яблони и садовой. - Чем они отличаются? - Таким образом. Отбирая лучшее и крупные плоды, человек научился выращивать новые виды растений. - Ребята, всем нам известна капуста. Человек научился выращивать большое количество разных видов капусты. Кто-нибудь знает, какие виды капусты есть? - Посмотрите на слайд (Дикая капуста; Белокочанная; Цветная; Кольраби; Брюссельская; Савойская) А есть еще декоративная капуста. Ее выращивают на клумбах. |
- Культурные.
- Это растения, которые посадил, вырастил человек. Он ухаживает за ними, снимает урожай. - Дикорастущие.
- Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико», люди их не выращивают.
- Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу. - Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек. - Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды. - Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает, растущие без помощи человека. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними.
Дикорастущие – крапива, рябина, черника. Культурные – капуста, пшеница, помидор.
Воспринимают информацию.
- Плоды дикой яблони мелкие и кислые, а садовой – большие и сладкие.
Отвечают на вопрос.
Воспринимают информацию. |
П: анализ
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
П: анализ
К: учёт разных мнений
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
П: анализ
|
V.Первичное закрепление во внешней речи
Практический метод: работа с заданием
Динамическая пауза
|
4-5 мин |
- Итак, ребята, закрепим полученные знания, разгадаем загадки. Назовите растение, указав 1) дерево, кустарник или травянистое растение; 2) культурное или дикорастущее растение. 1. Посадили зернышко – Вырастили солнышко.
2. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый Год я главная.
3. Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят.
4. Он шипы свои выставил ловко, А шипы у него как иголки. Но мы не шипы у него соберем, Полезных плодов для аптеки нарвем.
Физминутка - Ребята, посмотрите, к нам снова прилетела бабочка. Она хочет поиграть с вами в свою любимую игру и проверить ваши знания. Справимся с заданием? - Итак, вам необходимо встать. Если я называю культурное растение, то вы поднимаете руки вверх; если называю дикорастущее растение, то вы должны присесть. (осина, огурец, тополь, астра, камыш, груша, роза, одуванчик) |
Слушают задание.
1. Подсолнух (культурное растение)
2. Ель (дикорастущее дерево)
3. Ландыш (дикорастущее травянистое растение)
4. Шиповник (дикорастущий кустарник)
- Да!
Выполняют действия. |
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
П: анализ
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический метод: работа по карточкам
|
4-5 мин |
- Молодцы. Ребята, но у нас с вами есть ещё одно задание, которое приготовила бабочка. У каждого из вас на партах лежит карточка с заданиями. Вам необходимо их выполнить. Приступайте к работе, если возникнут вопросы, тихонько поднимайте руку, и я подойду. - Итак, ребята, проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, карточками со своим соседом. Проверяем ответы с образцом на слайде. |
Выполняют задания теста.
Взаимопроверка, сверяют с эталоном на экране. |
Р: выполнение пробного учебного действия;
П: контроль и оценка
|
VII. Включение в систему знаний
Практический метод: работа с кроссвордом
|
7-8 мин |
- Ребята, бабочка приготовила еще одно задание, чтобы до конца убедиться в наших с вами знаниях по теме сегодняшнего урока. Она приготовила кроссворд, который нужно разгадать. Вы будете заполнять свои кроссворды в парах, а я на слайдах. Выполнять будем вместе.
1. На сучках висят шары – Посинели от жары! ü Вишня ü Яблоки ü Слива 2. Не огонь – а жжётся, В руки не даётся. ü Крапива ü Кактус ü Подорожник
3. В шубе летом, А зимой раздеты. ü Трава ü Кустарник ü Дерево 4.
Круглый, зрелый, загорелый, ü Абрикос ü Груша ü Орех 5. Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая – чернеет. ü Шиповник ü Вишня ü Смородина 6. Дышит, растет, А ходить не может. ü Растение ü Животное ü Человек
- Отлично, ребята. Вот мы и выполнили все задания бабочки. Вы большие молодцы! |
Слива
Крапива
Дерево
Орех
Смородина
Растение
|
П: анализ
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Л: проявление активности в общей работ
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: слово учителя, учебный диалог |
2-3 мин |
- Итак, ребята, подведем итоги нашего урока. - Какую тему мы сегодня проходили?
- Какая цель стояла перед нами?
- Мы достигли поставленной цели? - Хорошо, тогда скажите мне, пожалуйста, какие растения мы называем культурными, и какие дикорастущими? И чем же они отличаются?
- Здорово, ребята, у кого сегодня было хорошее настроение. Все получалось и вам было интересно – покажите мне палец вверх. А кому было трудно выполнять задания и неинтересно – покажите палец вниз. - Отлично! Спасибо вам большое за урок, ребята. Мне очень понравилось с вами поработать! До свидания. |
- Культурные и дикорастущие растения. - узнать, какие растения называются культурными и дикорастущими; научиться отличать культурные растения от дикорастущих; - Да. - Культурные – Это растения, которые посадил, вырастил человек. Он ухаживает за ними, снимает урожай. Дикорастущие – Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико», люди их не выращивают.
Показывают нужный жест, в зависимости от настроения. |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.