Конспект урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Задачи:
1. Повторить круги кровообращения и строение сердца позвоночных животных.
2. Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругу кровообращения.
3. Доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.
Оборудование: таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности. Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы — линейка каждому учащемуся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний.
Понятийная разминка: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, тканевая жидкость, лимфа, гемоглобин, оксигемоглобин, фибриноген, фибрин, фагоцитоз, фагоциты, антигены, антитела, «ворота инфекции», вакцина, сыворотка, иммунитет, донор, реципиент, агглютинация, резус-фактор, артерии, аорта, капилляры, вены, лимфатические капилляры.
Индивидуальный опрос:
1) Рассказать о строении сердца и значении околосердечной сумки.
2) Рассмотреть сердечный цикл.
3) Проследить взаимосвязь местной и центральной регуляции со стороны центральной нервной системы, а также гуморальной регуляции.
1. Причина движения крови. (Рассказ-беседа.)
Движение крови по сосудам обеспечивается:
1. работой сердца
2. разницей кровяного давления в артериях и венах
3. клапанами, расположенными в венах
4. присасывающей силой грудной клетки при вдохе
5. сокращением мышц
Полный оборот крои через оба круга кровообращения совершается за 21-22 секунды.
2. Артериальное давление крови. (Разъяснение принципа работы тонометра и демонстрация процедуры измерения давления крови в плечевой артерии.)
3. Скорость кровотока. (Беседа, разъясняющая причины скорости движения крови, которая имеет место в артериях, капиллярах и венах.)
Величина кровяного давления:
- в аорте 150 мм.рт.ст.
- в крупных артериях 120 мм.рт.ст.
- в капиллярах 30 мм.рт.ст.
- в венах 10 мм.рт.ст.
Скорость тока крови:
- в крупных артериях 0,5 м/сек.
- в средних артериях 0,06-0,14 м/сек
- в полых венах 0,2 м/сек
- в капиллярах 0,0005 м/сек
4. Кровоснабжение органов в зависимости от нагрузки. (Разъяснение опыта Моссо по рис. 57.)
5. Поддержание постоянства артериального давления крови, гипо- и гипертония. (Беседа, разъясняющая суть заболеваний.)
6. Природа пульса. (Беседа.)
Артериальный пульс - ритмические колебания стенки артерии в период систолы желудочков сердца. Скорость распространения пульсовой волны 6-9 м/сек.
7. Лабораторная работа «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». (Выполняется по инструкции на с. 117 учебника.)
8. Лабораторная работа «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». (Выполняется по инструкции нас. 118 учебника.)
1. Рассказать о доставке питательных веществ и кислорода тканям.
2. Проследить, как происходит образование тканевой жидкости и лимфы и отток последней в вены большого круга.
3. Рассказать о строении вен, артерий и капилляров и показать связь их строения с функцией.
V. Домашнее задание §23, с.120 – вопросы, термины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.