Урок биологии, 9 класс
Тема: «Экологические факторы среды».
Цель урока: обобщить знания об основных видах экологических факторов и их влиянии на организм. (Слайд № 2)
Образовательные задачи:
• вспомнить понятие «экологический фактор» и его основные типы;
• изучить многообразие абиотических факторов;
• выяснить виды антропогенного влияния.
Развивающие задачи:
• способствовать развитию способности учащихся к самостоятельной работе и работе в парах на уроке при решении возникающей задачи;
• способствовать развитию интеллектуальных компетенций;
• способствовать развитию умений применять полученные знания в практических жизненных ситуациях.
Воспитательные задачи:
• воспитывать толерантность, умение работать в парах;
• экологическое воспитание обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: Оценивание усваиваемого содержания, Обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивать, контролировать, коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль.
Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли.
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация с использованием ЭОР, рабочие тетради.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.
Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, демонстрация презентации.
План урока:
1. Организационный момент (1 минута).
2. Изучение нового материала (30 минут).
Физкультминутка.
3. Закрепление знаний (10 минут).
4. Итоги урока (2 минуты)
5. Домашнее задание (2 минуты).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты).
Приветствие. Тема урока, её место в разделе «Взаимоотношения организма и среды». Задачи урока. Работа в тетради.
II. Изучение нового материала (30 минут)
1.Экологические факторы — это комплекс окружающих условий, воздействующих на живые организмы. (Слайд № 3)
Ø Абиотические
Ø Антропогенные
Ø Биотические.
2. Абиотические факторы - это элементы неживой природы, которые действуют на живой организм. (Слайд № 4)
v Температура — важнейший из ограничивающих (лимитирующих) факторов. Пределами толерантности для любого вида являются максимальная и минимальная летальные температуры, за пределами которых вид смертельно поражают жара или холод. Если не принимать во внимание некоторые уникальные исключения, все живые существа способны жить при температуре между 0 и 50 °С, что обусловлено свойствами протоплазмы клеток.
(Слайд № 5)
Закон толерантности Шелфорда:
Лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору.
Ø Эврибионты – это организмы с широким диапазоном толерантности по отношению к изучаемому фактору.
Ø Стенобионты - это организмы с узким диапазоном толерантности по отношению к изучаемому фактору. (Слайд № 6)
Классификация животных по отношению к поддержанию температуры тела (Слайд № 7):
Ø Гомойотермные
Ø Гетеротермные
Ø Пойкилотермные
Механизм регуляции температуры тела (Слайд № 8):
Ø химический
Ø физический
Правило Бергмана (Слайд № 9)
Правило Аллена (Слайд № 10)
Экологические группы растений по отношению к температуре (Слайд № 11)
► мегатермофиты - жаростойкие растения, например пальмы;
► мезотермофиты - теплолюбивые растения, например орех обманчивый, близкий к ореху грецкому;
► микротермофиты - холодостойкие растения, например ель сибирская;
► гекистотермофиты - очень холодостойкие растения, например лишайники.
Физкультминутка.
v Влажность. Экологические группы организмов поотношению к водному режиму (Слайд № 12).
v Свет. Экологические группы растений по отношению к свету. Фотопериодизм(Слайд № 13,14).
2. Антропогенные факторы – это воздействие человека на природу
Ø прямое
Ø косвенное (Слайд № 15)
Основные виды загрязнения: (Слайд № 16)
Ø Химическое
Ø Биологическое
Ø Радиационное
Ø Электромагнитное
Ø Шумовое
Ø Тепловое
Основные источники загрязнения (Слайд № 17-19)
Ø промышленные предприятия
Ø работа транспорта
Ø сельскохозяйственные предприятия
Основные виды загрязнения воздуха, почвы, воды (Слайд № 20,21)
Основные пути снижения уровня загрязнения (Слайд № 22):
• Разбавление
• Создание очистных сооружений
• Внедрение новых технологий
III. Закрепление (10 минут):
Индивидуальна работа, работа в парах последующей проверкой:
Задание №1. Определите тип животного по отношению к температуре тела (Слайд №23)
Задание №2. Опишите приспособления у животных к поддержанию температуры тела (Слайд № 24)
Задание № 3. Определите экологическую группу растений по отношению к водному режиму (Слайд № 25)
Задание № 4. Какими признаками обладают гелиофиты и сциофиты? (Слайд № 26)
Задание № 5. Определите прямое и косвенное влияние человека на окружающую среду (Слайд № 27)
IV. Итоги урока (2 минуты)
Основные выводы: (Слайд № 28)
• Экологические факторы – это условия окружающей среды, которые влияют на жизнь организмов.
• Абиотические факторы – это факторы влияния неживой природы, они бывают климатические, эдафические, гидрологические и топографические.
• Антропогенные факторы – это влияние человека, оно бывает прямое и косвенное.
Выставление отметок наиболее активному (ным) на уроке обучающемуся
(-имся).
V. Домашнее задание (2 минуты): прочитать стр. 231-246, продумать и привести примеры влияния эдафических, гидрологических и топографических факторов на живые организмы.
Тема: «Биотические факторы или взаимоотношения между организмами».
Цель урока: обобщить знания об основных видах экологических факторов и их влиянии на организм. (Слайд № 29)
Образовательные задачи:
• вспомнить понятие «экологический фактор» и его основные типы, многообразие абиотических факторов, виды антропогенного влияния;
• познакомиться с биотическими факторами, многообразием взаимоотношений между организмами.
Развивающие задачи:
• способствовать развитию способности учащихся к самостоятельной работе и работе в парах на уроке при решении возникающей задачи;
• способствовать развитию интеллектуальных компетенций;
• способствовать развитию умений применять полученные знания в практических жизненных ситуациях.
Воспитательные задачи:
• воспитывать толерантность, умение работать в парах;
• экологическое воспитание обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация с использованием ЭОР, рабочие тетради.
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, демонстрация презентации.
План урока:
1. Организационный момент (1 минута).
2. Повторение изученного материала (12 минут)
3. Изучение нового материала (20 минут).
Физкультминутка.
4. Закрепление знаний (9 минут).
5. Итоги урока (2 минуты)
6. Домашнее задание (1 минута).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты).
Приветствие. Тема урока, её место в разделе «Взаимоотношения организма и среды». Задачи урока. Работа в тетради.
II. Повторение изученного материала (12 минут):
Работа на листочках.
Часть А. Выберите и запишите в тетрадь ОДИН правильный ответ из 4 предложенных. (Слайд № 30, 31)
1. Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток:
А) пищи; Б) света; В) тепла; Г) кислорода.
2. Влажность среды, необходимая для жизни организмов, — это фактор:
А) биологический; Б) антропогенный; В) абиотический; Г) непериодический.
3. Какой экологический фактор служит сигналом для подготовки птиц к перелетам:
А) изменение длины светового дня;
Б) понижение температуры воздуха;
В) повышение ультрафиолетового излучения;
Г) созревание плодов и семян у растений?
4. Из-за накопления в атмосфере оксидов серы происходит:
А) парниковый эффект;
Б) расширение озоновых дыр;
В) выпадение кислотных дождей;
Г) уменьшение прозрачности атмосферы.
5. Растения, у которых есть воздушные корни, относятся к:
А) галофитам; Б) ксерофитам; В) мезофитам; Г) гидрофитам.
6. В какой строчке находятся ТОЛЬКО гомойотермные животные:
А) Сибирский соболь, чирок-свистунок, капибара, муха це-це;
Б) Жук-носорог, тюлень, черный соболь, амурский кот;
В) Сибирский марал, антилопа гну, лев, синица;
Г) Долгоносик, малый прудовик, жаба, кот?
7. Что является ограничивающим фактором для растений пустыни:
А) бедная почва; Б) сильные ветра; В) недостаток воды; Г) травоядные животные?
8. Мхи можно отнести к растениям:
А) теневыносливым растениям;
Б) засухоустойчивым;
В) светолюбивым;
Г) морозоустойчивым.
9. Какое излучение оказывает на организм наибольшее негативное влияние:
А) инфракрасное;
Б) видимый свет;
В) ионизирующее;
Г) ультрафиолетовое?
10. Границы, за пределами которых гибнут особи, называются:
А) предельными; Б) предел выносливости; В) лимитирующий фактор; Г) зона оптимума.
Часть В. Определите номера изображений (Слайд № 32)
А- абиотические факторы:
Б – антропогенные факторы:
1. |
2. |
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
Часть С. Ответьте на вопрос (по выбору): (Слайд № 33)
Почему необходимо очищать сточные воды, перед попаданием их в
водоемы? Приведите не менее 3-4 аргументов.
Взаимопроверка. Сдача листочков учителю.
III. Изучение нового материала (20 минут):
Работа в тетради.
Рассказ с элементами беседы.
Основные типы биотических отношений (Слайд № 34):
Ø Нейтрализм (Слайд №35).
Ø Симбиоз: протокооперация (Слайд № 36)
Ø Симбиоз: мутуализм (Слайд № 37)
Ø Комменсализм: нахлебничество (Слайд № 38)
Ø сотрапезничество (Слайд № 39)
Ø квартираство ( Слайд № 40)
Физкультминутка!!!
Ø Полезно-вредные отношения: хищничество (Слайд № 41)
Ø паразитизм (Слайд № 42)
Ø Конкуренция внутривидовая (Слайд № 43)
Ø межвидовая (Слайд № 44)
Ø Аменсализм (Слайд № 45).
IV. Закрепление знаний (9 минут).
Работа в тетради.
Задание № 1. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором. (Слайд № 46)
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А) биотические
Б) абиотические
ХАРАКТЕРИСТИКА
1) постоянство газового состава атмосферы;
2) изменение толщины озонового экрана;
3) изменение влажности воздуха;
4) изменение численности консументов;
5) изменение численности продуцентов;
6) увеличение численности паразитов.
(правильный ответ:А-4,5,6. Б-1,2,3.)
Задание № 2. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте. (Слайд № 47)
1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на абиотические, биологические и антропогенные.
2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.
3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.
4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.
5. Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
Ответы:
1-на абиотические, биотические и антропогенные.
2-это взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм, аменсализм.
5-взаимоположительных взаимодействий(взаимовыгодные отношения между особями).
Задание № 3. Определите тип взаимоотношений между организмами. (Слайд № 48)
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
Взаимопроверка тетрадей.
V. Итоги уроков по теме «Экологические факторы» (2 минуты):
Основные выводы: (Слайд № 49)
• Экологические факторы – это условия окружающей среды, которые влияют на жизнь организмов.
• Абиотические факторы – это факторы влияния неживой природы, они бывают климатические, эдафические, гидрологические и топографические.
• Антропогенные факторы – это влияние человека, оно бывает прямое и косвенное.
• Биотические факторы – это взаимоотношения между организмами, которые условно можно разделить на три группы: нейтрализм, симбиоз, антибиоз.
Чтоб
радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А
Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас
же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго
ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти
поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !
(Автор неизвестен). (Слайд № 50)
Выставление отметок наиболее активному (ным) на уроке обучающемуся
(-имся).
V. Домашнее задание (2 минуты): прочитать стр. 231-246, подготовиться к проверочной работе.
Список литературы:
1. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2002. – 128 с.
2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2005. – 288 с.
3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М.: Аванта+, 1995.
4. ЭОР сети Интернет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.