Конспект урока "Электромагниты"
Оценка 4.7

Конспект урока "Электромагниты"

Оценка 4.7
doc
18.05.2021
Конспект урока "Электромагниты"
3 урок.doc

Тема урока: «Магнитное поле катушки с током»

Цель: Изучение особенностей магнитного поля катушки с током, способов усиления этого поля, знакомство с устройством, принципом работы и применением электромагнитов.

Задачи:

Образовательные:

1.     ввести понятие электромагнита;

2.     рассмотреть примеры применения электромагнита;

3.     закрепить термины, связанные с понятием магнитного поля, магнитных линий, полюсов магнита.

Развивающие: 

Развитие компетенций:

1.            учебно-организационных (умение осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, соблюдать технику безопасности при работе с приборами).

2.            Учебно-интеллектуальных (умения доказывать, обобщать анализировать и делать выводы, объяснять явления, выбирать главное).

3.            Учебно-информационных (умение работать с текстами учебника).

4.            Учебно-коммуникативных (умение слушать других учащихся и учителя, сотрудничать в группе, планировать свою деятельность).

Воспитательные:

1.    воспитывать культуру общения и поведения на уроке; чувство уверенности в своих суждениях; терпимость и взаимоуважение (по отношению к одноклассникам) формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;

2)    воспитывать уважение к себе, формировать уверенность в своих силах при фиксации  достижения целей, поставленных на уроке.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Демонстрация: магнитное поле прямолинейного тока: прямолинейный проводник, источник тока, провода, экран, железные опилки, магнитная стрелка на подставке, штатив, муфта, лапка.

Демонстрация. Электромагнит и груз: электромагнит, провода, источник тока, набор грузов, мешок с песком, штатив, муфта, лапка.

Опыты учащихся: катушки с сердечником, скрепки 2 шт на парту, синий экран, нетбуки, провода, оргстекло, железные опилки, компасы.
Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный этап

Цели этапа:

·       включить учащихся в учебную деятельность;

·       определить содержательные рамки урока.

СЛАЙД 1

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

 Садитесь

Ученики в тетрадях записывают тему урока

II. Этап постановки целей и задач урока. Актуализация знаний

Цели этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе

которого выявляется и фиксируется отличительное свойство

задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

  • согласовать цель и тему урока

 

Мы с вами продолжаем изучать интересную тему. Какую? (Магнитное поле.)

Демонстрация: магнитное поле прямолинейного тока

Датский физик Ханс Кристиан Эрстед намеревался продемонстрировать студентам нагревание проволоки электрическим током. Вблизи проволоки случайно оказалась магнитная стрелка. И, когда лектор включил ток, один из студентов обратил его внимание на то, что магнитная стрелка повернулась!

Эрстед был настолько поражен этим, что прервал лекцию и тут же начал исследовать удивительное действие проводника с током на магнитную стрелку. В отличие от уже известных действий на расстоянии, это было не притяжение и не отталкивание, а «поворот»: магнитная стрелка стремилась расположиться перпендикулярно проводнику с током.

Что существует, вокруг магнитной стрелки? (магнитное поле)

А вокруг проводника с током оно есть? (да)

Следовательно, магнитные поля проводника и стрелки взаимодействуют, поэтому она… поворавчивается

Магнитное поле прямого тока  представляет  собой  замкнутые  линии  -  концентрические окружности. 

СЛАЙД 2

Возникает вопрос: Существует ли магнитное поле проводника, если его согнуть в виде  кольца?  Мы не знаем,  как правильно изображать магнитное поле катушки с током и определять его направление.

Демонстрация. Провод вокруг руки

От чего в таком положении магнитное поле зависит, мы знаем?

Оно сильное или слабое?

Сворачивание проводника усиливает или уменьшает магнитное поле?

Как вы думаете - какой вес может выдержать наш электромагнит?

Демонстрация. Электромагнит и груз

Итак, какова цель вашей дальнейшей деятельности?  ( научиться изображать магнитное поле катушки с током и определять его направление, изучить его свойства)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Магнитное поле катушки с током.).

Запишите в тетрадь

СЛАЙД 3

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цели этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения

 нового способа действия, устраняющего причину выявленного

затруднения;

  • зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной

 форме и с помощью эталона.

На столах у вас лежат бланки ответов, с которыми сегодня будем работать.

Но вы пишите не на карточке, а все переписываете в тетрадь.

Практика критерий истины

Я предлагаю вам сегодня провести эксперимент и попробовать самим исследовать магнитное поле катушки с током.

 

Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу,
Когда идешь за кем-то в след, дорога не запомнится.
За то куда б ты не попал, и по какой распутице
Дорогу ту, что сам искал, во век не позабудется!

 

Провели опыт – отметили в тетради верное утверждение.

Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми

 Опыт 1.

Проверить магнитные свойства катушки без источника тока. Поднесите катушку к скрепкам

                    Магнитное поле вокруг катушки есть

                   Магнитного поля вокруг катушки нет

Опыт 2.

Собрать цепь, состоящую из источника тока, катушки.

Зарисовать схему с доски

 

 

 

Подсоединить источник тока к компьютеру

Проверить магнитные свойства катушки с током. Поднесите катушку к скрепкам.

                   Магнитное поле вокруг катушки с током сильное

                   Магнитного поля вокруг катушки с током слабое

                   Магнитного поля вокруг катушки с током отсутствует

Опыт 3

 Добавить в катушку сердечник.

Проверить магнитные свойства соленоида (катушки с сердечником и с током). Поднесите катушку к скрепкам.

                   Магнитное поле вокруг катушки с сердечником сильнее

                   Магнитного поля вокруг катушки с сердечником слабее

                   Магнитного поля вокруг катушки с сердечником отсутствует

Опыт 4

 Расположить катушку вдоль стрелки компаса. Повернуть катушку влево-вправо.

Описать, как ведет себя стрелка

 Опыт 5

 Вдоль катушки поставить оргстекло. Сверху насыпать железные опилки.   Выбрать получившийся рисунок


 

 

 

 

 

 

 

Записывают, внимательно слушают, задают вопросы

V.Этап закрепления нового материала

Цель этапа:

  • Проверить свое умение применять новое учебное содержание

в типовых условиях на основе сопоставления своего решения

с эталоном для самопроверки.

Вы справились с поставленной задачей? (Да.)

Вы преодолели возникшее затруднение? (Да.)

Обобщите полученные новые знания. Давайте проверим сделанные вами выводы. Делайте отметку, если ответ верный

Опыт 1.

                   Магнитное поле вокруг катушки есть

                   Магнитного поля вокруг катушки нет

Опыт 2.

                   Магнитное поле вокруг катушки сильное

                   Магнитного поля вокруг катушки слабое

                   Магнитного поля вокруг катушки отсутствует

Опыт 3

                   Магнитное поле вокруг катушки с сердечником сильнее

                   Магнитного поля вокруг катушки с сердечником слабее

                   Магнитного поля вокруг катушки с сердечником отсутствует

Опыт 4

Стрелка поворачивается вслед за катушкой и располагается вдоль катушки

 

 Опыт 5

http://www.rosswarka.ru/images/theory/physics/electromagnetic/electromagnetic_03.gif

на какое насекомое похож рисунок магнитных линий?

А теперь разберите оборудование. Повернитесь и проверьте, правильно ли разобрали ваши одноклассники на парте сзади.

СЛАЙД 4-5

Физкультминутка СЛАЙД 6

Направление магнитных линий определяем по правилу правой руки.

Правило правой руки: если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по току в витках, то отставленный большой палец укажет направление магнитных линий внутри соленоида.

При каком условии катушка притягивает к себе металлические предметы, то есть становится магнитом? (Когда по ней течет ток).

 Многие ученые исследовали магнитное поле так же, как и вы, для того чтобы заставить магнитное поле  работать на благо человечества.
Как вы думаете, где можно использовать катушки с током?

СЛАЙД 7-11

1.     Электромагнитный скоростной транспорт (поезда на магнитной подушке).

2.     Очистка крови.

Сепаратор

 

VI. Рефлексия.

Цели этапа:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • поблагодарить одноклассников, которые помогли  получить результат урока;
  • зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Целью нашего урока было научиться изображать магнитное поле катушки с током и определять его направление, изучить его свойства.

Вы достигли своей цели?

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Проведите самооценку своей деятельности по критериям, затем поменяйтесь листами и проведите взаимооценку.

На основе критериев выставите себе оценку за урок.

Вы хорошо поработали: были активны и показали отличные результаты

СЛАЙД 12

Ответы учащихся по желанию

 


Тема урока: « Магнитное поле катушки с током»

Тема урока: « Магнитное поле катушки с током»

Ход урока. Этапы урока

Ход урока. Этапы урока

Что существует, вокруг магнитной стрелки? (магнитное поле)

Что существует, вокруг магнитной стрелки? (магнитное поле)

II I . Этап изучения новых знаний и способов деятельности

II I . Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Собрать цепь, состоящую из источника тока, катушки

Собрать цепь, состоящую из источника тока, катушки

Записывают, внимательно слушают, задают вопросы

Записывают, внимательно слушают, задают вопросы

Опыт 5 на какое насекомое похож рисунок магнитных линий?

Опыт 5 на какое насекомое похож рисунок магнитных линий?

V I . Рефлексия. Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать…

V I . Рефлексия. Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021