Конспект урока Физика 8 класс "Агрегатное состояние вещества"

  • docx
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Агрегатное состояние 8 кл.docx

Тема: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Цель урока. Расширение представлений о строении веществ посредством введения понятия агрегатное состояние и ознакомления с агрегатными превращениями.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная:

- вспомнить основные положения о строении вещества;  научиться объяснять физические свойства агрегатных состояний вещества на основе представления о молекулярном строении вещества;  выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.

Развивающая:

- развитие речевых навыков учащихся; умение анализировать; умение делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная:

- способствовать привитию умственного труда; создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Планируемый результат

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят  анализ и преобразование информации.

Регулятивные.  Учатся  определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные.  Формируются речевые умения:  учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться  знаниями  между членами группы для принятия эффективных совместных решений. 

Ход урока

1. Организационный этап 

Цель: Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке. Метод: словесный.                                                                                              

          - Я  часто слышу мнение, что физика наука сухая и скучная. Нет в ней красоты, нет поэзии. Спор между «физиками» и «лириками» - давний. Кто из них прав? Как вы думаете? Я уверена, что  среди вас есть те, кто любит точные науки, и те, кому больше нравится  искусство и литература. (Высказывают  свое мнение).

      Вот поэтому, сегодня мы посвятим наш урок не только физике, но и поэзии,  и попытаемся  поставить точку в этом споре.

     Может быть, прав русский писатель К.Г. Паустовский «В любой области человеческого знания    заключается бездна поэзии».

2. Актуализация знаний.

Цель: введение в тему урока, постановка целей.  Метод: беседа, отгадывание загадок

Если вы отгадаете загадки, то узнаете тему нашего  урока.

1. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

   А пошли искать их днем, ищем, ищем, не найдем.  (Роса)    

2. На дворе переполох, с неба сыплется горох.

    Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина.   (Град)

3. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

    Он  невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух, водяной пар).

Вот вам один из элементов литературного творчества. А с точки зрения физики,  что это такое: роса, водяной пар, град? Это агрегатные состояния вещества.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

- Знатоки русского языка, что означает слово агрегат, агрегатное состояние?

 Агрегат – латинское слово, оно значит: внешне единое, но состоящее из более мелких частей.

 Агрегатное состояние – это физическая форма существования материи.

- Любое вещество, состоящее из атомов или молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном.

Определим цели сегодняшнего урока.

Что же отличает одно состояние вещества от другого?

3. Объяснение нового материала

Цель: познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Метод: работа с учебником, заполнение таблицы.

   - Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Ведь как говорил английский философ Т.Гоббс «Физические явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела»

Предлагаю вам заполните таблицу, используя свои знания и параграф №12.  

Состояние вещества.

Свойства.

Расположение молекул.(нарисовать)

 Движение молекул.

Внутренняя энергия.

Твердое

Форма, V.

Кристаллическая решетка.

Колеблются около положения равновесия.

Меньше чем у жидкости и газа

Жидкое

Текучесть, форма сосуда,V.

Беспорядочно, плотно.

Перемещаются.

Меньше чем у газа.

Газообразное

Нет формы, занимают весь объем, легко сжимаются.

Беспорядочно, на больших расстояниях.

Перемещаются по всему объему с большими скоростями.

Большая.

Разбираем таблицу с примерами и делаем выводы

Вывод: твердые тела сохраняют форму и имеют объем

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.

- Можно ли сжать жидкость? (второй ряд набирает в шприц воду и закрыв отверстие пальцем пытается сжать воду опустив поршень)  жидкость не сжимаема.

Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем, легко сжимаем, принимает форму сосуда, в котором находится.

Итог:

- А теперь, давайте закрепим  свойства жидких, твердых и газообразных тел на примере воды.

- Итак, вода бывает разной: жидкой, твердой, газообразной.

-Жидкость текуча, из жизни мы знаем,

Так как в сосуды ее наливаем.

При постоянном объеме вода

Форму сосуда имеет всегда. (агрегатное состояние воды – жидкое)

- Если минус на дворе,

Значит, хрупкой быть воде.

В мире холода вода

Бывает твердою всегда.

Иней, снег, сосульки, град-

Каждый им бывает рад.

Из кристалликов вода,

Если твердая она.

Тело сохранит объем,

Форму тоже – все при нем. (агрегатное состояние воды- твердое)

- Если стал сосуд большим,

Помещение – другим,

Форма и объем у газа

Изменяются здесь сразу!

Увеличится сосуд-

Места нет без газа тут.

Сжать весь газ легко мы сможем,

Силу малую приложим.

Интересен газ любой,

Не равнить его с водой.

Нет ни формы, ни объема-

Не удержишь его дома. (агрегатное состояние воды – газообразное)

- Как же можно объяснить эти свойства?

Вода, лед, водяной пар – это состояния одного и того же вещества, а значит, молекулы не отличаются друг от друга.

- «Физкультминутка»

Раз, два – встать пора,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Проблемный вопрос:

- Каким образом вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое?

      Процесс перехода «Твердое тело – жидкость  -  газ» сопровождается поглощением тепла, а значит, связан с  увеличением энергии.

    Процесс перехода «газ – жидкость  - твердое тело» сопровождается выделением тепла, а значит, связан с  уменьшением энергии.

Посмотрим на схему. Есть шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из агрегатного состояния в другое.

Надпись:   Жидкости 

  кристаллизация                                                                 парообразование

                                               плавление конденсация

Надпись:           Газ Надпись:  Твердое тело                                       сублимация

Работа с учебником. Ищем информацию, делаем вывод

Вывод: температура плавления – температура, при которой вещество плавится.

Температура кристаллизации – температура, при которой вещество отвердевает.

Закрепление. 

На столах у вас лежат листы с поэтическими строками известных авторов: Пушкина, Есенина, Лермонтова. Лирики почитают нам эти  небольшие отрывки из стихотворений.         

 Ваша задача – найти в этих строчках информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс, скрывающийся за необычным описанием.

1.      Ручей петляет осторожно      Сквозь талый вылинявший снег.

      Кричат грачи, и невозможно    Остановить весны разбег. ( Ольга Меньшикова)

2. А.С. Пушкин «Зимнее утро»
«Под голубыми небесами     Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;     Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,   И речка подо льдом блестит».

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
 «Пришла, рассыпалась; клоками   Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами   Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою  Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы  Проказам матушки зимы». 

4.П.А. Вяземский
 «Снег сверху бьет, снег веет снизу,    Нет воздуха, небес, земли,
  На землю облака сошли,   На день, насунув ночи ризу».

    Зимой и летом вода находится в относительно стабильном состоянии, весной и осенью происходит масштабный переход из одного состояния в другое.  Кристаллизация характерна для осени, плавление - для весны, и лишь испарение происходит круглый год.                          

    10. Итог.  Кто придумал проблему «физиков и лириков»? Физика никак не противоречит поэзии. Научное познание природы и её поэтическое восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и притом мощный стимул к дальнейшему исследованию. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более  художественной; расставшись у основания, они встретятся когда – нибудь на вершине».   

Домашнее задание

§12,13,14 Упр 7 

Если останется время: 1.Отгадайте загадки: 1.В морях и реках обитают, но часто по небу летают. А как наскучит ей летать на землю падает опять. (вода)

2.Меня вода рождает, а я ее. (лед и вода)

3.Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)

2.Найдите ошибку и объясните ее с физической точки зрения:

«Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой стала, а в мире поубавилось тепла.»

 Рефлексия

- Человек подобен аккумулятору и заряжается он в юности. Заряжайтесь знаниями, отношением к жизни.

-Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!