КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 129-130
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Опыт Резерфорда по
рассеянию альфа-частиц. Постулаты Бора. Опыты Франка и
Герца.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 27.04.2021
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный
1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.
2. Цели, задачи:
Образовательные:
Разъяснить механизм опытов Резерфорда
Воспитательные:
развивать познавательную самостоятельность учащихся;
способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.
Развивающие:
развивать умения выделять главное, существенное, сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.
2.2 Результаты обучения:
1) Объяснять законы атомной и квантовой физики.
2.3 Критерии оценки:
1) Объясняет
планетарную модель атома на основе опыта Резерфорда по рассеянию альфа-частиц;
2) Раскрывает
условия устойчивого существования атома с помощью постулатов Бора.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература:
1. Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019.
2. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика. Учебник. Мектеп. 2015.
3. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.
4. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик. Арман-ПВ. 2019.
5. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
||||||||||||||||
Начало урока |
Орг. момент. |
|
||||||||||||||||
|
Проверка домашнего задания. Повторение Линейчатые спектры
|
Презентация |
||||||||||||||||
Середина урока |
https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit Опыт Резерфорда по рассеиванию альфа – частиц. Изучая рассеяние альфа-частиц при прохождении через золотую фольгу, Эрнест Резерфорд пришел к выводу, что весь положительный заряд атомов сосредоточен в их центре в очень массивном и компактном ядре. А отрицательно заряженные частицы (электроны) обращаются вокруг этого ядра. Эта модель коренным образом отличалась от широко распространенной в то время модели атома Томсона. Джозеф Джон Томсон предложил модель атома в виде пудинга (пирога), в котором положительный заряд равномерно заполнял весь объем атома, а электроны были вкраплены в него. Несколько позже модель Резерфорда получила название планетарной модели атома (она действительно похожа на Солнечную систему: тяжелое ядро - Солнце, а обращающиеся вокруг него электроны - планеты). В 1912 г. Э.Резерфорд и его сотрудники поставили опыт по рассеянию альфа-частиц в веществе.
В отсутствие фольги на экране возникал светлый кружок, состоящий из сцинтилляций, вызванных тонким пучком альфа-частиц. Но когда на пути движения альфа-частиц помещали тонкую золотую фольгу толщиной примерно 0,1 мк (микрон), то наблюдаемая на экране картинка сильно менялась: отдельные вспышки появлялись не только за пределами прежнего кружка, но их можно было даже наблюдать с противоположной стороны золотой фольги. Подсчитывая число сцинтилляций в единицу времени в разных местах экрана, можно установить распределение в пространстве рассеянных альфа-частиц. Число альфа-частиц быстро убывает с увеличением угла рассеяния. Наблюдаемая на экране картина позволила заключить, что большинство альфа-частиц проходит сквозь золотую фольгу без заметного изменения направления их движения. Однако некоторые частицы отклонялись на большие углы от первоначального направления альфа-частиц (порядка 135о…150о) и даже отбрасывались назад. Исследования показали, что при прохождении альфа-частиц сквозь фольгу примерно на каждые 10000 падающих частиц только одна отклоняется на угол более 10о от первоначального направления движения. Лишь в виде редкого исключения одна из огромного числа альфа-частиц отклоняется от своего первоначального направления. Тот факт, что многие альфа-частицы проходили сквозь фольгу, не отклоняясь от своего направления движения, говорит о том, что атом не является сплошным образованием. Так как масса альфа-частицы почти в 8000 раз превосходит массу электрона, то электроны, входящие в состав атомов фольги, не могут заметно изменить траекторию альфа-частиц. Рассеяние альфа-частиц может вызывать положительно заряженная частица атома – атомное ядро. «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору». · Факты Опыты по рассеянию α-частиц показывают, что атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов. Данные электродинамики свидетельствуют, что движущиеся ускоренно заряды испускают электромагнитные волны, теряя энергию. Однако даже повседневные наблюдения говорят, что атомы устойчивы и, как правило, не излучают энергии. Возникло противоречие одних фактов другим. · Модель Это противоречие устранил Н. Бор (1913г.), создав неклассическую модель атома, базирующуюся на следующих постулатах:
I. Существуют
особые стационарные состояния атома, находясь в которых атом не излучает
энергию, при этом электроны в атоме движутся с ускорением. Каждому
стационарному состоянию соответствует определенная энергия
II.Излучение света происходит при переходе атома из стационарного
состояния с большей энергией
На основе перечисленных фактов построена теоретическая модель водородоподобного атома. Для наглядного представления возможных энергетических состояний атомов используются энергетические диаграммы, на которых каждое стационарное состояние атома отмечается горизонтальной линией, называемой энергетическим уровнем. Состояние с минимальной энергией Е1 называют основным состоянием. Все остальные состояния атома с энергиями Е2, Е3, ……, ЕN называются возбужденными состояниями. Отрицательная энергия состояний атома водорода физически означает, что атом устойчив и для его разрушения (удаления электрона от ядра на расстояние, при котором взаимодействием с ядром можно пренебречь) необходимо совершить работу. Значение Е > 0 соответствует электрону, проходящему мимо ядра и уходящему в бесконечность. Атом поглощает энергию при переходе из низших энергетических состояний в высшие. Переходы атома на второй энергетический уровень с верхних уровней образуют серию Бальмера, которая дает видимые частоты излучения (частота излучения соответствует частоте видимого света). · Следствия Одним из
следствий модели атома Бора является то, что при внешних воздействиях атомы
могут получать не произвольные, а лишь вполне определенные значения энергии Частота излучения или поглощения
равна: Радиусы орбит меняются дискретно числам n=1,2,… (правило квантования). · Эксперимент 1) Экспериментальное исследование, непосредственно доказывающее существование стационарных состояний атомов осуществили Франк и Герц. Использовалась установка, схематически изображенная на рис. Стеклянный балон заполнен парами ртути при низком давлении и содержит катод, сетку,анод. Без ртути анодный ток растет непрерывно. При заполнении балона парами ртути на кривой появляются несколько максимумов и минимумов. Классическая физика не в состоянии объяснить этот экспериментальный факт.
Исходя из этих
результатов можно сделать вывод, что разность энергий возбужденного
стационарного состояния и основного стационарного состояния равнв 4,9 эВ.
Этот вывод подтверждается еще одним эффектом. Пока напряжение между катодом и
сеткой меньше 4,9 В, пары ртути не излучают. При достижении напряжения 4,9 В
пары ртути испускают ультрафиолетовое излучение с частотой: ν = 2) В видимой области спектра водорода находятся только четыре линии серии Бальмера, что подтверждается экспериментом. Спектроскопические исследования в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра обнаружили серии линий Лаймана, Пашена, Брэкета, Пфунда и ультрафиолетовую часть серии линий Бальмера. Значит теория Бора верно предсказывает реальные факты. Ограниченность теории Бора. Теория Бора водородоподобного атома прекрасно согласуется с экспериментом. Она показала неприменимость классической физики к внутриатомным явлениям: в микромире определяющими являются квантовые законы. Однако эта теория не отменяет классическую физику. Н. Бором в 1923 г. был сформулирован принцип соответствия, согласно которому законы квантовой физики включают в себя законы классической физики. По теории Бора электрон, движущийся по орбите не излучает электромагнитную волну; излучение происходит при переходе электрона с одной орбиты на другую. Сближение результатов квантовой и классической теории происходит при больших значениях квантового числа n. В этом случае уровни энергий стационарных состояний сближаются настолько, что переход атома из одного квантового состояния в соседнее становится неотличим от процесса непрерывного излучения энергии. Однако эксперимент показывает, что закономерности оптических спектров любого атома, в котором более чем один электрон, не могут быть получены, как следствия теории Бора. Правило квантования применимо не всегда. Представление об определенных орбитах, по которым движутся электроны в атоме, оказалось условным. К недостаткам теории Бора относится ее противоречивость: эта теория и не классическая, и не квантовая, а то и другое вместе; она представляет собой переходный этап от классической к квантовой физике.
|
Ссылка 1.
Презентация |
||||||||||||||||
|
Закрепление: Задание 7. Составить произвольную таблицу “Свойства света” и заполнить ее. |
Презентация |
||||||||||||||||
Конец урока |
Рефлексия Рефлексия «+, -, интересно». - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Слайд |
||||||||||||||||
|
Домашнее задание: 1. Написать конспект. 2. Тест. 3. Сообщение. |
Слайд |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Написать конспект. |
30 |
2. |
Ответить на вопросы теста. |
30 |
3. |
Подготовить сообщение по теме «Опыты Франка и Герца» |
40 |
Тест по теме «Строение атома».
1. Модель атома Томсона состоит из:
a) Электрически нейтрального шара
b) Положительно заряженного шара с вкраплениями электронов
c) Положительно заряженное тело малых размеров, вокруг которого движутся электроны
d) Отрицательно заряженное тело малых размеров, вокруг которого движутся альфа-частицы.
2. Планетарная модель атома обоснована опытами по:
a) Растворению и плавлению твердых тел
b) Ионизации газа
c) Химическому получению новых веществ
d) Рассеянию α-частиц
3. В опыте Резерфорда α-частицы рассеиваются
a) Электростатическим полем ядра атома
b) Электронной оболочкой атомов мишени
c) Гравитационным полем ядра атомов
d) Поверхностью мишени
4. Согласно постулатам Бора частота электромагнитного излучения, возникающего при переходе атома из возбужденного состояния с энергией Е1 в основное состояние с энергией Е0, вычисляется по формуле
a)
b)
c)
d)
5. Длина волны фотона, излучаемого атомом при переходе из возбужденного состояния с энергией Е1 в основное состояние с энергией Е0, равна
a)
1)
b)
c)
d)
6. Будем считать, что потенциальная энергия взаимодействия протона с электроном равна нулю, если расстояние между ними неограниченно велико. Тогда энергия взаимодействия ядра и электрона в атоме водорода
a) Больше нуля b) равна нулю c) меньше нуля d) больше или меньше нуля в зависимости от расстояния
7.
На
рисунке приведены фотографии спектра поглощения неизвестного газа и спектров
поглощения известных веществ. По анализу спектров можно утверждать, что
неизвестный газ содержит в заметном количестве
a) Водород (Н), гелий (Не) и натрий (Nа)
b) Только натрий (Nа) и водород (Н)
c) Только натрий (Nа) и гелий (Не)
d) Только водород (Н) и гелий (Не)
8. Излучение лазера – это
a) Тепловое излучение
b) Вынужденное излучение
c) Спонтанное (самопроизвольное) излучение
d) люминесценция
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.