Конспект урока физики на тему: Понятие о нелинейной оптике. Лазеры. Волновые свойства частиц. Трудности теории Бора. Волны де Бройля.

  • docx
  • 04.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 133-134 Лазеры.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 133-134

(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)

Понятие о нелинейной оптике. Лазеры. Волновые свойства частиц. Трудности теории Бора. Волны де Бройля.
(тема занятия)

Наименование дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 4.05.2021

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный

1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.

 

2. Цели, задачи:

·         изучить устройство и принцип действия лазера, его применение в науке и технике;

·         развивать умение сравнивать, анализировать, строить аналогии, обобщать; расширить кругозор обучающихся;

·         воспитывать патриотизм и гордость за открытия, сделанные учеными нашей страны.

2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.

2.2 Результаты обучения:

1) Объяснять законы атомной и квантовой  физики.

2.3 Критерии оценки:

1) Объясняет устройство,  принцип действия лазера и обосновывает  перспективы развития голографии.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература:

1.      Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков,  Т.Қыстаубаев. Физика.  Учебник. 1, 2  часть. Мектеп. 2019.

2.      С.Туякбаев,  Ш.Насохова,  Б.Кронгарт,  В.Кем ,  В.Загайнова .  Физика.  Учебник. Мектеп. 2015.

3.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.

4.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик.  Арман-ПВ. 2019.

5.      А.П.Рымкевич.  Сборник задач по физике.  Алматы.  Мектеп. 2011.

 

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

В 2010 году исполнилось ровно полвека с момента создания первого в мире лазера. Вторая половина XX-го века ознаменовалась яркими достижениями научно-технического прогресса: овладение ядерной энергией, освоение космоса, развитие радиолокационной техники, производство компьютеров... Среди этих достижений достойное место занимает создание лазеров и развитие лазерной техники.

Вопросы:

1.      Что представляет собой атом согласно планетарной модели атома Резерфорда?

2.      Почему эта модель атома не согласуется с законами классической физики?

3.      Как был найден выход из сложившегося противоречия между теорией и практикой?

4.      Сформулируйте постулаты Бора.

 

Презентация

 

Середина урока

https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit

Лазер - оптический квантовый генератор, создающий мощный пусконаправленный когерентный монохроматический луч света.

LASER – сочетание первых букв слов английского выражения «Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation» («усиление света при помощи индуцированного излучения»).

Основные идеи, положенные в работу лазера:

В 1917 г А.Эйнштейн предсказал возможность индуцированного (вынужденного) излучения света атомами.

В 1940 г советский физик В.А.Фабрикант указал на возможность использования активных сред  с инверсной заселенностью уровней, где возможно не поглощение, а усиление электромагнитных волн.

Использование положительно обратной связи, при которой часть сигнала с выхода устройства подается на его вход.

В создании лазера принимали участие советские физики Н.Г.Басов и А.М.Прохоров, американский физик Ч.Таунс. В 1963 г. они были удостоены Нобелевской премии. Первый лазер создан в США в 1960 г.

Жорес Иванович Алферов – наш соотечественник, автор основополагающих работ в области многослойных гетероструктур, ставших основой современных полупроводниковых лазеров. Жорес Алфёров – лауреат Нобелевской премии в области физики за 2000 год.

1. Спонтанное и вынужденное излучение.

Если электрон находится на нижнем уровне, то атом поглотит падающий фотон, и электрон перейдет с уровня Е1 на уровень Е2. Это состояние неустойчивое, электрон самопроизвольно перейдет на уровень Е1 с испусканием фотона. Спонтанное излучение происходит самопроизвольно, следовательно, атом будет испускать свет несогласованно, хаотично, поэтому световые волны несогласованны друг с другом ни по фазе, ни по поляризации, ни по направлению. Это естественный свет.

Но возможно и индуцированное (вынужденное) излучение. Если электрон находится на верхнем уровне Е2 (атом в возбужденном состоянии), то при падении фотона может произойти вынужденный переход электрона на нижний уровень испусканием второго фотона. (слайд 6)

Излучение при переходе электрона в атоме с верхнего энергетического уровня на нижний с испусканием фотона под влиянием внешнего электромагнитного поля (падающего фотона) называют вынужденным, или индуцированным.

Свойства вынужденного излучения:

одинаковая частота и фаза фотонов первичного и вторичного;

одинаковое направление распространения;

одинаковая поляризация.

Следовательно, при вынужденном излучении образуются два одинаковых фотона-близнеца.

2. Использование активных сред.

Состояние вещества среды, в котором меньше половины атомов находится в возбужденном состоянии, называется состоянием с нормальной заселенностью энергетических уровней. Это обычное состояние среды.

            Среду, в которой больше половины атомов находится в возбужденном состоянии, называют активной средой с инверсной заселенностью энергетических уровней.

            В среде с инверсной заселенностью энергетических уровней обеспечивается усиление световой волны. Это активная среда.

            Усиление света можно сравнить с нарастанием лавины.

 

 

 

 

Для получения активной среды используют трехуровневую систему.

На третьем уровне система живет очень мало, после чего самопроизвольно переходит в состояние Е2 без испускания фотона. Переход из состояния 2 в состояние 1 сопровождается излучением фотона, что и используется в лазерах.

Процесс перехода среды в инверсное состояние называется накачкой. Чаще всего для этого используют облучение светом (оптическая накачка), электрический разряд, электрический ток, химические реакции. Например, после вспышки мощной лампы система переходит в состояние 3, спустя малый промежуток времени в состояние 2, в котором живет сравнительно долго. Так создается перенаселенность на уровне 2.

3. Положительно обратная связь.

Для того чтобы из режима усиления света перейти к режиму генерации в лазере используют обратную связь.

Обратная связь осуществляется с помощью оптического резонатора, который обычно представляет собой пару параллельных зеркал.

В результате одного из спонтанных переходов с верхнего уровня на нижний  возникает фотон. При движении в сторону одного из зеркал фотон вызывает целую лавину фотонов. После отражения от зеркала лавина фотонов движется в противоположном направлении, попутно заставляя испускать фотоны все новые атомы. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока существует инверсная заселенность уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 


Потоки света, идущие в боковых направлениях, быстро покидают активный элемент, не успевая набрать значительной энергии. Световая волна, распространяющаяся вдоль оси резонатора, многократно усиливается. Дно из зеркал делается полупрозрачным, и из него лазерная волна выходит наружу в окружающую среду.

4. Рубиновый лазер.

 

рубиновый лазер.JPGОсновная деталь рубинового лазера – рубиновый стержень. Рубин состоит из атомов Al и O с примесью атомов Cr. Именно атомы хрома придают рубину цвет и имеют метастабильное состояние. На стержень навита трубка газоразрядной лампы, называемой лампой накачки. Лампа кратковременно вспыхивает, происходит накачка.

Рубиновый лазер работает в импульсном режиме. Существуют и другие типы лазеров: газовые, полупроводниковые... Они могут работать в непрерывном режиме.

5. Свойства лазерного излучения:

·         самый мощный источник света;

·         РСолнца = 104 Вт/см2, Рлазера = 1014 Вт/см2.

·         исключительная монохроматичность;

·         дает очень малую степень расхождения угла;

·         когерентность.

 

Ссылка 1.

 

 

Презентация

 

Закрепление:

6. Применение лазеров:

·         в радиоастрономии для определения расстояний до тел Солнечной системы с максимальной точностью (светолокатор);

·         обработка металлов (резка, сварка, плавка, сверление);

·         в хирургии вместо скальпеля (например, в офтальмологии);

·         для получения объемных изображений (голография);

·         связь (особенно в космосе);

·         запись и хранение информации;

·         в химических реакциях;

·         для осуществления термоядерных реакций в ядерном реакторе;

·         ядерное оружие.

«Создание лазеров не только коренным образом изменило оптику, но и оказало огромное влияние на многие области современной физики, химии, кибернетики, биологии, медицины, технологии. Сейчас мы видим, что когерентный свет открыл новые, совершенно неожиданные возможности для решения кардинальных проблем нашей бурно развивающейся цивилизации – энергетической, информационной, технологической. Широкое применение лазеров означает качественное преобразование в производительных сферах общества, подобное внедрению в производство и жизнедеятельность человека электричества». (Н. Г.Басов)

 

Презентация

Конец урока

Рефлексия

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Ответить на вопросы.

3.      Кластер «Применение лазеров».

4.      Сообщение «Волны де Бройля».

Слайд 

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Написать конспект.

30

2.       

Ответить на вопросы.

20

3.       

Кластер «Применение лазера».

30

4.       

Сообщение «Волны де Бройля».

20

Вопросы:

1.      Какое излучение называется спонтанным? Является ли оно когерентным?

2.      Какое излучение называется вынужденным? Является ли оно когерентным?

3.      При каком условии может происходить усиление света при его прохождении через слой вещества?

4.      При каком условии в веществе может возникнуть инверсная заселенность энергетических уровней?

5.      Как устроен оптический квантовый генератор?

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru